Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
неэффективная продуктовая дифференциация – запрет ценовой дискриминации заставляет фирмы маскировать различия в ценах под «ложную» продуктовую дифференциацию (небольшие изменения в упаковке, несущественные добавлению к содержанию продукта и т.п.).
В РФ несколько законов имеют отношение к ценовой дискриминации, в которых она запрещена, за исключением случаев, разрешенных государством, например:
ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает установление разных цен на один и тот же товар;
ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях» и ст. 20 ФЗ «Об электроэнергетике» обязывают компании использовать ценовую дискриминацию третьей степени в целях удовлетворения спроса потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и для социальной поддержки населения.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие типы ценовой дискриминации выделяют?
2. Чем объясняется использование фирмами практика ценовой дискриминации?
3. Каковы последствия ценовой дискриминации?
4. Назовите цель совершенной ценовой дискриминации.
5. В чем заключается суть ценовой дискриминации по группам потребителей?
6. Перечислите методы психологической ценовой дискриминации по группам потребителей.
7. В чем суть ценовой дискриминации второй степени?
8. Почему фирмы используют разные виды ценовой дискриминации?
9. Когда был впервые введен государственный запрет на ценовую дискриминацию?
10. Перечислите аргументы в пользу использования ценовой дискриминации.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учеб. / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
2. Тироль Ж. Теория корпоративных финансов: учеб. – в 2 кн. / Под науч. ред. Н.А. Ранневой. – М. ИД «Дело» РАНХиГС, 2017. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
3. Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум. – М.: ИД ВШЭ, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
Дополнительная литература:
1. Розанова Н.М.Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособ. / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2019.
2. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
3. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. – СПб.: Экономическая школа, 2000. Т.1, гл. 3.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О защите конкуренции». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.
2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/
3. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об электроэнергетике». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/.
Тема 7. Сети, патенты и стандарты
Цель темы –рассмотрение влияния научно-технического прогресса на развитие рыночных структур и механизмов их функционирования.
Дидактические единицы:
Сети.
Особенности инноваций в условиях сетевых эффектов.
Зависимость от избранного пути.
«Чрезмерная инертность» и «чрезмерная импульсивность».
Выбор совместимости участниками рынка.
Альтернативы государственной политики в отношении единых стандартов.
Стимулы для инновации как функция структуры рынка.
Патенты и патентные гонки.
Патенты, лицензии и технологические инновации.
Стандартизация и разнообразие, проблемы совместимости.
Роль стандартизации в развитии сетевых структур.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
стимулы к инновациям в условиях различных рыночных структур;
причины имеханизмы финансирования фирмами научно-исследовательских работ;
суть проблемы имитации;
уметь:
анализировать причины разного количества инновационных фирм на различных рынках;
оценивать эффективность патентов и лицензий для инновационных фирм.
Студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
сети;
внешние эффекты сетей;
ожидания потребителей;
зависимость от избранного пути;
чрезмерная инертность;
чрезмерная импульсивность;
совместимость;
стандартизация.
Вопросы темы:
1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.
2. Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.
Вопрос 1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.
Особенностью развития современной экономики является широкое использование информационных технологий, что, с одной стороны, свидетельствует о наличии в рыночной системе невостребованных резервов, а, с другой, – создает принципиально новые условия хозяйствования в результате их осуществления в новой сетевой среде, обладающей свойствами, отличными от рыночной экономики.
Например, если свободному рынку характерны неполнота и асимметричность информации, то в условиях сетевой экономики, участники рынка, замкнутые в едином сетевом сообществе, располагают практически полной информацией, что оказывает значительное влияние на отношения между ними.
Современные технологии подрывают свойства рыночного механизма, которые до настоящего времени обеспечивали эффективность производства и распределения продукции. В первую очередь речь идет о трех основах рыночной системы:
1) исключительность – способность продавцов заставить потребителей стать покупателями;
2) соперничество – существование производителей, выполняющих одни и те же операции с разными затратами;
3) прозрачность – четкое представление индивидами, что они хотят купить.
Однако само явление сетевой экономики не только пока слабо изучено, но и не имеет единого толкования среди ученых-экономистов.
В докладе Европейской Комиссии «Конвергенция телекоммуникационных, вещательных и информационных технологий: европейский подход» (1997 г.) сетевая экономика (англ. networked economy) определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия».[4]
В последние годы начало формироваться новое научное направление – экономика сетей (англ. network economics), исследующее экономическую выгоду от объединения агентов в сети различного рода: транспортные, финансовые, информационные и т.п. Основой направления стало развитие новых технологий, которые объединяют информационные потоки между большим количеством рыночных субъектов для координации текущей и перспективной деятельности по достижению общих целей.
Понятия «сетевая экономика» и «экономики сети (сетей)» соотносятся между собой как общее и частное, причем последнее относится к изучению сетевых особенностей и явлений, имеющих место в различных ситуациях. При этом хозяйственная деятельность компаний, работающих в условиях вертикальной формы управления, также обладает некоторыми чертами, присущими сетевой форме организации. А при переносе деловой активности в единое информационное пространство сетевые черты становятся преобладающими.
Кардинальное отличие объекта изучения
сетевой экономики от экономики сети заключается в том, что в контексте экономики сети существует предпосылка о наличии единых интересов у компании или группы компаний, принадлежащих к одной сети. В рамках же сетевой экономики исследуется взаимодействие сетевых структур, принадлежащих различным рыночным агентам, обладающих свои собственными целями, которые могут и совпадать, и не совпадать.
Сетевые черты экономической деятельности наблюдаются при анализе предприятий и производственных процессов, организованных по сетевому признаку: транспортные перевозки, телекоммуникационные компании, гибкие автоматизированные производства и т.п. Для предприятий данных отраслей экономики сетевые черты являются неотъемлемой частью производственного цикла.
Особенности сетевой формы проявляются как в сфере производства, так и в сфере потребления.
По мере развития средств телекоммуникаций и с информатизацией экономики сетевая экономика не только расширяет свои масштабы, но и оказывает влияние на все виды экономической деятельности, трансформируя факторы конкурентоспособности.
Так, возможности электронного тиражирования и доставки практически исключают факторыуникальностии территориальной (географической) исключительности. В результате участники рынка теряют эффективный способ информирования рыночной системы об объеме и структуре их спроса.
Фактор соперничества: в сетевой среде между продавцами исчезают конкурентные различия, обусловленные издержками обслуживания дополнительных заказов в результате приближения стоимости тиражирования и доставки цифровой информации к нулю у всех производителей.
Фактор прозрачности: во многих секторах современной экономики акт купли-продажи сразу не закачивается единовременно. Трансакция становится точкой отсчета долговременных отношений между покупателем и продавцом (например, покупка программного продукта и периодическое обновление его версий).
Важной характеристикой сетевой экономики является существование так называемых сетевых эффектов(сетевых экстерналий) – эффектов, которые пользователь товара/услуги оказывает на ценность того или иного продукта/услуги для других пользователей. Сетевой эффект усиливается после достижения определенного числа пользователей продукта/услуги, называемого критической массой. В этой точке ценность, получаемая от использования продукта/услуги, становится больше или равна заплаченной цене.