Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     неэффективная продуктовая дифференциация – запрет ценовой дискриминации заставляет фирмы маскировать различия в ценах под «ложную» продуктовую дифференциацию (небольшие изменения в упаковке, несущественные добавлению к содержанию продукта и т.п.).

 

В РФ несколько законов имеют отношение к ценовой дискриминации, в которых она запрещена, за исключением случаев, разрешенных государством, например:

     ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает установление разных цен на один и тот же товар;

     ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях» и ст. 20 ФЗ «Об электроэнергетике» обязывают компании использовать ценовую дискриминацию третьей степени в целях удовлетворения спроса потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и для социальной поддержки населения.

 

Вопросы для самопроверки:

1.      Какие типы ценовой дискриминации выделяют?

2.      Чем объясняется использование фирмами практика ценовой дискриминации?

3.      Каковы последствия ценовой дискриминации?

4.      Назовите цель совершенной ценовой дискриминации.

5.      В чем заключается суть ценовой дискриминации по группам потребителей?

6.      Перечислите методы психологической ценовой дискриминации по группам потребителей.

7.      В чем суть ценовой дискриминации второй степени?

8.      Почему фирмы используют разные виды ценовой дискриминации?

9.      Когда был впервые введен государственный запрет на ценовую дискриминацию?

10.  Перечислите аргументы в пользу использования ценовой дискриминации.

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учеб. / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

2.  Тироль Ж. Теория корпоративных финансов: учеб. – в 2 кн. / Под науч. ред. Н.А. Ранневой. – М. ИД «Дело» РАНХиГС, 2017. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

3.  Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум. – М.: ИД ВШЭ, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

 

Дополнительная литература:

1.  Розанова Н.М.Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособ. / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2019.

2.  Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

3.  Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. – СПб.: Экономическая школа, 2000. Т.1, гл. 3.


 

Нормативно-правовые акты:

1.  Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О защите конкуренции». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.

2.  Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/

3.  Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об электроэнергетике». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/.

 


Тема 7. Сети, патенты и стандарты

 

Цель темы –рассмотрение влияния научно-технического прогресса на развитие рыночных структур и механизмов их функционирования.

 

Дидактические единицы:

     Сети.

     Особенности инноваций в условиях сетевых эффектов.

     Зависимость от избранного пути.

     «Чрезмерная инертность» и «чрезмерная импульсивность».

     Выбор совместимости участниками рынка.

     Альтернативы государственной политики в отношении единых стандартов.

     Стимулы для инновации как функция структуры рынка.

     Патенты и патентные гонки.

     Патенты, лицензии и технологические инновации.

     Стандартизация и разнообразие, проблемы совместимости.

     Роль стандартизации в развитии сетевых структур.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

     стимулы к инновациям в условиях различных рыночных структур;

     причины имеханизмы финансирования фирмами научно-исследовательских работ;

     суть проблемы имитации;

 

уметь:

     анализировать причины разного количества инновационных фирм на различных рынках;

     оценивать эффективность патентов и лицензий для инновационных фирм.

 

Студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

     сети;

     внешние эффекты сетей;

     ожидания потребителей;

     зависимость от избранного пути;

     чрезмерная инертность;

     чрезмерная импульсивность;

     совместимость;

     стандартизация.

 

Вопросы темы:

1.  Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.

2.  Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.

 

Вопрос 1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.

 

Особенностью развития современной экономики является широкое использование информационных технологий, что, с одной стороны, свидетельствует о наличии в рыночной системе невостребованных резервов, а, с другой, – создает принципиально новые условия хозяйствования в результате их осуществления в новой сетевой среде, обладающей свойствами, отличными от рыночной экономики.

Например, если свободному рынку характерны неполнота и асимметричность информации, то в условиях сетевой экономики, участники рынка, замкнутые в едином сетевом сообществе, располагают практически полной информацией, что оказывает значительное влияние на отношения между ними.


Современные технологии подрывают свойства рыночного механизма, которые до настоящего времени обеспечивали эффективность производства и распределения продукции. В первую очередь речь идет о трех основах рыночной системы:

1)      исключительность – способность продавцов заставить потребителей стать покупателями;

2)      соперничество – существование производителей, выполняющих одни и те же операции с разными затратами;

3)      прозрачность – четкое представление индивидами, что они хотят купить.

 

Однако само явление сетевой экономики не только пока слабо изучено, но и не имеет единого толкования среди ученых-экономистов.

В докладе Европейской Комиссии «Конвергенция телекоммуникационных, вещательных и информационных технологий: европейский подход» (1997 г.) сетевая экономика (англ. networked economy) определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия».[4]

В последние годы начало формироваться новое научное направление – экономика сетей (англ. network economics), исследующее экономическую выгоду от объединения агентов в сети различного рода: транспортные, финансовые, информационные и т.п. Основой направления стало развитие новых технологий, которые объединяют информационные потоки между большим количеством рыночных субъектов для координации текущей и перспективной деятельности по достижению общих целей.

Понятия «сетевая экономика» и «экономики сети (сетей)» соотносятся между собой как общее и частное, причем последнее относится к изучению сетевых особенностей и явлений, имеющих место в различных ситуациях. При этом хозяйственная деятельность компаний, работающих в условиях вертикальной формы управления, также обладает некоторыми чертами, присущими сетевой форме организации. А при переносе деловой активности в единое информационное пространство сетевые черты становятся преобладающими.

Кардинальное отличие объекта изучения 
сетевой экономики от экономики сети заключается в том, что в контексте экономики сети существует предпосылка о наличии единых интересов у компании или группы компаний, принадлежащих к одной сети. В рамках же сетевой экономики исследуется взаимодействие сетевых структур, принадлежащих различным рыночным агентам, обладающих свои собственными целями, которые могут и совпадать, и не совпадать.

Сетевые черты экономической деятельности наблюдаются при анализе предприятий и производственных процессов, организованных по сетевому признаку: транспортные перевозки, телекоммуникационные компании, гибкие автоматизированные производства и т.п. Для предприятий данных отраслей экономики сетевые черты являются неотъемлемой частью производственного цикла.

Особенности сетевой формы проявляются как в сфере производства, так и в сфере потребления.

По мере развития средств телекоммуникаций и с информатизацией экономики сетевая экономика не только расширяет свои масштабы, но и оказывает влияние на все виды экономической деятельности, трансформируя факторы конкурентоспособности.

Так, возможности электронного тиражирования и доставки практически исключают факторыуникальностии территориальной (географическойисключительности. В результате участники рынка теряют эффективный способ информирования рыночной системы об объеме и структуре их спроса.

Фактор соперничества: в сетевой среде между продавцами исчезают конкурентные различия, обусловленные издержками обслуживания дополнительных заказов в результате приближения стоимости тиражирования и доставки цифровой информации к нулю у всех производителей.

Фактор прозрачности: во многих секторах современной экономики акт купли-продажи сразу не закачивается единовременно. Трансакция становится точкой отсчета долговременных отношений между покупателем и продавцом (например, покупка программного продукта и периодическое обновление его версий).

Важной характеристикой сетевой экономики является существование так называемых сетевых эффектов(сетевых экстерналий) – эффектов, которые пользователь товара/услуги оказывает на ценность того или иного продукта/услуги для других пользователей. Сетевой эффект усиливается после достижения определенного числа пользователей продукта/услуги, называемого критической массой. В этой точке ценность, получаемая от использования продукта/услуги, становится больше или равна заплаченной цене.