Файл: позитивизм и постпозитивизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таков был подход Э. Маха к проблеме обоснования фундаментальных научных абстракций и принципов. Мах постулировал, что единственной реальностью и основой научного знания являются элементы опыта (явления). Более того, он интерпретировал явления как чувственные данные, ощущения. Мах интерпретировал научные законы как экономичный способ описания ощущений, представляющих данные наблюдений. В научных исследованиях эти данные, по мнению Маха, являются элементами чистого опыта, не нагруженного никакой метафизикой. Целью научного познания является накопление экспериментальных данных, а также поиск таких понятий и законов, которые давали бы наиболее экономичное описание элементов опыта [7].

Мах рассматривал теоретические законы, представления и концепции как краткое изложение экспериментальных данных, как способ их организации. По мере расширения опыта теории меняются. Старые теории отбрасываются и заменяются новыми, которые описывают опыт более экономично. Мах сравнил теории с сухими листьями, которые опадают "после того, как науке было позволено дышать в течение определенного времени"9. Если экспериментальные факты представлены в науке прямыми описаниями, которые непосредственно фиксируют наблюдения, то теории действуют как косвенные описания наблюдений. Они полезны постольку, поскольку мы не можем держать в уме все разнообразие наблюдений, они заменяются теоретическими описаниями. Важно только применять такие описания, которые соответствуют экспериментальным данным. Махистская концепция теоретического знания как краткого и экономичного описания опыта перекликалась с идеями Дж. С. Милля и развивала их. Э. Мах отстаивал принцип "экономии мышления", который он выдвинул в качестве методологического регулятора науки. Содержание этого принципа включало два аспекта. Первый, в соответствии с позитивистской традицией, требовал, чтобы ссылки на метафизические сущности были исключены из теоретических описаний, второй – чтобы из всех возможных теоретических описаний опыта было выбрано наиболее экономичное.

Принцип экономии мышления выражал феноменалистическую интерпретацию теоретического знания. Предполагалось, что в теории не было никакого нового содержания по отношению к элементам опыта. Но тогда трудно понять, почему теория обладает предсказательной силой. Даже если мы сошлемся в духе первого позитивизма на то, что мы имеем в виду не только фактический, но и потенциально возможный опыт, это не решает проблему [9]. Утверждение о том, что теории способны описать потенциально возможный опыт (опыт будущего), идентично по смыслу тривиальному утверждению о том, что теории способны предсказывать. В то же время принцип экономии мышления содержал некоторые рациональные моменты. Первый аспект этого перекликался с принципом, называемым "бритвой Оккама". Уильям Оккам (философ XIII века) выдвинул этот принцип против схоластики, требуя не умножать сущности сверх необходимости. Галилей, создавая основы механики в XVII веке, неоднократно использовал бритву Оккама в споре с идеями перипатетиков, канонизировавших физику Аристотеля и космологию Птолемея.


Однако, в отличие от бритвы Оккама, Э. Мах дал крайнюю интерпретацию требованию "не умножать сущности сверх необходимости". Он вообще запрещал объяснять через суть. Мах объявил любое обращение к сущности метафизическим мифом. Такая интерпретация резко снижала методологическую ценность принципа "экономии мышления" как средства критики вненаучных спекуляций.

Второй аспект этого принципа включал в свое содержание проблему выбора между различными теориями. Эта проблема активно обсуждалась в методологии науки XX века. Но уже в XIX веке . это было выявлено в ходе развития естествознания. Его проявлениями было соперничество феноменологической термодинамики с молекулярно–кинетической теорией тепловых процессов и соперничество электродинамики Ампера–Вебера с электродинамикой Фарадея–Максвелла.

Критика спор эмпириокритицизма темы и табу проблема сбор преодоления извне наивно–реалистической табу гносеологии

право Пытаясь труд решить блиц реальные торг методологические заем проблемы фонд науки, макро позитивизм товар часто право сталкивался листы с тайна дилеммой: выпуск либо право отказаться право от закон радикального доки эмпиризма и сейф феноменологизма, долги либо не паевой замечать акции логических счета противоречий треть в тренды своей новый концепции. В доход наибольшей оферта степени это новый относится платеж к ордер концепции паевой реальности, четыре предложенной эмиссия Э. сейф Махом. залог Это было продолжением и обоснованием феноменалистских идей о познании. Согласно Маху, элементы опыта (ощущения) и их функциональные взаимосвязи представляют собой единственную реальность, которую можно допустить, если последовательно следовать принципу устранения метафизики [11]. Мах лист объявил четыре элементы стоп опыта четыре элементами кредит мира. кривая "Не труд вещи займ (тела), а опцион цвета, долг тона, фирма давления, баланс пространства, аванс времена расход (которые мы полис обычно торг называем чеки ощущениями) долги являются карта реальными макро элементами тайна мира". торги Э. Мах стоп подчеркивает: залог "Для нас займ материя курсу не эмиссия является тренды первой паевой данностью. тренды Такие клерк первичные знаки данные торг являются опцион скорее форм элементами тариф (которые в темы определенном четыре смысле финанс являются новый ощущениями)". спот Функциональные риск связи вопрос между паевой элементами займ мира извне позволяют нам курсу конструировать риски два четыре типа тайна процессов — диск физические маржа и кривая ментальные. новый Поскольку оба спор этих долги типа регистр генерируют фонд комбинации микро одних эмиссия и тех же риски элементов, право сами фирма элементы форма не четыре являются клерк ни лист физическими, опцион ни поток ментальными. макро Они бумага нейтральны. голоса Э. Мах доход считал, лист что расход таким вопрос образом он залог устраняет расход старые ставка споры труд между доход материалистами биржа и долги идеалистами. сбор Первые считали первичную материю (физической), вторые – психической. Но поскольку и физическое, и ментальное построены из одних и тех же нейтральных элементов мира, нет смысла поднимать вопрос о том, какой из них первичен, а какой вторичен. Эмпириокритицизм займ провозгласил полис себя акции новой бумага (научной) оплата философией, доход преодолевающей диск односторонность как спор материализма, клерк так и займ идеализма. лист Но риски даже риски первоначальный соло критический тайна анализ блиц этой закон концепции чеки выявил доход ее вопрос внутреннюю заем противоречивость. спор Постулировав, листы что извне реальность кривая – это биржа ощущения доход и их вход сочетания, темы Э. Мах спор воспроизвел фонд идеи цена философии форма Дж. микс Беркли ярко и Д. ордер Юма, тариф т.е. опцион один макро из блиц вариантов фирма той карта самой труд метафизики, четыре которую поток он фонд стремился карта исключить из оплата научного расход знания.


В.И. Ленин и Г.В. Плеханов, критикуя махизм, подчеркивали это обстоятельство. Трактовка Махом вещей как комплексов ощущений почти текстуально совпадала с основным тезисом субъективного идеализма Дж. Беркли [10].

Макс биржа связывал карта принцип бумаг нейтральности риск элементов диск окружающего банк мира с биржа функциями биржа ощущений и сроки восприятий форм как паевой средства акцепт биологической маржа адаптации залог организма к торги окружающей оферта среде. Он знаки отметил, доход что в бумага ощущениях макро и новый восприятиях блиц невозможно риск отделить кривая то, что бумаг относится полис к паевой внешнему, треть а что к треть внутреннему банк миру карта организма. регистр

Ту биржа же паевой точку торги зрения тайна отстаивал и новый развивал валюта Р. тайна Авенариус. поток Он рассматривал познание как особый аспект жизни, органично включенный в нее. Авенариус клерк трактовал расход жизнь как чеки процесс тренды накопления и служб расходования пеня энергии [11]. С его риски точки форм зрения, счета стратегия товар выживания фирма связана знаки со форма стремлением баланс организмов форм минимизировать опцион энергозатраты в листы процессе треть адаптации к лист окружающей траст среде, доход экономно залог расходовать валюта свои фирма энергетические служб запасы. листы

Авенариус четыре определил фонд эту эмиссия характеристику доки жизни как пеня принцип заем величайшей тренды траты торг энергии. блиц Поскольку познание, согласно Авенариусу, является аспектом жизни, этот принцип применим и к когнитивным процессам. сроки Здесь кривая это полис проявляется сейф в счета виде труд принципа сбор экономии опцион мышления.

Организм бумага в сроки своем ценная поведении аванс постоянно оферта преобразует вход внешнее во полис внутреннее, фирма а микро внутреннее риск во акцепт внешнее. торг Акты поведения одновременно являются актами понимания мира. В человеческой деятельности, по Авенариусу, то, что связано с внешней средой, и то, что связано с человеческой деятельностью, интегрированы, слиты воедино. залог В ордер опыте спор всегда лист существует торги целостное кривая единство вход субъективного и тренды объективного, оплата физического и заем психического. суда


Р. Авенариус характеризует такое единство как "фундаментальную координацию Личности и мира". Идея фундаментальной координации соответствовала концепции нейтральных элементов мира Э. Маха. Она подчеркнула, что опыт – это изначальная реальность, в которой нет разделения на субъект и объект. Такое расщепление, по Авенариусу, возникает в результате некритического восприятия индивидами чужого опыта [9]. Опыт любого индивида не ограничивается только личным сенсорным опытом, он расширяется за счет обучения, восприятия опыта других людей. Но в этом процессе, согласно Авенариусу, чужой опыт, который выступает как такое же единство внутреннего и внешнего, как и собственный, воспринимается и оценивается как нечто внешнее. В результате возникает идея внешнего объективного и внутреннего субъективного, которые затем трансформируются в оппозицию субъекта и объекта, души и тела, материи и сознания. Чувственный опыт начинает рассматриваться как состояние ума, как ментальное. При бумаг таком бумага подходе, спот подчеркивает ярко Авенариус, листы усвоение суда опыта баланс других лист людей листы интерпретируется спот как кредит своеобразное треть помещение извне (вбрасывание) баланс чужих маржа чувств сроки и кривая восприятий агент в мою заем душу ордер и труд тело. труд Авенариус четыре обозначает счета интерпретации лист такого новый рода извне термином торг "интроекция" (от выпуск латинского право intro – оплата внутрь, форм iacere – залог бросать). ордер Позже карта этот траст термин выпуск стал доки использоваться в знаки психоанализе, долг обозначая блиц включение фонд взглядов, кривая мотивов, опцион образов, вопрос установок тайна других закон людей суда в акции психику маржа индивида [3]. торг Авенариус моно отрицательно залог оценивал извне идею макро интроекции, залог рассматривал ее как микро недопустимое опцион расщепление товар целостного расход человеческого залог опыта голоса на выпуск внутреннее заем и торги внешнее, четыре субъективное и бумага объективное, микс духовное и карта телесное. стоп Следствием интроекции, по Авенариусу, являются мифологические и метафизические объяснения, начиная с традиции первобытного анимизма (который наделял все вещи и явления окружающего мира волей, чувствами и мыслями) и заканчивая метафизическими представлениями о материальных и духовных субстанциях как основе явлений. С банк этих кривая позиций труд Авенариус суда критиковал кривая идею торг сознания как карта функции диск мозга. Он ставка рассматривал биржа эти рубль идеи риски как суда неприемлемое долги проявление форма интроекции, торг порождающее суда противопоставление выпуск духовного и макро физического. курсу


Допустим, моно мы четыре получили агент изображение блиц какого–то четыре объекта траст в тариф чувственном стоп опыте. лизинг Пусть фонд это право будет темы стол. В залог нашем доход опыте форма есть клерк ощущение счета цвета, вход формы, вопрос твердости эмиссия и долги т.д., соло И мы расход обозначаем риски этот фирма комплекс закон ощущений цена словом поток "стол". регистр Задача счета состоит в право том, труд чтобы эмиссия доказать, соло что платеж этот залог комплекс ордер является микс копией бумаг реального суда объекта. Как это тариф можно биржа сделать? Для торги этого извне нужно займ сравнить стоп ощущения и агент восприятие форм объекта с выпуск самим ценная объектом. банк Единственным диск способом голоса такого сроки сравнения тайна может чеки быть вход только микро опыт [1]. Но рента сколько треть бы раз мы ни риск проводили табу опыт, мы тариф будем карта получать пеня ощущения банк и их извне комбинации. диск Мы лизинг будем эмиссия сравнивать тариф ощущения, макро полученные в банк первоначальном знаки опыте, с карта ощущениями тариф в ярко последующих цена экспериментах, ценная т.е. карта сравнивать аванс комплексы тренды ощущений эмиссия друг долги с платеж другом, биржа но не с сбор объектом. паевой Беркли, торг резюмируя залог это табу рассуждение, валюта подчеркнул, что эмиссия идею соло можно четыре сравнить поток только с биржа идеей, фирма и не траст существует доход эмпирического вопрос процесса, заем в выпуск котором доход идею биржа можно бумаг было бы доки сравнить форм с агент вещью. сбор

Отсюда Беркли пришел к выводу, что в теории познания нет необходимости постулировать существование вещей как материальных образований вне нашего чувственного опыта. Логичнее предположить, что ощущения – это первичная реальность, а вещи – это комбинации, комплексы ощущений, обозначаемые словесным знаком. В концепции познания, предложенной Беркли и Юмом, их оппоненты сразу же обнаружили множество уязвимых мест. Эта голоса концепция, долги когда она право была залог логически платеж последовательно спот развернута, спот привела платеж к долги солипсизму поток — кривая утверждению, курсу что пеня действительно вход существуют карта только торг мои ярко ощущения, доки чувственный биржа опыт спот Меня, а все оферта остальное, биржа включая аванс других паевой познающих долг субъектов, вопрос являются рента комплексами труд моих сроки ощущений. полис Но залог тогда микс как право отличить суда истинные риск комплексы вход от аванс ложных, долг от биржа галлюцинаций тайна и как курсу объяснить пеня наличие тариф общего регистр объективного долг содержания знаки чувственного бумаг опыта валюта многих право людей? агент Это предметное содержание обеспечивает коммуникацию и согласованные действия людей, их сенсорный опыт является не только субъективным, но и интерсубъективным.бумага