ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ситуации консультирования подростков психологу важно стать внимательным посредником между родителями и ребенком переходного возраста.
Наиболее сложные проблемы молодых людей, приближающие их к деструктивному поведению (суициду или формированию зависимостей), проблема потери близкого (прямой или символической), проблема социального давления (высокий уровень притязаний, отвержение группой), проблема заниженной самооценки.
Обычно в работу с детьми включены родительские сессии, на которых происходит информирование родителей о возрастных особенностях детей, даются рекомендации родителям, ответы на их вопросы.
Групповое консультирование - работа с разными группами и сообществами. Цель данной работы - акцентировать внимание на взаимодействии между людьми, на отношениях и общих целях.
Целевые группы - предполагают непосредственную ориентированность на решении задач определенного круга. Т- группы (тренинговые группы) направлены преимущественно на совершенствование навыков межличностного общения; группы встреч или группы личностного роста предназначены для здоровых людей, которые в групповом общении учатся познавать себя, получают навыки завязывания отношений, эмоционального самовыражения [1].
В групповой работе психологическая помощь осуществляется не только психологом, но и участниками группы за счет сознательного и неосознанного влияния друг на друга.
Взаимодействие с другими людьми в группе помогает клиентам почувствовать, что они не одиноки в своих трудностях, наблюдать схожие переживания и поведенческие реакции других людей по поводу определенных проблем. Поскольку атмосфера групповой терапии обеспечивает эмоциональную безопасность, клиенты могут попробовать определенные формы реагирования, расширив таким образом свой поведенческий репертуар, поэкспериментировать с некоторыми паттернами поведения [1].
Помимо очного консультирования, существуют еще и такие формы консультирования, как телефонное, интернет- консультирование.
Телефонное консультирование - форма консультативной помощи, возникшая в ответ на потребности людей, нуждающихся в собеседнике для разрешения психологической проблемы, но по разным причинам не имеющих возможности встретиться с консультантом лицом к лицу [1].
Главная особенность такого консультирования круглосуточная доступность специалиста для осуществления психологической помощи и эмоциональной поддержки. При этом за телефонное консультирование не надо платить, оно реально анонимно. Экстренная помощь конфиденциальна. Когда человека никто не видит, это дает ему возможность с меньшим стеснением говорить о тех проблемах, о которых бы он никогда не рассказал «вживую». Эти особенности делают телефонное консультирование популярным во всем мире. Специалисты, осуществляемые данный вид консультирования, проходят специальное обучение. Специфика их работы такова, что они ведут беседу опираясь только на слуховое восприятие. Отсутствие визуального контакта с клиентом рождает дополнительное напряжение в работе. К телефонному контакту невозможно подготовиться заранее. Клиенты разнообразные по возрасту, социокультурным особенностям, запросам. При этом нет возможности выбора клиентов. Психолог работает с тем, кто обращается.
Одна из сложностей работы в телефонном консультировании такова, что у консультанта нет возможности полноценно контролировать контакт, поскольку клиент может прервать разговор в любую минуту. При этом эмоциональное состояние обратившегося на момент разговора может быть непредсказуемо. Этот вид оперативной помощи весьма энергозатратен для специалиста.
Опыт работы телефонных служб показывает, что чаще всего обсуждаются проблемы определенного рода:
-
ссоры и конфликты с родными; -
чувство тотального одиночества, безысходности; -
тяжелое состояние при утрате близкого человека; -
агрессия со стороны другого человека; -
нежелательная беременность; -
созависимые отношения с алкоголиком или наркоманом.
При этом нередко звонят люди, находящиеся в
алкогольном или наркотическом опьянении, психиатрические пациенты.
В практике телефонного консультирования принято выделять завершенные и незавершенные беседы. Завершенные имеют свое начало, фазы развития и окончания, у незавершенных нет очевидного логического окончания из-за того, что-либо сам клиент прервал разговор, либо помехи на линии исключили возможность продолжения контакта. Если диалог был прерван клиентом, можно предполагать, что он был не готов к разговору или полному раскрытию, не захотел строить конструктивное общение. Причиной может быть как манипулятивный характер обращения клиента, так и рабочие ошибки, упущения консультанта (неверно выбранные интонации, неуверенность в разговоре, паузы замешательства, неудачные реплики и др.) [1].
Результативность телефонной консультации непросто определить. Консультантов учат чувствовать ее и по интонации, и по открытости клиента. Облегчение, сокращение психологической дистанции - главные индикаторы.
Интернет-консультирование (онлайн-
консультирование)
Дистантная психологическая помощь становится все более популярной в современном мире. Надежное подключение к интернету помогает организовать как индивидуальные консультации, так и групповую работу (вебинары, онлайн- курсы, видеоконференции).
Обычно онлайн-психолог следует тем же этическим и профессиональным нормам, как и психолог, ведущий очные консультации.
Сторонники онлайн-консультирования считают, что оно значительно расширяет возможности людей, по разным причинам избегающих непосредственного общения, не желающих обращаться к консультанту или не имеющих возможности получить консультацию иным образом (например, люди из отдаленных регионов или мест, где нет психологических центров и служб). Многие пользователи на форумах и в чатах просто читают ответы психологов на чужие, но беспокоящие их вопросы для того, чтобы получить направление для самостоятельных действий и разобраться, какая именно помощь им нужна [1].
Отсутствие живого контакта во многом затрудняет работу психолога с рядом проблем. Например, работа с зависимостями, с травмой потери близких предпочтительнее в очном формате. Если есть такая возможность, практикуется соединение онлайн- консультирования со встречами в реальном времени (в контексте длительной терапии). Не все методы работы реально практиковать онлайн. Например, работа с образами, с метафорическими картами, арт-терапевтическая работа лучше организуется в непосредственном приеме клиента.
Консультирование в организациях
В последние годы активно развивается психологическое консультирование в организациях - с персоналом, руководителем. Здесь консультирование направлено на достижение командных целей, на запрос руководителя. Оказываются услуги по выявлению и коррекции управленческих проблем, выработке рекомендаций для более эффективного функционирования команды.
Наиболее сложная и деликатная задача консультанта в работе с руководителем - психологический мониторинг эффективности используемой им системы управления. Анализ сложившихся у руководителя подходов к подбору и назначению руководителей ведущих подразделений является необходимой задачей работы психолога консультанта. Направления работы психолога с персоналом достаточно широки. Это и оценка профессиональных качеств при приеме на работу, и ротация кадров, и развитие профессиональных качеств сотрудников. Иногда запросом для работы психолога является анализ психофизиологического состояния сотрудников в контексте условий труда, режима работы, переживания профессиональных стрессов.
Библиографический список:
-
Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М.: ИНФРА-М, 2022. -
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004. -
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.