Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 6.

Принципы работы со сказкой

Принцип

Основной акцент

Коментарий

Осознанность

Осознание причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся

событиях


задача: показать ученикам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд не заметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие или ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон

Связь с

реальностью


Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий нравственный урок


Задача: терпеливо и терпимо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях




Конспект урока по литературному чтению во 2 классе


Тема: Русские народные сказки. Сказка «Гуси-лебеди» /Закрепление/

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

Закрепить материал по русским народным сказкам, продолжать формировать нравственные качества младших школьников, формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, развивать умение работать в группе и коллективе. Воспитывать уважение и интерес к истокам культуры своего народа, чувство ответственности.

Оборудование

  1. Выставка книг русские народные сказки.

  2. Выставка рисунков к сказке «Гуси лебеди» /Классная доска оформлена рисунками к сказке/

  3. Иллюстративный материал к сказке

  4. Волшебный клубок, шкатулка, зеркало, нарисованная яблонька, разноцветные яблочки.

Организация: класс разделён на группы, заранее определены капитаны групп. По ходу урока звучит музыкальное сопровождение.

Ход урока

  1. Организационный момент

Преподаватель: - Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

  1. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель: - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовётся чудо -…(Дети: - Сказка!)

Преподаватель: - Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос «Кто, по вашему мнению сочиняет сказки? (Ответы детей)

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть важного человека, кто же этот важный человек на сегодняшнем уроке?!..Но это пока секрет.

3. Сообщение темы и задач урока

Преподаватель: - Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Что необходимо делать?

4. Проверка домашнего задания

Каждая группа по очереди пересказывают сказку «Гуси-лебеди», которую читали и пересказывали дома, демонстрируют свои рисунки.

5.Актуализация опорных знаний


Преподаватель: - Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушает сказки. Сказки возникли очень давно. Сказка играла раньше такую же роль, как и в наше время книги, газеты, журналы, радио, интернет. Сказка-это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и, даже, возможно, будущего. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.

6. Восприятие нового материала

1 Выступление групп

1 группа/Выступление нескольких детей/

Сказка-это жанр устного народного творчества, как и пословицы, загадки, песни, былины.

Эти произведения создавались ещё в те времена, когда люди не знали письма, и передавались от одного человека к другому устно. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, каждый источник вносил в них что-то своё. Удивительный сказочный мир созданы богатым воображением и творческой фантазией народа.

В сказках много красивых слов, пословиц и народных выражений. Эти народные слова и выражения помогают нам составить впечатление о далёком прошлом.

Преподаватель:

- Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово- «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «Бахарями». Сказка -любимое развлечение и потеха. В исторической литературе 16-17 веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоёв населения.

«Царь Иван 4 не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы» Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в 17в. забавлялись во время пиров слушаньем сказок.

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. В ней показывается, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

2 группа /Выступление нескольких детей/

- Сказ делится на фольклорные (народные) и авторские сказки. Фольклорные сказки не имеют автора и их история насчитывает сотни лет, их рассказывали странники, отставные солдаты.

Авторские сказки обычно написаны в народнопоэтическом стиле и имеют автора, по времени они гораздо моложе фольклорных. Среди известных сказочников П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Г.Х.Андерсон, Астрид Лингрен.

3 группа /Выступление нескольких детей/

- Фольклорные сказки делятся на следующие жанры: сказки о животных, где основными действующими именами являются животные, Они там разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя кА люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем.


Наиболее популярными сказками о животных являются сказки: «Лиса и волк», «Лисица и заяц», «Кто петух и лиса», «Лисица и журавль» и т.д.

Преподаватель:

- Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили –были…», Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и присловьем : «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они поживать и добра наживать». Основной герой русской волшебной сказки один. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает девицу-красавицу. Например, «Сказка Иван-Царевич и серый волк»

Преподаватель:

- Сказка бытовая её ещё называют социально-бытовой или сатирической. Местом действия бытовых сказок является русская деревня. Герой -деревенский бедняк, батрак или солдат, он воюет с барином, богатеем и попом. Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.

Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам. Например, «Каша из топора»

- Русские народные сказки очень разнообразны. Каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами.

-К какому типу относится данная сказка? Почему? Докажите!

-Но, есть ещё один вариант сказки «Гуси-лебеди», с которым мы должны познакомиться.

Чтение сказки детьми по ролям. /Каждая группа получает цветовой жетон за безошибочное выразительное чтение/

Физминутка

  1. Первичное закрепление

Задания группам:

А) Написать на листочках сходства и различия сказок (работа в группах), проверка.

Б) Викторина (заранее распечатанные листы с заданиями раздаёт учитель)

1. Нильс полетел с гусями по доброй воле. А кого гуси унесли без спросу?

2. По дороге девочка встретила печь, яблоню и речку. Какой была эта девочка?

3. С чем играл Ванечка в избушке Бабы-Яги?

4. Кто помог брату и сестре убежать от Бабы-Яги?

5.Какой пирожок предложила съесть Печка?

6.Что привезли детям родители из города?

В) Дать характеристику девочке (качества личности) в начале сказки и в конце, провести наблюдение и анализ.

Г) Восстановить последовательность событий