Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время проблема формирования нравственных идеалов у младшего школьника получила рассмотрение в рамках широкого спектра исследований по проблемам нравственного воспитания. В исследованиях получили научное рассмотрение такие вопросы, как значение разных видов деятельности младшего школьника в формировании основ нравственной культуры школьника.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5].
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это базовый принцип педагогики. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности младшего школьника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-8 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек [16]. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков.
Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для
успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
По мнению Лихачёва Б.Т., необходимым условием для развития ребенка является наличие детского общества, где он формирует свои черты характера: коллективизм, товарищество, сдержанность, взаимопомощь, навыки общественного поведения [9].
Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание нравственности осуществляется в тесной связи с образованием у детей навыков коллективизма, в связи, с чем полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжела-тельность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Учитель использует различные методы, которые помогают всесторонне разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их доброй улыбкой, постараться увлечь их интересной игрушкой. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Важное место в воспитании основ нравственности играет также семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку.
Школьным учреждениям в области нравственного воспитания младших школьников необходимо решать следующие задачи:
- воспитание нравственных и эстетических чувств;
- формирование базисных основ личности;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе своего края;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
1.2 Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников
Главная цель литературного чтения - познакомить детей с наследием отечественной художественной литературы. Достижение данной цели подразумевает:
- изучение и чтение выдающихся художественных произведений отечественной и мировой культуры;
- формирование знаний о литературе как социокультурном феномене, занимающим специфическое место в жизни человечества;
- формирование у детей умений и знаний, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовности к самостоятельным встречам с искусством слова;
- развитие эмоциональной культуры личности, социальному отношению к искусству;
- развитие специальных творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, эстетического чувства, нужных человеку во всех отраслях общественной и производственной жизни; образного мышления;
- воспитание интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного литературного произведения, формировании моральных эстетических вкусов;
- развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью.
Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения ребёнка с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Детские психологи специально исследовали образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка - это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо» [6].
Управление процессом обучения, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно. Важнейшую роль в нравственном развитии младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -9 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в младшем школьном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для детей достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания учителя.
Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности [4].
Подход к литературе в начальных классах как в виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться:
- эстетическая природа художественного произведения;
- авторское отношение к окружающему миру;
- нравственные проблемы, волнующие писателя.
Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:
а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.
Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы:
- ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;
- учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.
В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
-
Педагогические условия в формировании нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения
Исходные понятия, которые первостепенно вводят детей в разъяснение закономерностей окружающего их мира, формируются в школьном курсе начального обучения. Они основываются на чувственном опыте младшего школьника и дают возможность переходу от понятия явления к его сущности.
Применение нравственных эталонов, созданных в культуре на протяжении всего исторического развития, является главным средством нравственного воспитания. Нравственные идеалы концентрируются вокруг человека и формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы природной и социальной среды. К.Д. Ушинский отмечал, что нравственные понятия формируются успешно, если есть опора на наглядные представления, на понимание образца поведения или идеала, возникающего в сознании школьника.
Младший школьный возраст является периодом, когда жизнь ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Необходимо наполнить жизнь ребенка добром и светом, лаской и духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, поэтому перед педагогом стоит цель: воспитать в ребенке добродетельность, возможность совершенствования мира и людей. В процессе работы решаются следующие задачи:
- учить детей жить в дружбе, быть отзывчивыми, справедливыми, добрыми;
- знакомить детей с традициями, народным творчеством.
Действенным средством знакомства младших школьников с разнообразием поступков их нравственной значимости является литературное чтение, в которой описываются определённые ситуации, близкие к действиям персонажей и последствиям этих действий. Обращаясь к анализу художественных произведений, содержащих ситуации, имеющие моральный смысл, можно выделить ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания детей нравственного смысла действий литературных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам.
Одним из основных средств формирования нравственных идеалов у младших школьников является устное народное творчество [10]. Устное народное творчество есть словесное творчество, не записывающее свои сочинения, а из уст передаваемое из поколения в поколение. Благодаря нему ребенок познаёт весь окружающий мир, усваивает представления о красоте, нравах, культуре, знакомится с обычаями. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.