ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Содержание предмета знаний «Қазақ әдебиеті» разделено на разделы: «Чтение и понимание», «Анализ и обобщение», «Оценка (сравнение) и творчество (произведение)», а также подпункты, развивающие навыки. Эта часть программы состоит из целей изучения предмета.
8. Раздел «Чтение и понимание» состоит из следующих подпунктов:
1) раскрыть сущность поэтического употребления в произведении искусства, понять его употребление в тексте;
2) работа с отрывками из произведения;
3) актуальность в произведении, идейное содержание;
4) единство формы и содержания в художественном произведении;
5) интерпретация (устная, письменная).
9. Раздел «Анализ и обобщение» состоит из следующих подпунктов:
1) композиционная структура литературного произведения;
2) система изображений художественного произведения, характерного персонажа;
3) язык, стиль произведения искусства;
4) художественные подходы;
5) ценности в казахской и мировой литературе.
10. Раздел «Оценка (сравнение) и творчество (произведение)» состоит из следующих подпунктов:
1) историческая реальность и художественное решение;
2) художественная ценность;
3) литературный очерк;
4) литературная критика.
11. Содержание базовых знаний по предмету в 10 классе:
1) чтение и понимание: знание особенностей поэтического языка в произведении; понимать роль отдельных предметов (детали, портрета, монолога и т.д.) в раскрытии образа персонажа; понять связь авторской идеи в произведении с реальностью жизни; глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжета и композиционной структуры; устно/письменно интерпретировать произведение искусства в другом жанре, осмыслить идеологическое содержание произведения, интегрируя его с современными взглядами;
2) анализ и обобщение: анализ композиции литературного произведения во времени и пространстве; составление и персонализация системы персонажей художественного произведения; особенности языка, использованного писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ; анализ художественных подходов в произведении (виды тропов и фигур), авторского пафоса, идеального определения; проанализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе и сделать собственные выводы;
3) оценка (сравнение) и творчество (произведение): оценка национальной и исторической ценности произведения путем сравнения его с образцами содержания произведения; оценка художественной и эстетической ценности произведения; проанализировать идею произведения с точки зрения универсальной ценности, написать литературное письмо, лирическое эссе, миниатюру; написание литературного обзора (рецензии), сравнивающего произведение с идейно значимыми произведениями.
12. Список произведений искусства для изучения:
Литература XIX века
1) Поэзия Сал-сері;
2) Песни Біржан сал Қожағұлұлы «Ләйлім Шырақ», «Жанбота»;
3) Песни и стихи Ақан Сері Қорамсаұлы «Маңмаңгер», «Сырымбет», «Құлагер», «Қараторғай»;
4) Произведения поэтов-певцов: Әсет, Жаяу Мұса, Мұхит, Мәди, Үкілі Ыбырай, Естай, Балуан Шолақ, Шашубай, Иман Жүсіп.
Литература XX века (начало)
5) Поэма Ш.Құдайбердіұлы «Қалқаман – Мамыр»;
6) Стихотворения А.Байтұрсынұлы «Жиған-терген», «Маса»;
7) Роман М.Дулатова «Бақытсыз Жамал»;
8) Роман Ж.Аймауытова «Қартқожа»;
9) Поэмы С.Торайғырова «Кім жазықты?», «Таныстыру»;
10) Поэмы М.Жұмабаева «Оқжетпестің қиясында», «Қойлыбайдың қобызы»;
11) Стихотворение Ж. Жабаева «Зілді бұйрық».
Литература 1920-1940 годов
12) Поэма С.Сейфуллинна «Көкшетау»;
13) Пьеса Б.Майлина «Майдан»;
14) Поэма І.Жансүгірова «Құлагер»;
15) Роман-эпопея М.Әуезова «Абай жолы».
Литература 1950-1960 годов
16) Роман Ғ.Мүсірепова «Ұлпан»;
17) Поэма Қ.Аманжолова «Ақын өлімі туралы аңыз»;
18) Поэма Қ.Бекхожина «Батыр Науан»;
19) Повесть М.Иманжанова «Алғашқы айлар»;
20) Поэма Ж Молдағалиева «Қыран дала»;
21) Роман Д.Әбілова «Ақын арманы».
13. Содержание базовых знаний по предмету в 11 классе:
1) чтение и понимание: концептуальное понимание определенных понятий в тексте произведения, функции символа; творческая работа с элементами художественного произведения; понимать взаимосвязь образов и мотивов в произведении искусства с идеей произведения; глубокое понимание социальных, гуманистических, современных проблем, возникающих через анализ сюжета и композиционной структуры литературного произведения; интерпретация в ином виде (сценарий, постановка и др.) с сохранением сюжета и идейной концепции произведения искусства;
2) анализ и обобщение: анализ состава литературного произведения во времени и пространстве, выделение состава повествования, выявление жанровых особенностей; показать реальность жизни через сбор и индивидуализацию системы персонажей в произведении искусства, определить авторскую позицию; анализ индивидуального стиля писателя (анализ особенностей лексической, синтаксической структуры языка произведения); анализ художественных подходов в произведении (типы тропов и фигур), художественная деталь, авторский пафос, определение идеала; выявление и анализ общих тенденций в казахской и мировой литературе, литературных направлений, общечеловеческих ценностей;
3) оценка (сравнение) и творчество (произведение): оценка национальной и исторической ценности произведения в сравнении с глобальными темами; сравнительный анализ идеи произведения по художественно-эстетической ценности с образцами мировой литературы; написать объективное, субъективное эссе, оценивающее гуманистическую, универсальную, духовную ценность произведения искусства; анализировать произведение в сравнении с идейно содержательными образцами мировой литературы, писать литературную критику, статьи.
14. Список произведений искусства для изучения:
Литература 1960-1980 годов
1) Роман І.Есенберлина «Қаһар»;
2) Повесть Кемел Тоқаева «Түнде атылған оқ»;
3) Поэма Ж.Нәжімеденова «Келін»;
4) Роман-диалог Ә.Нұршайықова «Ақиқат пен аңыз»;
5) Роман Ш. Мұртаза «Қызыл жебе»;
6) Роман Ә.Кекілбаева «Үркер»;
7) Роман Т.Ахтанова «Шырағың сөнбесін».
Литература 1990 годов
8) Роман Ә.Нұрпейісова «Соңғы парыз»;
9) Поэма Қ.Мырза-Әлі «Қызыл кітап»;
10) Роман С.Жүнісова «Аманай мен Заманай»;
11) Роман М.Мағауина «Шақан-шері»;
12) Драма Ш.Құсайынова «Томирис».
Литература в годы независимости
13) Роман Б.Мұқай «Өмірзая»;
14) Роман Қ.Жұмаділов «Тағдыр»;
15) Повесть О.Бөкей «Атау кере»;
16) Поэма Ұ.Есдәулетова «Натюрморд»;
17) Драма Р.Отарбаева «Бейбарыс сұлтан».
Казахская литература XXI века
18) Современная казахская лирика;
19) Художественные изыскания в стихотворении;
20) Роман нового века;
21) Традиции и новаторство в повесте;
22) Художественный кругозор казахского рассказа;
23) Новое поле драмы;
24) Литературная критика.
Параграф 2. Система целей обучения
15. В программе цели обучения отмечены четырехзначным кодом. Первое число в символе кода указывает класс, второе и третье числа указывают последовательность разделов и подразделов, а четвертое число указывает порядковый номер цели обучения в подразделе. Например, 10.2.1.4. код «10» – класс, «2.1» – первое подразделение второй части, «4» – порядковый номер учебной задачи.
16. Система учебных целей дается каждому классу по разделам.
1) чтение и понимание:
Обучающиеся: | ||
| 10 класс | 11 класс |
Откройте для себя суть поэтического использования в художественной литературе, поймите его использование в тексте | 10.1.1.1 знать особенности поэтического языка в художественном произведении | 11.1.1.1 понимать концептуальную, символическую функцию отдельных слов в тексте произведения |
Работа с фрагментами произведения | 10.1.2.1 понять роль отдельных объектов (детали, портрета, монолога) в раскрытии образа персонажа. | 11.1.2.1 творческая работа с элементами произведения искусства |
Актуальный вопрос в произведении, идейное содержание. | 10.1.3.1 понять связь идеи автора в произведении с реальностью жизни | 11.1.3.1 понять взаимосвязь образов и мотивов в произведении искусства с идеей произведения |
Единство формы и содержания в произведении искусства | 10.1.4.1 глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжетно-композиционной структуры | 11.1.4.1 глубокое понимание социальных, гуманистических, современных проблем, поднятых через анализ сюжета и композиционной структуры литературного произведения |
Интерпретация (устно, письменно) | 10.1.5.1 устно/письменно интерпретировать произведение искусства в другом жанре, размышлять об идеологическом содержании произведения, интегрируя его с современными взглядами | 11.1.5.1 интерпретация в ином виде (сценарий, постановка) с сохранением сюжета и идеологической концепции произведения искусства |
2) анализ и обобщение:
Обучающиеся: | ||
| 10 класс | 11 класс |
Композиционная структура литературного произведения | 10.2.1.1 анализ композиции литературного произведения во времени и пространстве | 11.2.1.1 определить жанровые особенности композиции литературного произведения, проанализировать его во времени и пространстве, выделить композицию повествования |
Система образов произведения искусства, типичный персонаж | 10.2.2.1 обобщение и персонализация системы персонажей в произведении искусства | 11.2.2.1 показать реальность жизни через сбор и индивидуализацию системы персонажей в произведении искусства, определить авторскую позицию |
Язык и стиль произведения искусства | 10.2.3.1 особенности языка, использованного писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ. | 11.2.3.1 анализ индивидуального стиля писателя (анализ особенностей лексико-синтаксической структуры языка произведения) |
Художественные подходы | 10.2.4.1 анализ художественных подходов в произведении (виды тропов и фигур), авторского пафоса, определение идеала | 11.2.4.1 анализ художественных подходов в произведении (типы тропов и фигур), художественная деталь, авторский пафос, определение идеала |
Ценности в казахской и мировой литературе | 10.2.5.1 проанализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе и сделать собственные выводы | 11.2.5.1 выявление и анализ общих тенденций в казахской и мировой литературе, литературных направлений, общечеловеческих ценностей |
3) оценка (сравнение) и творчество (произведение):
Обучающиеся: | ||
| 10 класс | 11 класс |
Историческая реальность и художественное решение | 10.3.1.1 оцените национальную и историческую ценность произведения, сравнив его с образцами значимых произведений. | 11.3.1.1 оценить национальную и историческую ценность произведения в сравнении с глобальными темами |
Художественная ценность | 10.3.2.1 оценка художественно-эстетической ценности произведения | 11.3.2.1 проанализировать и оценить идею произведения с точки зрения художественной и эстетической ценности в сравнении с образцами мировой литературы |
Литературный очерк | 10.3.3.1 проанализировать идею произведения с точки зрения общечеловеческих ценностей, написать литературное письмо, лирическое эссе, миниатюру | 11.3.3.1 написание объективного, субъективного эссе, оценивающего гуманистическую, универсальную, духовную ценность произведения искусства |
Литературная критика | 10.3.4.1 написать литературный обзор (рецензию) со сравнением произведения с идейно значимыми произведениями | 11.3.4.1 анализировать произведение в сравнении с идейно значимыми образцами мировой литературы, писать литературную критику, статьи |
17. Распределение количества часов по темам разделов и внутри разделов в четверти оставляется на усмотрение учителя.
18. Данная учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Қазақ әдебиеті» для 10-11 классов специализированных сетевых школ «Абай мектептері» гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня общего среднего образования (обучение на казахском языке).
Параграф 3. Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по предмету «Қазақ әдебиеті» для 10-11 классов специализированных сетевых школ «Абай мектептері» гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня общего среднего образования (обучение на казахском языке)
-
10 класс:
Раздел | Темы | Виды речевой деятельности | Цели обучения |
1 четверть | |||
«Құлақ-тан кіріп бойды алар» | Литература ХІХ века. Поэзия сал-сері: песни Біржан сал Қожағұлұлы «Ләйлім шырақ», «Жанбота», песни Ақан сері Қорамсаұлы «Маңмаңгер», «Сырымбет», «Құлагер», «Қараторғай», произведения певцов и поэтов Әсет, Жаяу Мұса, Мұхит, Мәди,Үкілі Ыбырай, Естай, Балуан шолақ, Шашубай, Иман Жүсіп | чтение и понимание | 10.1.1.1 знать особенности поэтического языка в художественном произведении; 10.1.2.1 понимать роль отдельных объектов (деталей, портретов, монологов) в раскрытии образа персонажа; 10.1.3.1 понимать связь между авторской идеей в произведении и реальностью жизни; 10.1.4.1 глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжета и композиционной структуры; 10.1.5.1 размышлять об устной/ письменной интерпретации произведения искусства в другом жанре, интегрируя идеологическое содержание произведения с современными взглядами |
анализ и обобщение | 10.2.1.1 состав литературного произведения анализ во времени и пространстве; 10.2.3.1 особенности языка, используемого писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ; 10.2.4.1 анализ художественных подходов к произведению (виды тропов и фигур) авторского пафоса, идеальное определение; 10.2.5.1 анализировать и анализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе | ||
оценка (сравнение) и творчество (произведение) | 10.3.1.1 оценить национальную и историческую ценность произведения, сравнив его с образцами аналогичных произведений; 10.3.2.1 оценить художественную и эстетическую ценность произведения; 10.3.3.1 проанализировать идею произведения с точки зрения общечеловеческих ценностей и написать литературное (письмо, лирическое эссе, миниатюра); 10.3.4.1 написать литературный обзор (рецензию), сравнив произведение с идеологически значимыми произведениями | ||
2 четверть | |||
«Тарихтың шертіп пернесін» | XX век ранняя литература. Поэма Ш.Құдайбердіұлы «Қалқаман – Мамыр», байки А.Байтұрсынұлы «Жиған- терген», «Маса», роман М.Дулатова «Бақытсыз Жамал», роман Ж.Аймауытова «Қартқожа», поэмы С.Торайғырова «Кім жазықты?», «Таныстыру», поэмы М.Жұмабаева «Оқжетпестің қиясында», «Қойлыбайдың қобызы», стихи Ж. Жабаева «Зілді бұйрық» | чтение и понимание | 10.1.1.1 знать особенности поэтического языка в художественной литературе; 10.1.2.1 понимать роль отдельных предметов (детали, портрета, монолога) в раскрытии образа персонажа; 10.1.3.1 понимать взаимосвязь авторской идеи в произведении с реальностью жизни; 10.1.4.1 глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжета и композиционной структуры; 10.1.5.1 размышлять об устной/письменной интерпретации произведения искусства в другом жанре, интегрируя идеологическое содержание произведения с современными взглядами |
анализ и обобщение | 10.2.1.1 анализировать состав литературного произведения с точки зрения времени и пространства; 10.2.2.1 собирать и персонализировать систему персонажей в произведении искусства; 10.2.3.1 особенности языка, используемого писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ; 10.2.4.1 анализ художественных подходов к произведению (виды тропов и фигур) авторского пафоса, идеальное определение; 10.2.5.1 анализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе | ||
оценка (сравнение) и творчество (произведение) | 10.3.1.1 оценить национальную и историческую ценность произведения, сравнив его с образцами аналогичных произведений; 10.3.2.1 оценить художественную и эстетическую ценность произведения; 10.3.3.1 проанализировать идею произведения с точки зрения общечеловеческих ценностей и написать литературное (письмо, лирическое эссе, миниатюра); 10.3.4.1 написать литературный обзор (рецензию), сравнив произведение с идеологически значимыми произведениями | ||
3 четверть | |||
Золотой век литературы | Литература 1920-1940 годов. Поэма С.Сейфуллинна «Көкшетау», пьеса Б.Майлина «Майдан», поэма І.Жансүгірова «Құлагер», роман-эпопея М.Әуезова «Абай жолы» | чтение и понимание | 10.1.1.1 знать особенности поэтического языка в художественной литературе; 10.1.2.1 понимать роль отдельных предметов (детали, портрета, монолога) в раскрытии образа персонажа; 10.1.3.1 понимать взаимосвязь авторской идеи в произведении с реальностью жизни; 10.1.4.1 глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжета и композиционной структуры; 10.1.5.1 размышлять об устной/письменной интерпретации произведения искусства в другом жанре, интегрируя идеологическое содержание произведения с современными взглядами |
анализ и обобщение | 10.2.1.1 анализировать состав литературного произведения с точки зрения времени и пространства; 10.2.2.1 собирать и персонализировать систему персонажей в произведении искусства; 10.2.3.1 особенности языка, используемого писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ; 10.2.4.1 анализ художественных подходов к произведению (виды тропов и фигур) авторского пафоса, идеальное определение; 10.2.5.1 анализировать и анализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе | ||
оценка (сравнение) и творчество (произведение) | 10.3.1.1 оценить национальную и историческую ценность произведения, сравнив его с образцами аналогичных произведений; 10.3.2.1 оценить художественную и эстетическую ценность произведения 10.3.3.1 проанализировать идею произведения с точки зрения универсальной ценности и написать литературное (письмо, лирическое эссе); 10.3.4.1 написать литературный обзор (рецензию), сравнив произведение с идеологически значимыми произведениями | ||
4 четверть | |||
Человек времен, эпохи | Литература 1950-1960 годов. Роман Ғ.Мүсірепова «Ұлпан», поэма Қ.Аманжолова «Ақын өлімі туралы аңыз», поэма Қ.Бекхожина «Батыр Науан», повесть М.Иманжанова «Алғашқы айлар», поэма Ж.Молдағалиева «Қыран дала», роман Д.Әбілова «Ақын арманы» | чтение и понимание | 10.1.1.1 знать особенности поэтического языка в художественной литературе; 10.1.2.1 понимать роль отдельных предметов (детали, портрета, монолога) в раскрытии образа персонажа; 10.1.3.1 понимать взаимосвязь авторской идеи в произведении с реальной жизнью; 10.1.4.1 глубокое понимание идейного содержания литературного произведения через анализ сюжета и композиционной структуры; 10.1.5.1 размышлять об устной/ письменной интерпретации произведения искусства в другом жанре, интегрируя идеологическое содержание произведения с современными взглядами |
анализ и обобщение | 10.2.1.1 анализировать состав литературного произведения с точки зрения времени и пространства; 10.2.2.1 собирать и персонализировать систему персонажей в произведении искусства; 10.2.3.1 особенности языка, используемого писателем при раскрытии идейно-художественного содержания произведения: лексический, фразеологический, стилистический анализ; 10.2.4.1 анализ художественных подходов к произведению (виды тропов и фигур) авторского пафоса, идеальное определение; 10.2.5.1 анализировать гармонию ценностей в мировой и казахской литературе | ||
оценка (сравнение) и творчество (произведение) | 10.3.1.1 оценить национальную и историческую ценность произведения, сравнив его с образцами аналогичных произведений; 10.3.2.1 оценить художественную и эстетическую ценность произведения; 10.3.3.1 проанализировать идею произведения с точки зрения универсальной ценности и написать литературное (письмо, лирическое эссе); 10.3.4.1 написать литературный обзор (рецензию), сравнив произведение с идеологически значимыми произведениями |