Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Переход количественных изменений в качественные. Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество.
Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов.
Качество проявляется в свойствах. При этом нужно отличать качество от свойства. Свойство характеризует вещь, с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.
Кроме качества, любой предмет обладает и количеством. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема и пр. Количество выражается числом.
Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств. С количественной стороны автомобиль обладает размером, формой, цветом и пр. И так любой предмет.
Количество и качество едины. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Когда мы спрашиваем «сколько», то всегда имеем ввиду какую-то качественную определенность: «сколько людей», «сколько домов» и пр.
Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Оно может происходить в двух формах: непрерывности и прерывности (скачкообразности).
Непрерывность в развитии – это стадия медленных, постепенных количественных накоплений. Данный этап еще называют «эволюционным путем» развития. Но достигая определенного этапа, на смену непрерывности приходит скачкообразная стадия.
Прерывность (скачок) – это стадия быстрых, коренных, качественных преобразований, момент превращения старого качества в новое.
Постепенное увеличение температуры воды приводит, в конце концов, к достижению ею необходимой температуры (100 градусов) и изменению своего агрегатного состояния (качества). Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. В обществе развитие производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.
Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. В процессе развития постепенные количественные изменения приводят к коренным качественным. Этот переход, как правило, осуществляется в форме скачка.
3.Закон отрицания отрицания. Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.
Закон отрицания отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.
Выделяют шесть парных категорий диалектики:
· Единичное и общее.
· Содержание и форма.
· Сущность и явление.
· Причина и следствие.
· Необходимость и случайность.
· Возможность и действительность
Единичное и общее.
Единичное – относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков.
Единичное – отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.
Общее – категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков
принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей.
Диалектика единичного общего.
Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах.
Во-вторых, общее устойчиво, а единичное – изменчиво.
В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.
Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.
В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.
Единичное – всегда существует в связи, которая ведет к общему.
Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. Вместе с этим общество состоит из классов, а классы из личностей. То есть общее и единичное две стороны единого предмета.
Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.
Содержание и форма.
Содержание –это совокупность элементов и процессов, образующих предмет.
Форма –это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.
Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.
Взаимодействие формы и содержания.
Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную самостоятельность.
Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.
Содержание – изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания.
Сущность и явление.
Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, чтобы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.
Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.
Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).
Диалектика сущности и явления.
Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.
Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление – это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же – это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.
Чтобы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.
Причина и следствие.
Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.
Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.
Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.
В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.
Необходимость и случайность.
Необходимость – это то явление, которое при наличии определенных условий обязательно наступает. С необходимостью день следует за ночью, сменяются времена года. Необходимо и таяние льда при температуре выше нуля градусов. Необходимость вытекает из сущности предмета и является постоянной и устойчивой для него.
Случайность – это событие, которое не обязательно наступает при определенных условиях. Случайные события могут произойти, а могут и не произойти. Например, весна сменяет зиму, что необходимо ведет к таянию снега. Но вот вопрос, когда именно начнет таять снег: в апреле или в феврале, относится к случайности. Революция в России назрела и была неизбежна, а потому необходимо должна была свершиться. Но кто конкретно ее должен был совершать, в какой год и месяц носили случайный характер. Революция могла произойти в октябре 1917 года, а могла произойти в январе 1925 года и пр.
Говоря о взаимодействии необходимости и случайности, стоит заметить, что изолированных друг от друга необходимостей и случайностей в чистом виде не существует. Необходимость представляет собой основные тенденции, направление в развитии предмета. Случайность представляет форму проявления необходимости. Несмотря на то, что-то или иное событие (или ряд событий) – случайно, за ним