Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов:
- ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;
- требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
- предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;
- требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;
- непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
- необязательность денежной формы доли местного участника проекта.
Региональные банки развития:
Межамериканский банк развития. Этот банк был основан в 1959 США и двадцатью латиноамериканскими странами. Основные задачи - поддержка развития экономики Латинской Америки, содействие экономической кооперации стран-членов и предоставление технической помощи в подготовке и претворении в жизнь планов экономического развития. С 1959 четыре страны региона и 17 стран из-за его пределов (Канада, Израиль, Япония и 14 европейских стран) стали новыми членами МБР. Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне. Банк имеет два разных типа ресурсов: обыкновенные фонды и фонд специальных операций. Обыкновенные фонды предназначены для финансирования проектов, окупающихся за обозримый период времени. Такие ссуды возвращаются в той же валюте, в которой был предоставлен кредит. Фонд специальных операций, управляемый отдельно, финансирует проекты, в которых не ожидается быстрого возвращения средств. Возврат здесь может быть сделан частично или полностью в валюте заемщика. МБР управляет также Трастовым фондом социального прогресса, учрежденным правительством США в начале 1960-х годов при организации "Союза ради прогресса"; Венесуэльским трастовым фондом, основанным в 1975, и 11 другими трастовыми фондами.
Азиатский банк развития. Учрежденный в 1966, банк предоставляет финансовую и техническую помощь странам-членам из числа развивающихся стран Азии и Дальнего Востока и принадлежит правительствам стран-членов. Им руководит совет управляющих, избирающий 12 директоров и президента. Штаб-квартира банка расположена в Маниле. Подписной капитал для стран-членов региона определен на основе их валового внутреннего продукта, численности населения, объема налоговых поступлений, экспортных доходов. Величина подписки для стран-членов извне региона определяется в основном путем переговоров с учетом политики этих стран в отношении предоставления помощи. Банк управляет также многоцелевым специальным фондом, с помощью которого он выдает льготные ссуды бедным странам, и специальным фондом технического содействия, представляющим финансово-экспертные услуги. Поступление средств в эти фонды зависит в основном от субсидий правительств стран-членов. Большая часть взносов получена от развитых стран, расположенных как в регионе, так и за его пределами. АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам.
Африканский банк развития. Учрежденный в 1963 для содействия экономическому и социальному развитию африканских стран, банк возглавляется советом, в котором представлен каждый его член. Штаб-квартира банка находится в Абиджане (Кот-д'Ивуар).
Тема 11. Сущность финансов, их функции и роль
1. Исторические и экономические предпосылки возникновения финансов
2. Общая теория финансов: ретроспективный обзор проблемы
3. Финансы как экономическая категория
4. Функции финансов
5. Принципы и роль финансов в рыночной экономике
1. Исторические и экономические предпосылки возникновения финансов
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера товарно-денежных отношений, которую они охватывают, и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим устройством общества, природой и функциями государства.
Финансы являются исторически сформированной, сложной и многогранной экономической категорией.
Слово «финансы» происходит от латинского «finis», что означает конец, завершение, финиш. В древнем мире и в средние века этот термин использовался в денежных отношениях, которые возникали между государством в лице его монарха и населением. Этим термином определялось завершение денежного платежа. Т.е. окончательный расчёт. Лица, которые уплачивали деньги в пользу монарха, судьи и других государственных органов, получали на руки документ, который имел название fine. Именно название этого документа послужило основой для возникновения термина «financia», что в переводе с латыни означает «денежный платёж». Первоначальное использование этот термин получил в Италии в ХІІІ веке, в частности, во Флоренции, Венеции, Генуе, где были хорошо развиты торговля, денежные расчёты и банковское дело. Этим словом обозначались платежи и взносы, которые осуществлялись в пользу государства. Фактически под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство какого-либо образования низшего уровня: земство, община и др.
В этот период в некоторых странах, например в германии, термин «финансы» имел негативное значение. Этот термин использовали в контексте с принудительным изъятием денег, взяточничеством и др.
Впервые в современной трактовке категория «финансы» начала использоваться во Франции. Латинское «financia» превращается во французское «finance», что означает наличность или доход. Ввёл в научный оборот это понятие французский профессор Ж. Боден в книге «Шесть книг о республике» (1577 г.). В те времена финансами считали совокупность денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.
Позже данная экономическая категория получила международное распространение и начала воспроизводить отношения между населением и государством по поводу создания и использования государственных фондов денежных средств.
Всё вышеизложенное даёт возможность определить основные предпосылки возникновения финансов:
1) финансы – это экономическая категория, которая имеет стоимостной характер и связана с товарно-денежными отношениями. Поэтому одной из основных причин возникновения финансов можно считать именно товарное производство. Товарное производство предполагает наличие рынка, обмен товаров путём купли-продажи с использованием денег. Непосредственное продвижение товара от производителя к потребителю обусловлено движением денежной формы стоимости, денежными отношениями. В условиях деятельности предприятий, базирующейся на коммерческом расчёте, финансы обеспечивают формирование денежных доходов и накоплений, распределение и использование их на потребности производства, работников и общегосударственные нужды.
Если мы рассмотрим процесс расширенного воспроизводства в динамике, то его можно представить как совокупность циклов, которые непрерывно повторяются и состоят из 4-х последовательных стадий:
- производство (Пр);
- распределение (Р);
- обмен (О);
- потребление (П), которое включает личное потребление (ЛП) и производственное (общественное) потребление (ПП):
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен только после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость будет распределена (и перераспределена), в результате чего будут сформированы целевые денежные потоки, которые являются основой удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Именно в ходе распределения создаются условия (потенциальные предпосылки) для будущего удовлетворения потребностей, причём это происходит в стоимостной форме. Благодаря обмену уже появляются реальные возможности для удовлетворения потребностей за счёт приобретения потребительных стоимостей.
Другими словами, на стадии распределения закладываются предпосылки формирования стоимости продукции (товара, услуги, работы и др.), т.е. формируется её цена. Но следует отметить, что на этом этапе продукт имеет 2 формы стоимости: материальную и денежную, и только при выведении продукта на рынок (стадия обмена) он приобретает вид товара, определяется его меновая стоимость (которая может существенно отличаться от первоначально установленной цены), а также происходит отрыв материальной составляющей стоимости от её денежного компонента (акт купли-продажи), таким образом формируется денежный поток в форме выручки, которая и подлежит дальнейшему распределению.
Фактически, именно наличие в процессе расширенного воспроизводства стадий «распределение – обмен» и обусловливает возникновение финансовых отношений. Без них было бы невозможным формирование денежного потока. При этом следует отметить, что сам характер акта купли-продажи предполагает, что денежный поток может формироваться до начала производства продукта – авансовые поступления в процессе реализации продукции – получение наличности или зачисление средств на счёт предприятия- производителя; после получения продукции предприятием-покупателем – коммерческое кредитование.
2) Действие закона стоимости, который функционирует в условиях товарного производства. В соответствии с данным законом, продукт (товар) может обмениваться на другой только при условии равнозначных затрат общественно-необходимого труда на их производство, т.е. при условии их одинаковой стоимости.
3) Принцип распределения согласно затраченного труда или принцип материальной заинтересованности. С помощью системы денежных отношений обеспечивается соответствующая эквивалентность относительно воспроизводства затрат труда членов общества;
4) наличие государства предполагает выделение 2-х основных этапов развития финансов: 1 этап характеризуется неразвитой формой финансовых отношений, которым был присущ скрытый характер, что нашло отражение в формировании государственных доходов преимущественно за счёт налогов в натуральной форме и трудовых повинностей. На более поздней стадии этот этап отличался отторжением казны монархов от государственной казны (бюджета). С выделением государственной казны в 16-17 веках возникли понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. Постепенно плательщики налогов признавали за государством право их взыскания, по мере того, как государство начало оказывать услуги населению и проводить эффективную финансовую политику. Именно в этот период закладывается структура и законодательная основа расходной части бюджета. Так были сформированы 4 направления расходов бюджета: на экономику, социальные нужды, управление и оборону.
2 этап характеризуется формированием разнообразных финансовых систем, высокой степенью влияния финансов на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Финансы становятся одним из важнейших факторов непрямого влияния на отношения общественного воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Государство постоянно вмешивается в процесс распределения национального дохода. Для регулирования экономики государство использует разнообразные финансовые методы и инструменты (налогообложение, амортизационная политика, ценообразование, кредитная политика и др.).