Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Общая теория финансов: ретроспективный обзор проблемы
Формирование финансовой научной мысли происходило на протяжении многих столетий, что нашло отражение в трудах известных учёных-экономистов.

Основоположником финансовой науки по праву можно считать А. Смита, который в своём труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал отдельные положения о сущности финансов государства, которые основывались на его учении о производительном и непроизводительном труде. По его мнению, производительный труд – это труд. Который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд – на доход, т.е. заработную плату и прибыль. А. Смит, а затем и Д. Риккардо дали характеристику основным финансовым категориям (расходам и прибыли государства). Он доказал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счёт налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда его негативное отношение к налогам. Он считал необходимым уменьшение государственных расходов, являющихся непроизводительными, что приводит к замедлению развития производительных сил.

Первый научный трактат о финансах появился в 1766 году. Это книга французского экономиста и философа Ф. Юсти «Система финансового хозяйства». Английский учёный Джон С. Милль работал над созданием «налоговой теории услуг», согласно которой каждый человек должен отдать часть своей прибыли за получаемую от государства поддержку. Он логично соединил налоги с государственными расходами, установив между ними строгую зависимость. Эти положения развили шведские экономисты Карл Виксель и Эрих Линдаль. Уже в наше время данная теория оказала существенное влияние на формирование взглядов американского учёного Поля Самуэльсона, который утверждал, что увеличение налогов должно сопровождаться ростом потребности в государственных услугах.

В 70-е годы 19 века возникла новая экономическая школа, которую основали немецкие учёные Густав фон Шмоллер, М. Вебер, Адольф Вагнер и др. Они предложили своё видение накопления капитала с помощью государства. А. Вагнер сформулировал 9 принципов налогообложения, сгруппировав их в разделы (достаточность и подвижность, выбор соответствующего источника и объекта, всеобщность и равнозначность, удобство, дешевизна), которые дополняли уже известные принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом.


С середины и почти до конца 19 века финансовая наука находилась под влиянием марксистской мысли. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах раскрыли сущность финансов в условиях капитализма, роль и значение основных финансовых категорий. Большинство финансовых проблем нашли отражение в таких трудах, как «Критика политической экономии», «Капитал» и многочисленных статьях, посвящённых анализу английских, французских и прусских бюджетов. К. Маркс раскрыл классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, непроизводительный антинародный характер расходов государства, правильно показал связь государственных ссуд с налогами.

До начала І мировой войны представители экономической науки, придерживаясь в целом принципов свободной рыночной конкуренции, выступали против вмешательства государства и его финансов в экономические отношения. Но политические и социальные процессы, которые начали происходить во время и после І мировой войны, как на Европейском, так и на Американском континентах, привели к необходимости регулирования государством производства и социального распределения, что особенно ярко проявилось в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г.

Существенный вклад в формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики регулирующего типа сделал английский экономист Джон Мейнер Кейнс. Кейнсианские рекомендации использовались на практике правительствами многих государств на протяжении длительного периода. В основу финансовой концепции Дж. М. Кейнс положил идею «эффективного спроса». Основные положения теории были отражены Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процентов и денег». Он определил, что основными инструментами государственного вмешательства в циклическое развитие экономики, должны стать финансовые отношения, и, в первую очередь, государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важнейшим фактором достижения «эффективного спроса». Финансирование государственных расходов за счёт налогов и ссуд должно оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить рост национального дохода.

Большую популярность получила налоговая концепция американского экономиста А. Лаффера, который на основе графической модели высказал мысль, что высокие ставки налога сдерживают темпы экономического роста. Рекомендации этого учёного были положены в основу налоговых реформ 80-х годов 20 века, проведенных в большинстве экономически развитых стран.



Рыночную концепцию финансов субъектов хозяйствования дали Э. Никбахт и А. Гроппели, Поль Самуэльсон.
3.Финансы как экономическая категория
Финансы являются продуктом эволюции общественных отношений. Одной из предпосылок их возникновения является наличие института государственности. А значит они являются исторической категорией. Ещё одним признаком финансов, присущим всем экономическим понятиям, является то, что финансы – объективно существующая категория. Финансы влияют на производство, распределение, обмен и потребление и поэтому имеют объективный характер.

Финансам как экономической категории присущи следующие особенности.

1) Финансы являются денежной категорией. Финансы всегда имеют денежную форму выражения. Деньги, их реальное движение служат обязательным условием возникновения и существования финансов. Однако сами по себе деньги, их движение не определяют сущности финансов. Хотя все финансовые отношения являются денежными, не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег не только содержанием, но и функциями, которые они выполняют в процессе расширенного воспроизводства.

2) Финансы являются распределительной категорией. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода, образование и использование целевых фондов денежных средств.

3) Финансы являются ресурсообразующей категорией. Финансы связаны с формированием и использованием финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – денежные средства, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства. Основными элементами финансовых ресурсов являются прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи акций и облигаций и другие виды денежных доходов.

4) Финансы являются фондообразующей категорией. С помощью финансов образуются централизованные (на макроуровне) и децентрализованные (на микроуровне) фонды денежных средств.

Таким образом, финансы – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства в связи с формированием целевых денежных фондов государства и субъектов хозяйствования и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.



  1. Функции финансов


По мнению большинства экономистов, финансы выполняют 2 основные функции.

1) Распределительная – проявляется в процессе распределения ВВП в виде образования фондов денежных средств и их использования по целевому назначению.

Объектами финансового распределения выступают: ВВП, национальное богатство, национальный доход.

Субъектами финансового распределения выступают: государство, предприятия и организации, население.

2) Контрольная – обусловлена объективно присущей финансам способностью количественно отражать движение денежных потоков и обеспечивать контроль за соблюдением пропорций в распределении ВВП, правильностью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов, которое осуществляется как в фондовой, так и в нефондовой формах.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях и звеньях экономики.

Субъекты финансового контроля: плановые и бюджетные комиссии; налоговые и финансовые органы, коммерческие банки; аудиторские фирмы; КРУ; внутренние финансово-экономические службы предприятий и организаций.

Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности.

Многообразие точек зрения экономистов по вопросу функций финансов связано с тем, что распределение можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле распределительная функция включает образование, распределение и использование финансовых ресурсов, а также экономическое стимулирование и регулирование финансово-хозяйственной деятельности. Понимание распределения в узком смысле предполагает выделение наряду с распределительной функцией других функций (стимулирующей, регулирующей, ресурсообразующей, производственной, воспроизводственной и др.).
5. Принципы и роль финансов в рыночной экономике
Выделяют следующие основные принципы, на которых базируется реализация финансовых отношений.

1) Единство. Финансовые отношения действует в едином законодательном и нормативно-правовом пространстве. Их
реализация базируется на единстве денежной, кредитной, бюджетной и налоговой систем.

2) Сбалансированность. Заключается в установлении равновесия между доходами и расходами государства, субъектов хозяйствования. Допускается незначительное превышение доходов над расходами.

3) Целевая направленность – распределение финансовых ресурсов по различным направлениям и их целевой характер.

4) Диверсификация – распределение финансовых ресурсов по территориальному и отраслевому признакам; создание многопрофильных предприятий с разными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.

5) Стратегическая ориентированность – необходимость разработки чёткой стратегии мобилизации финансовых ресурсов, направляемых для эффективного финансирования расходов государства и субъектов хозяйствования.

Финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач государства. Она заключается в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Эта роль реализуется с помощью выполнения государством регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функций.