Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Международные финансы отображают отношения, которые возникают на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых учреждений.
Валютный рынок. Международные финансовые отношения связаны с движением стоимости между отдельными странами. Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, основой которого является установление курса валют. Для осуществления расчетов нужна соответствующая валюта, а для обеспечения эквивалентного обмена необходимо достоверное соотношение валют. Отклонение установленного курса валют от реального ведет к международному перераспределению доходов и финансовых ресурсов. Это можно сравнить с ценовым механизмом перераспределения, который, кстати, действует как на внутреннем, так и на мировом рынках. Финансы международных политических, экономических, гуманитарных и других организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом той или другой организации. Например, все страны-члены ООН платят членские взносы в бюджет этой политической организации. Средства из бюджета ООН используются на содержание ее органов, на финансирование международных программ и организацию разных мероприятий. Международные организации также могут предоставлять финансовую помощь отдельным странам. Итак, через это звено международных финансов осуществляется международное перераспределение доходов.
Международные финансовые учреждения являются своеобразной надстройкой над совокупностью национальных финансовых систем. Они характеризуют зарождение единой финансовой системы мирового сообщества. Сейчас эти учреждения выполняют большей частью функции предоставления финансовой помощи в форме кредитов тем странам, которые в ней нуждаются. В их состав входят:
-
Международный валютный фонд; -
группа Мирового банка; -
Европейский банк реконструкции и развития; -
Африканский банк развития; -
Азиатский банк развития; -
Межамериканский банк развития.
Финансовый рынок является важной составляющей частью финансовой и экономической систем. С одной стороны, это элемент, прежде всего, финансовой системы, который занимает в ней особое место. Во-первых, он представляет собой своеобразную надстройку, через которую координируется деятельность всей финансовой системы. Во-вторых, это соединительная сфера, через которую осуществляется движение финансовых ресурсов, то есть, если финансы субъектов хозяйствования выполняют роль двигателя, а государственные финансы – функции системы управления, то финансовый рынок можно сравнить с трансмиссией. Образно говоря, это кровеносная система, которая питает весь финансовый организм. С другой стороны, финансовый рынок наряду с рынками труда, товаров и услуг, средств производства и технологий, духовных благ является чрезвычайно важной составляющей рыночной экономики, ее определяющим элементом, без которого не может работать весь механизм. Все начинается с финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования.
Сущность отношений в сфере финансового рынка заключается в купле-продаже финансовых ресурсов. Их ценой является плата за пользование ресурсами, прежде всего в виде процента.
Финансовый рынок делится на две звена:
-
рынок денег; -
рынок капиталов.
Рынок денег – это сфера, где можно их купить. Его функционирование обеспечивается, прежде всего, кредитной системой – совокупностью кредитных учреждений, которые осуществляют концентрацию временно свободных денежных средств и их предоставление в кредит. Кредитная система состоит из двух частей: банковской системы и небанковских кредитных учреждений (кредитные союзы, ломбарды, кассы взаимопомощи и др.).
Банковская система является ядром кредитной системы. Она состоит из двух уровней: Центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк осуществляет эмиссию денег, организовывает денежное обращение, руководит деятельностью всей банковской системы, выполняя роль банка банков. Коммерческие банки выполняют функции мобилизации ресурсов, кредитования и осуществления расчетов. Они могут быть универсальными (которые выполняют все операции для всех областей) и специализированными (на определенных операциях и областях).
Рынок капиталов – это сфера торговли не только деньгами, а и правом собственности. Инструментом рынка капиталов являются специальные ценные бумаги – акции. Кроме того, к рынку капиталов принадлежат средне- и долгосрочные кредитные обязательства. Акции и другие ценные бумаги, которые не дают права собственности, в том числе те, которые выпускаются государством, формируют рынок ценных бумаг. С его помощью осуществляется быстрое и эффективное перераспределение ресурсов между отдельными субъектами хозяйствования, областями, регионами и странами. Причем в отличие от сферы государственных финансов, прежде всего бюджета государства, где подобное перераспределение имеет определенные признаки субъективизма, перераспределение посредством рынка ценных бумаг всегда имеет объективный характер, поскольку определяется критериями эффективности использования финансовых ресурсов.
Страхование представляет собой обособленное звено финансовой системы, которое отображает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. С одной стороны,
страхование обеспечивается страховыми компаниями, которые являются обычными субъектами предпринимательства, т.е. их деятельность относится к уровню микроэкономики. С другой стороны, создаваемые фонды отображают перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и, таким образом, имеют признаки принадлежности к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут создаваться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они будут принадлежать к системе государственных финансов.
Тема 13. Финансовая политика и финансовый механизм. Управление финансами.
1. Сущность, состав и типы финансовой политики.
2. Финансовый механизм.
3. Понятие и основные элементы управления финансами
4. Функции управления финансами и системы поддержки принятия управленческих решений
5. Органы, осуществляющие общее управление финансами, их состав и функции.
1. Сущность, состав и типы финансовой политики
Финансовая политика – это комплекс действий и мероприятий, которые осуществляются государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования, финансовых учреждений, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе финансы и финансовая система являются объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов финансовых отношений и вообще иллюстрируют объективные закономерности развития. Но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены этим объективным закономерностям, не срабатывают сами по себе. Их организовывают конкретные субъекты, которые руководствуются многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, объединяя при этом как общественные, так и собственные интересы. Поэтому финансовая политика всегда является переплетением широкой гаммы разнообразных интересов отдельных политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, разных слоев населения и т.п.
Субъектом выработки финансовой политики является государство в лице вышестоящих органов власти и управления и основных финансовых органов – Министерства финансов и Центрального банка, а субъектами реализации – финансовые органы и учреждения. При этом, формирование финансовой политики включает концептуальное определение основ и направлений этой политики, опираясь на поставленные задачи социально-экономического развития (вышестоящие органы власти и управление) и разработку конкретных мероприятий по реализации поставленных задач (Министерство финансов и Центральный банк).
Состав финансовой политики. Финансовая политика рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании она отображает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную) и фискальную политики.
Монетарная политика представляет собой комплекс действий и мероприятий в сфере денежного рынка. Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.
Фискальная политика характеризует действия государства относительно централизации части произведенного ВВП и его общественного использования. Она осуществляется путем внедрения разнообразных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельным направлениям государственных расходов. Именно фискальная политика представляет основу финансовой политики в ее узком понимании. Вместе с тем эта политика более широкая, поскольку включает также политику в сферах фондового и страхового рынков и международных финансов.
Фискальную политику условно можно разделить на два направления – налоговую и бюджетную.
Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения – установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный), установление ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот и т.п. Она отображает как нужды государства в средствах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан.
Бюджетная политика представляет собой деятельность относительно формирования бюджета государства, его сбалансирования, распределения бюджетных средств и т.п. В зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или военное направления. Кроме того, бюджетная политика определяет основы бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы, а также организацию межбюджетных отношений.
Финансовая политика в сферах фондового и страхового рынков характеризуется действиями государства относительно их развития и регулирования, создания соответствующих гарантий клиентам страховых компаний и институционных инвесторов. Поскольку указанные финансовые учреждения являются самостоятельными коммерческими структурами, государство может влиять на них, как и на других субъектов предпринимательской деятельности, только посредством регуляторной политики.