Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финансовая политика в сфере международных финансов связана с налаживанием взаимоотношений государства с международными организациями и финансовыми учреждениями, членство в которых является добровольным. С одной стороны, оно предусматривает членские взносы, а с другой – возможность получения финансовой помощи. Сущность политики состоит в определенности степени своего участия в этих организациях и учреждениях и в установлении основ сотрудничества.
Важной составляющей финансовой политики является долговая политика государства. Она начинается с определения соотношения между налоговыми и заемными финансами. Первые основываются на формировании доходов бюджета за счет налогов и обязательных платежей, а вторые – на использовании в определенных пределах государственных займов. Долговая политика определяет границы и условия государственного заимствования, соотношение между его формами, между кредиторами государства, а также порядок и механизм погашения государственного долга.
Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана, и характера задач, которые решаются, включает финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития – достижение оптимальных темпов роста ВВП.
Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку состоит в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции. Ее главная задача – достижение стратегических целей развития. Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентирование финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности.
Регламентирование финансовых отношений
характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность – ее тактику. Базовым элементом является регламентирование финансовых отношений, которое может осуществляться государством в законодательной и административной формах.
Законодательное регламентирование состоит в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.п.
В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, которое характеризуется той долей дохода, который распределяется и потребляется согласно действующему законодательству, различают три типа финансовой политики:
-
жесткая регламентация; -
сдержанная регламентация; -
политика минимальных ограничений.
Жесткая регламентация состоит в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Сдержанная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Сдержанная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц.
Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в этих условиях осуществляется на договорных началах между отдельными субъектами.
Основой финансовой политики государства является выбор финансовой модели общества. Соотношение между направлениями финансовой политики, применением ее отдельных типов определяются характером финансовой модели, установленной в настоящее время.
Текущая финансовая деятельность государства
отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным орудием является бюджет.
В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на:
-
политика стабилизации; -
политика экономического роста; -
политика сдерживания деловой активности.
Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются друг от друга. Первая – это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая – политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.
Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности, как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами – путем возрастания государственных расходов, снижения уровня налогообложения и осуществления политики «дешевых денег». Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических нужд. Это финансирование отражает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика «дешевых денег» состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.
Политика сдерживания деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении – сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.
По характеру реализации финансовая политика делится на:
-
дискреционную; -
недискреционную.
Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются согласно ситуации, которая складывается в настоящее время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может.
Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов – «встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.
Функции «встроенных стабилизаторов» выполняют, прежде всего, налоги, а также социальные государственные выплаты, различные субсидии. Вместе с тем, полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «вмонтированные стабилизаторы», и средства дискреционной политики.
2. Финансовый механизм
Финансовый механизм – это совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.
Государственное регулирование экономики может осуществляться двумя способами.
Первый – создание системы планового руководства, в основе которого лежат административно-командные методы.
Второй способ государственного регулирования экономики состоит в применении экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам.
Указанным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств отвечают два метода финансового влияния на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или иной период система финансового обеспечения нуждается в соответствующем финансовом регулировании.
Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах:
-
самофинансирование; -
кредитование; -
внешнее финансирование.
Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.
Самофинансирование представляет собой обеспечение нужд простого и расширенного воспроизводства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Принцип самофинансирования предусматривает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита. Он нуждается в четком определении соотношения между собственными и заимствованными ресурсами. С позиции финансовой эффективности собственные ресурсы (т.е. самофинансирование как форма финансового обеспечения) предназначены для покрытия затрат на минимально допустимом уровне. Остальные ресурсы формируются на основе использования кредита. Основой самофинансирования как формы финансового обеспечения является собственный капитал. В зависимости от формы собственности он может быть индивидуальным – частный, коллективным – паевой или акционерный. Наиболее распространенным в современных условиях является акционерный капитал.
Кредитование как форма финансового обеспечения состоит во временном использовании заемных ресурсов. Если самофинансирование – это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование, особенно в условиях рыночной экономики, является главной, ведущей формой. Оно основывается на принципах возвратности, срочности, платности и материального обеспечения кредитов.
Кредитование – чрезвычайно действенная форма финансового обеспечения. Во-первых, достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, установленные принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.
Третья форма финансового обеспечения – внешнее финансирование. Оно заключается в выделении средств определенным субъектам на безвозвратной и безвозмездной основе. Это может быть государственное финансирование из бюджета или государственных фондов целевого назначения, поступление средств от общественных и благотворных фондов и организаций данной страны и из-за границы, гранты от международных организаций и т.п. В условиях рыночной экономики эта форма является подчиненной относительно самофинансирования и кредитования.
Надежность финансового механизма определяется достаточным обеспечением нужд каждого субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового обеспечения.
В процессе реализации финансовой политики государство может влиять на социально-экономическое развитие через все три формы финансового обеспечения. Но возможности такого влияния и механизмы его реализации при использовании каждой из этих форм существенно различаются. Так, бюджетные ассигнования являются формой прямого влияния государства, это средство, которое непосредственно находится в его руках. На процессы кредитования государство может влиять довольно чувствительно, но только опосредованно. Самофинансирование обеспечивает права владельца самостоятельно определять направления использования средств. Однако степень самофинансирования зависит как от объема собственных ресурсов субъектов хозяйствования, так и от уровня налогообложения предпринимательской деятельности.