Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сущность реализации финансовой политики с помощью бюджетных ассигнований состоит в определении направлений, объемов и форм финансирования отдельных субъектов, областей, регионов. Оптимизация распределения бюджетных средств с позиций обеспечения, как решение приоритетных задач, так и достижение сбалансированного развития экономики и социальной сферы представляет сущность бюджетной политики государства. Возможности этой политики определяются уровнем и объемами бюджетной централизации ВВП – чем они выше, тем больше финансовый потенциал государства. Однако здесь возникает противоречие между интересами государства, юридических и физических лиц, ведь чем высшее уровень бюджетной централизации ВВП, тем ниже уровень самофинансирования как ведущей и развивающейся формы финансового обеспечения.

Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы представляют собой распределительные и перераспределительные отношения, финансовые методы регулирования, в сущности, являются методами распределения. Существуют два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Как правило, именно этот сальдовый элемент несет в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятий является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Это стимулирует рост доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу определяются на основе отдельных расчетов. Эти расчеты могут иметь нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (выручки, дохода, прибыли), а к другим показателям.

Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются относительно объекта распределения. Нормативным является распределение прибыли при его налогообложении. Ставка налога на прибыль разделяет ее на две части: первая вносится в бюджет государства, другая представляет собой чистую прибыль, которой предприятие распоряжается самостоятельно.

При сальдовом методе главное – выделение итогового элемента. В нем должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны реализоваться на практике. Если этого нет, то такая модификация сальдового метода не отвечает задачам финансового регулирования.


При нормативном методе распределения очень важно установить оптимальное соотношение между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических и физических лиц в расходовании средств.

Метод финансового регулирования определяет характер действия финансового механизма. Каждый метод может иметь множество модификаций в зависимости от того, какие элементы распределительных отношений он охватывает. Каждому из элементов отвечает определенное целевое назначение в виде закрепленных за ним функций. Таким образом, в составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется влияние на разные стороны общественного развития.

Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно изменяется в зависимости от задач финансовой политики.

Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их влияния на отдельные стороны социально-экономического развития.

Функционирование финансового механизма обеспечивается организационными структурами, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.

Правовое регламентирование отражается в разработке и принятии законодательных актов по финансам. Эта функция возлагается на органы государственной власти.

Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план – бюджет государства – утверждается законодательно.

Функции организации финансовой деятельности в стране возлагаются на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Национальный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит, прежде всего, от четких, слаженных и согласованных действий этих органов.

Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций.
3. Понятие и основные элементы управления финансами
Управление является сознательной целенаправленной деятельностью людей, основанной на знании объективных закономерностей развития общества. Современная экономика не может хорошо развиваться без управляемой финансовой системы.



Управление финансами – это целевое воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность для достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации управление финансами по видам объектов управления подразделяют на:

  • управление финансами федеральных органов власти страны;

  • управление финансами субъектов Федерации;

  • управление финансами муниципальных образований;

  • управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.

Объектами управления финансами выступают разнообразные сферы финансовых отношений:

  • государственные финансы (бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок);

  • страхование;

  • местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды);

  • финансы коммерческих и некоммерческих организаций;

  • финансы индивидуальных предпринимателей.

(можно сферы назвать и другие в зависимости от признака их выделения)

Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике:

  • законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности;

  • исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

  • финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях.


Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма (см . вопрос 2 темы 3).
4. Функции управления финансами и системы поддержки принятия управленческих решений
Функции управления финансами вытекают во многом из общих функций управления. Следует учитывать, что вопрос о функциях управления является дискуссионным. Большинство специалистов указывают на такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль. Выделяют также как функции анализ, учет, регулирование, координация, коммуникация и другие.

Среди общих функций менеджмента главной считается титрование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер:

формулирует цели и задачи на предстоящий период;

разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование);

составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).

К функциям управления финансами относятся:

  • финансовое планирование (и прогнозирование) состояния финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

  • организация финансовой деятельности и финансовых процессов;

  • финансовое стимулирование (мотивация);

  • финансовый контроль;

  • финансовый анализ;

  • финансовый учет;

  • финансовое регулирование.

Условием (предпосылкой) финансового планирования является финансовое прогнозирование – предвидение ожидаемого в перспективе состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования. Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.

Организация финансовой деятельности и финансовых процессов - формирование структуры объекта управления финансами и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы по формированию и использованию финансовых ресурсов, осуществлению финансовой деятельности.

Финансовое стимулирование (мотивация) – побуждение к определенным действиям (или бездействию) в области финансов, вложению финансовых ресурсов в определенные сферы деятельности, мотивированию на легальные способы формирования доходов и осуществления расходов и т.д.

Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления
, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов (фондов денежных средств).

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации на основе детализации финансовой деятельности, расчета финансовых показателей и т.п.

Финансовый учет – учет (фиксация на определенных носителях факта осуществления операций финансового характера) наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, основной частью которого является бухгалтерский учет.

Финансовое регулирование. Регулирование состояния финансовой системы, финансовых процессов и финансовой деятельности – приведение финансовой системы в устойчивое состояние в случае отклонения от заданных параметров. Оперативное регулирование финансов осуществляется в целях реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.

Различают стратегическое, тактическое и оперативное управление финансами. Оперативное управление финансами возложено на финансовые органы – в РФ это Министерство финансов, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовые службы предприятий.

Для повышения эффективности управления финансами организуются системы поддержки финансовых решений: финансовый мониторинг и финансовая диагностика. Для поддержки финансовых решений может также применяться финансовый контроллинг.

Финансовый мониторинг представляет собой систему постоянного наблюдения за состоянием объекта управления финансами, его оценки и прогнозирования будущего финансового состояния, что предназначено для своевременной корректировки управленческого процесса в случае отклонения от целевых ориентиров. На уровне государственного управления особое значение финансовый мониторинг имеет в системе контроля за нелегальной деятельностью.

  1. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3 «Об утверждении Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  2. Приказ Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 № 103 «Об утверждении Положения о предоставлении субъектами первичного финансового мониторинга информации Уполномоченному органу и направлении Уполномоченным органом запросов субъектам первичного финансового мониторинга», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.05.2016 № 1292.