Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Принципы организации финансов предпринимательских структур
Под организацией финансов предприятий понимают формы, методы, способы формирования и использования ресурсов, контроль за их оборотом для достижения экономических целей в соответствии с действующим законодательством.
Основой организации финансов всех форм и видов собственности является наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах для осуществления организованной хозяйственной деятельности собственника.
Формирование ресурсов происходит в период создания предприятия пцтём образования из уставного и дополнительного капитала фонда основных и оборотных средств.
Источниками формирования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы кооператива, кредитные, бюджетные средства и др.
Достаточно важной в организации финансов предприятий является организация оборотных средств, поскольку на основе этой формы авансированной стоимости происходит движение всей стоимости, которая находится в процессе расширенного воспроизводства. Необходимыми условиями осуществления непрерывной деятельности являются: 1) правильное определение фонда оборотных средств; 2) сохранение этого фонда (в пределах норматива) в достаточном объёме; 3) рациональная организация оборотных средств, базирующаяся на быстрой их оборачиваемости.
Основным методом хозяйствования предприятий в условиях рынка является коммерческий расчёт – сопоставление в денежной форме затрат и результатов деятельности с целью получения максимума прибыли при минимуме затрат.
Сущность коммерческого расчёта:
1) субъекты хозяйсобеспечивает твования имеют финансовую независимость, которая проявляется в праве самостоятельно распоряжаться полученными средствами в виде выручки от реализации прибыли, формировать и использовать по своему усмотрению фонды денежного характера;
2) субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение обязательств перед поставщиками, государством, финансово-банковскими учреждениями и др.;
3) у предприятий возникают отношения разнообразного характера с банками, страховыми компаниями, государством, направленные на закрепление коммерческого расчёта в процессе организации их деятельности.
Этапы развития коммерческого расчёта:
1) самоокупаемость – это покрытие затрат результатами производства (доходы = расходам);
2) самофинансирование – это не только покрытие затрат результатами деятельности, но и направление средств на расширение и развитие производства (доходы > расходов);
3) саморегулирование - это высокий уровень финансового менеджмента на предприятии, способность выбирать рациональные схемы финансирования с использованием методов ускоренной амортизации, лизинга и др.
Принципы организации финансов предприятий:
1. Плановости – обеспечивает соответствие объёмов продажи и затрат, инвестиций требованиям рынка, состоянию конъюнктуры и платежеспособного спроса, т.е. возможность осуществления своевременных расчётов.
2. Принцип финансового соотношения сроков – обеспечивает минимальный разрыв во времени между полученными и использованными средствами, что является достаточно важным в условиях инфляции, неустойчивого налогового режима и др.
3. Принцип взаимозависимости финансовых показателей – обеспечивает учёт изменений в действующем законодательстве, регулирует предпринимательскую деятельность, налогообложение, учётный процесс, обязательную финансовую отчётность и др.
4. Гибкость (маневренность) обеспечивает возможность маневра в случае недостижения планового объёма продажи, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
5. Минимизация финансовых затрат обеспечивает, что какие-либо инвестиции или другие затраты должны быть наиболее «дешёвыми».
6. Принцип рациональности – обеспечивает вложение капитала в наиболее эффективные направления и минимизирует финансовые риски.
7. Принцип финансовой устойчивости – обеспечивает финансовую независимость от других источников финансирования, т.е. содействует сохранению критической точки удельного веса собственного капитала в общем объёме капитала и платежеспособности предприятия, его способности к срочному погашению краткосрочных обязательств.
4. Финансовый менеджмент и его место в управлении предприятиями
Финансовый менеджмент – это подсистема общего управления коммерческо-хозяйственной деятельностью предприятия, которая включает совокупность принципов, методов и форм организации управления всеми аспектами его финансовой деятельности и направленная на реализацию стратегических и тактических целей предприятия.
Финансовый менеджмент предприятия в узком смысле представляет собой систему управления финансами, которая включает организацию взаимодействия финансовых отношений и денежных фондов для оптимизации их влияния на конечные результаты деятельности предприятия.
Финансовый менеджмент зависит от решаемых задач.
С точки зрения принятия управленческих решений предпринимательскую деятельность подразделяют на 3 взаимосвязанные сферы: инвестиционную, производственную и чисто финансовую. В каждой из этих сфер финансовый менеджмент имеет свои специфические задачи.
На механизм принятия решений, касающихся управления финансами предприятия, влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относят:
- состояние финансовой отчётности и бухгалтерского учёта на предприятии;
- уровень ведения управленческого учёта;
- глубину и системность проведения финансового анализа;
- кадровое обеспечение реализации задач финансового менеджмента и др.
К внешним факторам относят:
- стабильность законодательства;
- уровень экономической активности страны;
- развитость финансового рынка;
- уровень инфляции;
- уровень налоговой нагрузки;
- уровень конкуренции и др.
Тема 18.Государственные внебюджетные фонды.
1. Необходимость формирования и назначение государственных внебюджетных фондов.
2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.
1. Необходимость формирования и назначение
государственных внебюджетных фондов
Важным самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные (специальные) фонды государства. Они представляют одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных. Они являются инструментом перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и гарантированное обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Специальные фонды появились задолго до возникновения бюджета. Имели, как правило, изначально целевое назначение и носили временный характер. Действие фондов прекращалось по факту выполнения государственных мероприятий. Поэтому количество фондов менялось. Тенденция была к увеличению их количества. Это вызывало сложности с управлением. Поэтому возникла потребности объединения фондов в единый - госбюджет.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
Задачи внебюджетных фондов:
-
разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета; -
дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.
Пути создания фондов:
-
выделение из бюджета определенных расходов -
собственные источники доходов.
Материальный источник - национальный доход.
Основные методы мобилизации средств:
-
специальные налоги и сборы -
средства из бюджета -
займы.
В настоящее время значение внебюджетных фондов повышается. Причины:
-
Это дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики -
фонды автономны, требуют отдельного внимания и эффективного использования -
Источник покрытия дефицита бюджета при наличии активного сальдо.
Внебюджетные фонды функционируют как самостоятельные финансовые учреждения, т.е. автономно от бюджета. Имеют строго целевое назначение. Находятся в государственной или муниципальной собственности.
К таким фондам относятся:
-
фонды социального страхования (по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и т.п.);
-
экономические фонды – фонды экономического развития -
научно-исследовательские фонды – финансирование государственных научных учреждений и программ; -
военно-политические фонды – для дополнительного финансирования особо важных целевых мероприятий.
Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения.
Государственное обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
К числу основных социальных рисков относятся:
1) риски утраты трудоспособности с возрастом;
2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;
3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.