Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 14 Виды и планирование грузовых перевозок
Цель: Ознакомить с видами и планированием перевозок, грузовыми и коммерческими операциями.
Железнодорожные перевозки грузов подразделяют по видам сообщений на следующие:
- местное сообщение, если перевозку выполняют в пределах одной дороги;
- прямое сообщение, если груз перевозят в пределах двух или более дорог;
- прямое смешанное сообщение, если груз перевозят различными видами транспорта, но по одному и тому же перевозочному документу, составленному на весь путь следования (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное);
- прямое международное железнодорожное (или железнодорожно-водное) сообщение, когда груз перевозят по железным дорогам двух или более государств.
Количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу, носит название отправки. Грузы принимают к перевозке мелкими, повагонными, малотоннажными, групповыми и маршрутными отправками.
Мелкой отправкой называют такую партию груза, перевозимого по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.
Повагонная отправка – это количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон.
Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосном вагоне называют партию груза, перевозимую по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающую не более половины объема четырехосного вагона.
Групповой отправкой считают перевозимую по одному документу партию груза, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута.
Маршрутная отправка – это когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава.
Грузы перевозят участковой, грузовой и большой скоростью. Грузовой скоростью перевозят грузы в обычных грузовых поездах. Большой скоростью отправляют грузы, которые требуют ускоренной доставки (скот, скоропортящиеся продукты и пр.), их перевозят в ускоренных грузовых поездах.
В общем объеме работы железных дорог основная часть приходится на грузовые перевозки. Размеры, характер и направление перевозок грузов, образующих общие грузопотоки по отдельным направлениям, зависят главным образом от объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, географического размещения районов производства и потребления и от других факторов.
При помощи сложных расчетов и глубокого экономического анализа устанавливают общие объемы перевозок грузов и определяют ту их часть, которая приходится на железнодорожный транспорт. Для важнейших видов продукции народного хозяйства составляют схемы основных грузопотоков.
Планы перевозок подразделяют на перспективные (на пять лет и более), текущие (годовые) и оперативные (квартальные с распределением по месяцам).
Существует определенный порядок разработки и утверждения планов. Годовой план перевозки грузов железнодорожным транспортом утверждает Министерство. На основании этого плана разрабатывают планы перевозок для каждой железной дороги.
Заявки на перевозки представляют только грузоотправители, получатели грузов заявок не дают.
При разработке плана перевозок особое внимание уделяют исключению нерациональных перевозок, которые дополнительно загружают транспорт и вызывают излишние расходы.
К нерациональным перевозкам относятся:
- встречные – перевозки однородных взаимозаменяемых грузов во встречных направлениях;
- короткопробежные – такие перевозки грузов на короткие расстояния, для которых в данных конкретных условиях целесообразнее использовать автомобильный, водный или трубопроводный транспорт;
- излишне дальние перевозки грузов в отдаленные районы страны, в то время как такой же груз может быть завезен из ближнего пункта;
- повторные – перевозки, когда данный груз доставлен на станцию назначения, выгружен из вагона и снова предъявлен к перевозке. К повторным не относятся перевозки с баз длительного хранения.
Одновременно с планированием перевозок разрабатывают план их маршрутизации.
Под маршрутизацией понимают формирование в пунктах погрузки прямых поездов, следующих до определенных станций назначения (станций выгрузки или расформирования) без переработки.
Различают маршруты:
- отправительские, которые загружены на одной станции одним отправителем,
- ступенчатые, составленные из вагонов, загруженных разными отправителями на одной станции или на нескольких станциях участка.
Маршрутизация является наиболее эффективной формой организации перевозок, особенно массовых грузов – каменного угля, руды, нефти, зерна, леса, минеральных строительных материалов и пр. В маршрутных поездах вагоны и грузы продвигаются почти вдвое быстрее, чем в других поездах; сортировочные и участковые станции маршрутные поезда проходят транзитом, благодаря чему на этих станциях уменьшается объем маневровой работы, снижается потребность в числе путей и в других технических средствах.
Важное значение для выполнения планов перевозок имеет согласованная работа дорог и грузоотправителей.
Железные дороги производят также перевозки вне плана. Надобность в них возникает в результате перевыполнения планов производства, заготовок или капитального строительства. Например, перевозку картофеля, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции, которая предъявляется к перевозке заготовительными организациями и потребительской кооперацией, производят по плану и сверх плана без ограничения по заявкам, подаваемым за пять суток до погрузки. Перевозки вне плана выполняют за счет недогруза другими отправителями, а также благодаря улучшению использования вагонов.
Контрольные вопросы:
Тема 15 Руководство и порядок движения поездов
Цель: Ознакомить с руководством движения поездов.
Непосредственно руководят движением поездов и организуют работу железнодорожных участков поездные диспетчеры отделений дорог. Каждое отделение дороги для оперативного руководства движением поездов разделено на несколько диспетчерских участков (кругов). На каждом круге поездные диспетчеры несут сменное дежурство. Работу диспетчеров смены возглавляет дежурный по отделению.
Поездному диспетчеру в оперативном отношении подчинены дежурные всех станций диспетчерского круга, локомотивные бригады и главные кондукторы сборных поездов, а также работники других служб, участвующие в движении поездов.
Во время дежурства поездной диспетчер дает указания дежурным по станциям об отправлении и приеме поездов, устанавливает и сообщает станциям расписания дополнительных поездов, не предусмотренных графиком движения; в случае необходимости изменяет пункты скрещения и обгона поездов, закрывает и открывает для движения перегоны при ремонте пути и в других случаях, дает задания на формирование участковых и сборных поездов, отстраняет от работы подчиненных ему работников при нарушении ими дисциплины, создающем угрозу безопасности движения поездов. Никто, кроме дежурного поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке, иначе возможны ошибки и несогласованность, которые приведут к нарушению безопасности движения. Приказы диспетчера безоговорочно выполняются всеми работниками, связанными с движением поездов.
Дежурный поездной диспетчер организует работу участка таким образом, чтобы были выполнены сменное задание и график движения поездов; принимает меры для увеличения скоростей движения поездов и сокращения простоев вагонов и локомотивов, а также обеспечения безопасности движения. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает основные данные о поездах и их проследовании по участку. Сведения для ведения графика диспетчер получает от дежурных по станциям. Установлен порядок, согласно которому дежурные по станциям немедленно по прибытии или отправлении поезда сообщают о нем диспетчеру время и другие сведения. Работа диспетчера значительно облегчается при наличии устройств диспетчерского контроля и поездографов. Исполненный график движения отражает фактическое нахождение поездов на участке и дает возможность диспетчеру контролировать их продвижение и принимать необходимые решения. Для экономии времени и четкого изложения приказов и сообщений установлен определенный регламент переговоров диспетчера с дежурными по станциям. В обязанности диспетчера входит не только принимать решения о продвижении поездов, но и приготовлять маршруты.
Участок находится в оперативном распоряжении только одного лица – дежурного поездного диспетчера, так же и каждые станция, путевой пост и поезд находятся одновременно в распоряжении только одного работника: станция – дежурного по станции (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией и поэтому не имеющих дежурных по станциям, - дежурного поездного диспетчера), пост – дежурного по посту, поезд – машиниста поездного локомотива (моторвагонного поезда).
Помещения дежурных по станциям изолированы, и вход в них разрешен только определенным должностным лицам. Основной обязанностью дежурных по станциям является обеспечение наличия и готовности свободных путей для своевременного приема поездов. Дежурным по станциям оперативно подчинены находящиеся на станциях машинисты ведущих локомотивов (моторвагонных поездов) и все остальные работники, обслуживающие поезд.
Общие сведения о порядке движения поездов
На однопутных перегонах поезда в оба направления движутся по одному пути, поэтому отправлять поезд можно только при согласии соседней станции, ограничивающей данный перегон. На двухпутных перегонах пути специализированы по направлениям движения, и согласия соседней станции на отправление поезда не требуется.
На всех двухпутных линиях железных дорог принято правопутное движение. Движение поездов по правому пути принято считать движением по правильному пути, а следование по тому же пути поезда обратного направления является движением по неправильному пути. Поезда пропускают по неправильному пути только в отдельных случаях по приказу поездного диспетчера. При наличии на участке трех и более главных путей их специализацию устанавливают в зависимости от количества поездов разных категорий и других условий.
Порядок движения поездов по перегонам зависит не только от количества главных путей, но и от применяемых средств сигнализации и связи. Основным средством сигнализации и связи является автоматическая и полуавтоматическая блокировка.
Максимальные скорости движения устанавливает министр транспорта и коммуникаций. Скорости, с которыми допускается движение поездов на отдельных участках, указаны в графике движения. Основные скорости движения поездов определены ПТЭ.
Обычно ведущий локомотив находится в голове поезда. Следование поезда вагонами вперед допускается при движении на подъездные пути и обратно, а также хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов. В голове такого поезда ставят вагон с тормозной площадкой, обращенной в сторону направления движения. На тормозной площадке находится работник, который следит, свободен ли путь, и при угрозе безопасности движения или жизни людей принимает меры для остановки поезда. Скорость движения поезда вагонами вперед допускается не более 25 км/ч.
По местам, требующим уменьшения скорости, поезда идут со скоростью, указанной в предупреждениях, выдаваемых машинистам, или в
Цель: Ознакомить с видами и планированием перевозок, грузовыми и коммерческими операциями.
Железнодорожные перевозки грузов подразделяют по видам сообщений на следующие:
- местное сообщение, если перевозку выполняют в пределах одной дороги;
- прямое сообщение, если груз перевозят в пределах двух или более дорог;
- прямое смешанное сообщение, если груз перевозят различными видами транспорта, но по одному и тому же перевозочному документу, составленному на весь путь следования (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное);
- прямое международное железнодорожное (или железнодорожно-водное) сообщение, когда груз перевозят по железным дорогам двух или более государств.
Количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу, носит название отправки. Грузы принимают к перевозке мелкими, повагонными, малотоннажными, групповыми и маршрутными отправками.
Мелкой отправкой называют такую партию груза, перевозимого по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.
Повагонная отправка – это количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон.
Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосном вагоне называют партию груза, перевозимую по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающую не более половины объема четырехосного вагона.
Групповой отправкой считают перевозимую по одному документу партию груза, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута.
Маршрутная отправка – это когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава.
Грузы перевозят участковой, грузовой и большой скоростью. Грузовой скоростью перевозят грузы в обычных грузовых поездах. Большой скоростью отправляют грузы, которые требуют ускоренной доставки (скот, скоропортящиеся продукты и пр.), их перевозят в ускоренных грузовых поездах.
В общем объеме работы железных дорог основная часть приходится на грузовые перевозки. Размеры, характер и направление перевозок грузов, образующих общие грузопотоки по отдельным направлениям, зависят главным образом от объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, географического размещения районов производства и потребления и от других факторов.
При помощи сложных расчетов и глубокого экономического анализа устанавливают общие объемы перевозок грузов и определяют ту их часть, которая приходится на железнодорожный транспорт. Для важнейших видов продукции народного хозяйства составляют схемы основных грузопотоков.
Планы перевозок подразделяют на перспективные (на пять лет и более), текущие (годовые) и оперативные (квартальные с распределением по месяцам).
Существует определенный порядок разработки и утверждения планов. Годовой план перевозки грузов железнодорожным транспортом утверждает Министерство. На основании этого плана разрабатывают планы перевозок для каждой железной дороги.
Заявки на перевозки представляют только грузоотправители, получатели грузов заявок не дают.
При разработке плана перевозок особое внимание уделяют исключению нерациональных перевозок, которые дополнительно загружают транспорт и вызывают излишние расходы.
К нерациональным перевозкам относятся:
- встречные – перевозки однородных взаимозаменяемых грузов во встречных направлениях;
- короткопробежные – такие перевозки грузов на короткие расстояния, для которых в данных конкретных условиях целесообразнее использовать автомобильный, водный или трубопроводный транспорт;
- излишне дальние перевозки грузов в отдаленные районы страны, в то время как такой же груз может быть завезен из ближнего пункта;
- повторные – перевозки, когда данный груз доставлен на станцию назначения, выгружен из вагона и снова предъявлен к перевозке. К повторным не относятся перевозки с баз длительного хранения.
Одновременно с планированием перевозок разрабатывают план их маршрутизации.
Под маршрутизацией понимают формирование в пунктах погрузки прямых поездов, следующих до определенных станций назначения (станций выгрузки или расформирования) без переработки.
Различают маршруты:
- отправительские, которые загружены на одной станции одним отправителем,
- ступенчатые, составленные из вагонов, загруженных разными отправителями на одной станции или на нескольких станциях участка.
Маршрутизация является наиболее эффективной формой организации перевозок, особенно массовых грузов – каменного угля, руды, нефти, зерна, леса, минеральных строительных материалов и пр. В маршрутных поездах вагоны и грузы продвигаются почти вдвое быстрее, чем в других поездах; сортировочные и участковые станции маршрутные поезда проходят транзитом, благодаря чему на этих станциях уменьшается объем маневровой работы, снижается потребность в числе путей и в других технических средствах.
Важное значение для выполнения планов перевозок имеет согласованная работа дорог и грузоотправителей.
Железные дороги производят также перевозки вне плана. Надобность в них возникает в результате перевыполнения планов производства, заготовок или капитального строительства. Например, перевозку картофеля, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции, которая предъявляется к перевозке заготовительными организациями и потребительской кооперацией, производят по плану и сверх плана без ограничения по заявкам, подаваемым за пять суток до погрузки. Перевозки вне плана выполняют за счет недогруза другими отправителями, а также благодаря улучшению использования вагонов.
Контрольные вопросы:
-
Дайте определение железнодорожного сообщения. -
Виды железнодорожных сообщений. -
Что такое отправка? -
Виды отправок. -
Дайте определение маршрутизации. -
Назовите виды маршрутов.
Тема 15 Руководство и порядок движения поездов
Цель: Ознакомить с руководством движения поездов.
Непосредственно руководят движением поездов и организуют работу железнодорожных участков поездные диспетчеры отделений дорог. Каждое отделение дороги для оперативного руководства движением поездов разделено на несколько диспетчерских участков (кругов). На каждом круге поездные диспетчеры несут сменное дежурство. Работу диспетчеров смены возглавляет дежурный по отделению.
Поездному диспетчеру в оперативном отношении подчинены дежурные всех станций диспетчерского круга, локомотивные бригады и главные кондукторы сборных поездов, а также работники других служб, участвующие в движении поездов.
Во время дежурства поездной диспетчер дает указания дежурным по станциям об отправлении и приеме поездов, устанавливает и сообщает станциям расписания дополнительных поездов, не предусмотренных графиком движения; в случае необходимости изменяет пункты скрещения и обгона поездов, закрывает и открывает для движения перегоны при ремонте пути и в других случаях, дает задания на формирование участковых и сборных поездов, отстраняет от работы подчиненных ему работников при нарушении ими дисциплины, создающем угрозу безопасности движения поездов. Никто, кроме дежурного поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке, иначе возможны ошибки и несогласованность, которые приведут к нарушению безопасности движения. Приказы диспетчера безоговорочно выполняются всеми работниками, связанными с движением поездов.
Дежурный поездной диспетчер организует работу участка таким образом, чтобы были выполнены сменное задание и график движения поездов; принимает меры для увеличения скоростей движения поездов и сокращения простоев вагонов и локомотивов, а также обеспечения безопасности движения. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает основные данные о поездах и их проследовании по участку. Сведения для ведения графика диспетчер получает от дежурных по станциям. Установлен порядок, согласно которому дежурные по станциям немедленно по прибытии или отправлении поезда сообщают о нем диспетчеру время и другие сведения. Работа диспетчера значительно облегчается при наличии устройств диспетчерского контроля и поездографов. Исполненный график движения отражает фактическое нахождение поездов на участке и дает возможность диспетчеру контролировать их продвижение и принимать необходимые решения. Для экономии времени и четкого изложения приказов и сообщений установлен определенный регламент переговоров диспетчера с дежурными по станциям. В обязанности диспетчера входит не только принимать решения о продвижении поездов, но и приготовлять маршруты.
Участок находится в оперативном распоряжении только одного лица – дежурного поездного диспетчера, так же и каждые станция, путевой пост и поезд находятся одновременно в распоряжении только одного работника: станция – дежурного по станции (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией и поэтому не имеющих дежурных по станциям, - дежурного поездного диспетчера), пост – дежурного по посту, поезд – машиниста поездного локомотива (моторвагонного поезда).
Помещения дежурных по станциям изолированы, и вход в них разрешен только определенным должностным лицам. Основной обязанностью дежурных по станциям является обеспечение наличия и готовности свободных путей для своевременного приема поездов. Дежурным по станциям оперативно подчинены находящиеся на станциях машинисты ведущих локомотивов (моторвагонных поездов) и все остальные работники, обслуживающие поезд.
Общие сведения о порядке движения поездов
На однопутных перегонах поезда в оба направления движутся по одному пути, поэтому отправлять поезд можно только при согласии соседней станции, ограничивающей данный перегон. На двухпутных перегонах пути специализированы по направлениям движения, и согласия соседней станции на отправление поезда не требуется.
На всех двухпутных линиях железных дорог принято правопутное движение. Движение поездов по правому пути принято считать движением по правильному пути, а следование по тому же пути поезда обратного направления является движением по неправильному пути. Поезда пропускают по неправильному пути только в отдельных случаях по приказу поездного диспетчера. При наличии на участке трех и более главных путей их специализацию устанавливают в зависимости от количества поездов разных категорий и других условий.
Порядок движения поездов по перегонам зависит не только от количества главных путей, но и от применяемых средств сигнализации и связи. Основным средством сигнализации и связи является автоматическая и полуавтоматическая блокировка.
Максимальные скорости движения устанавливает министр транспорта и коммуникаций. Скорости, с которыми допускается движение поездов на отдельных участках, указаны в графике движения. Основные скорости движения поездов определены ПТЭ.
Обычно ведущий локомотив находится в голове поезда. Следование поезда вагонами вперед допускается при движении на подъездные пути и обратно, а также хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов. В голове такого поезда ставят вагон с тормозной площадкой, обращенной в сторону направления движения. На тормозной площадке находится работник, который следит, свободен ли путь, и при угрозе безопасности движения или жизни людей принимает меры для остановки поезда. Скорость движения поезда вагонами вперед допускается не более 25 км/ч.
По местам, требующим уменьшения скорости, поезда идут со скоростью, указанной в предупреждениях, выдаваемых машинистам, или в