Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Электрическая централизация
Электрическая централизация является основным видом управления стрелками и сигналами.

Электрическая централизация (ЭЦ) обеспечивает возможность управления стрелками и сигналами, контроля их состояния, а также схемные взаимозависимости между стрелками и сигналами с использованием специальных электромагнитных реле. Кроме этого, устройства электрической централизации должны обеспечивать невозможность приема поезда на занятый путь, перевода стрелок под составом и замкнутых в маршруте, а также непрерывный контроль положения стрелок, занятости путей и стрелок на пульте управления. Для этого приемоотправочные пути и стрелочные переводы на станции оборудованы электрическими рельсовыми цепями, что обеспечивает возможность во время приема и отправления поезда автоматически проверять свободность от подвижного состава всего маршрута следования поезда в пределах станции, в том числе приемоотправочного пути, а также указывать на аппарате управления, свободны или заняты стрелки и пути

В системе электрической централизации отсутствуют механические и электромеханические замыкания рукояток, а все необходимые замыкания и зависимости, обеспечивающие безопасность движения поездов, выполнены вне аппаратов при помощи электрических реле. Такая система называется релейной централизацией стрелок и сигналов.Управление стрелками и сигналами, а так же контроль состояния путей и стрелочных участков осуществляется по кабельным линиям. Управление стрелками и сигналами и контроль состояния путей и стрелочных участков осуществляются по кабельным линиям. Кабели укладывают между постом ДСП и релейными будками и от релейных будок к стрелкам, светофорам и рельсовым цепям.


Рисунок 71 - Схема устройства релейной централизации стрелок и сигналов малой станции: Ч, Ч2, Ч4 – обозначение четных светофоров на пульте управления; Н, Н1, Н4 – обозначение нечетных светофоров на пульте управления; IП, IIП, 4П – обозначение станционных путей на пульте управления; ДСП – дежурный постанции; 1–6 – номера стрелочных переводов

Релейная аппаратура размещена в релейных будках, установленных по концам станций, или в центральной релейной будке.

Стрелками и сигналами управляют с пульта-табло, расположенного в помещении ДСП. В его верхней части находится табло с контрольными лампочками, информирующим о занятости путей и стрелок, открытии и закрытии входного светофора, занятости участков приближения и удаления.

На крупных станциях для сокращения затрат времени используют маршрутное управление. При приготовлении маршрута дежурный по станции не производит действий по переводу каждой стрелки. Нажатием на две или несколько кнопок, расположенных на пульте-табло по границам маршрута, включаются и переводятся все стрелки одновременно, а после их перевода открывается сигнал.

3 Диспетчерская централизация
Диспетчерская централизация (ДЦ) – это комплекс устройств, обеспечивающий: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов участка; контроль на пульте управления за положением и занятостью стрелок, перегонов, путей на станциях; повторение показаний светофоров; возможность перехода при маневровой работе на местное управление; автоматическая запись графиков исполненного движения поездов; выполнение требований предъявляемых к ЭЦ и автоматической блокировке.

Диспетчерская централизация позволяет увеличить пропускную способность участков по сравнению с другими средствами сигнализации и связи на 25-35% и участковую скорость на 10-15% повысить безопасность движения поездов и благодаря ликвидации должностей стрелочников и дежурных по станции уменьшить штат на 50-60 человек на каждые 100 км пути. Участки управления при диспетчерской централизации достигают 100-150 км при числе станций от 10 до 15. Диспетчерская централизация применяется на однопутных и двухпутных участках.


Рисунок 72 – Диспетчерская централизация
Рабочим местом диспетчера является пульт-манипулятор и выносное табло. По выносному табло при помощи световой сигнализации он контролирует положение стрелок и сигналов всех станций, свободность и занятость станционных путей, стрелочных изолированных участков, участков приближения и удаления перегонов, направление движения по перегону, местонахождение и продвижение каждого поезда по участку. Для посылки команды управления диспетчер центрального поста ЦП сначала нажимает на кнопку той станции на манипуляторе, куда должна быть послана команда. Над нажатой кнопкой загорается ячейка с названием станции. Затем пользуясь маршрутными кнопками, он так же, как при маршрутной централизации, набирает маршрут. На пульте установлен прибор – поездограф, автоматически записывающий график исполненного движения поездов. По этому графику контролируют работу диспетчера за его дежурство.



4 Горочная автоматическая централизация
На крупных станциях поезда расформировывают и формируют на сортировочных горках. Механизация и автоматизация этих процессов — одно из важнейших направлений увеличения производительности труда станционных работников, сокращения времени оборота и снижения себестоимости переработки каждого вагона, а также создания безопасных условий труда.

Горочная автоматическая централизация позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава. Горочная централизация повышает перерабатывающую способность сортировочных горок, производительность труда работников сортировочных станций и улучшают его условия системы автоматизации процесса расформирования составов.

Система ГАЦ может работать в двух режимах:

  • маршрутном, при котором маршруты задают для каждого очередного отцепа непосредственно перед скатыванием его с горки;

  • программном, при котором до роспуска состава с горки с помощью накопителя производится предварительный набор маршрутов на все отцепы состава поезда

В систему горочной автоматики также входят: АРС – устройства автоматического регулирования скорости скатывания отцепов; ГПЗУ – горочное программно-задающее устройство – для накопления и запоминания программ следования каждого отцепа в нескольких составах при роспуске; АЗСР – устройство автоматического задания переменной скорости роспуска составов в зависимости от длины отцепов и места разделения, маршрута их следования с предварительным накоплением информации об отцепах; ТГЛ – система телеуправления.
Контрольные вопросы:


  1. Что относится к устройствам СЦБ на станциях?

  2. Где используется электрическая централизация?

  3. Где используется диспетчерская централизация?

  4. Достоинства диспетчерской централизации.

  5. Горочная централизация.


Тема 13 Виды связи

Цель: Ознакомить с видами связи, используемыми на железнодорожном транспорте.
Связь на железных дорогах в зависимости от ее назначения подразделяется на общеслужебную и специальную.

К общеслужебным видам проводной связи относится местная телефонная – для служебных переговоров работников различных служб, находящихся в одном пункте; постанционная телефонная – для связи
работников станций участка между собой, с отделением и управлением дороги; дорожная – для связи работников управления дороги с отделениями дорог и крупными станциями, а также последних между собой; магистральная (телефонная, телеграфная) – для связи Министерства транспорта и коммуникаций с управлениями железных дорог.

К специальным видам связи относятся те, которые используют для организации движения поездов:

- поездная диспетчерская связь, при помощи которой поездной диспетчер ДНЦ руководит дежурными по станциям ДСП и организует движение поездов на своем участке; эта связь осуществляется по двухпроводной линии, в которую параллельно подключены аппараты дежурных по станциям; диспетчер при помощи селекторных ключей может вызывать каждого дежурного или циркулярным вызовом передавать указания всем дежурным одновременно; каждый дежурный для передачи сообщений вызывает диспетчера голосом через громкоговоритель, установленный на рабочем столе диспетчера;

- поездная межстанционная, пользуясь которой, дежурные соседних станций ведут служебные разговоры по вопросам движения поездов на их перегоне;

- перегонная – для служебных телефонных переговоров между работниками, находящимися на перегонах (локомотивными бригадами, электромеханиками СЦБ и др.), а также для связи поездной бригады остановившегося на перегоне поезда с дежурными по станциям, которые ограничивают данный перегон; на электрифицированных участках и на линиях с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, телефонные аппараты установлены у проходных светофоров;

- стрелочная телефонная – между дежурными по станции ДСП и стрелочниками и сигналистами, находящимися на стрелочных постах СП, для передачи устных распоряжений об установке маршрутов, открытии семафоров, производстве маневров;

- линейно-путевая телефонная – для переговоров работников дистанции пути о содержании устройств и сооружений; в нее включены телефонные аппараты начальника дистанции, мастеров, бригадиров пути и других работников дороги;

- энергодиспетчерская телефонная – для служебных переговоров энергодиспетчера с тяговыми подстанциями, дистанциями контактной сети и постами секционирования;


- диспетчерская внутристанционная телефонная – для служебных переговоров станционного диспетчера со станционными работниками;

- дорожно-распорядительная телефонная – для служебных переговоров дежурного по распорядительному отделу службы движения дороги с дежурными по отделениям и станциям; в эту связь включены также телефонные аппараты дежурных по депо, поездных и станционных диспетчеров;

- информационная телеграфная и телефонная – для передачи на крупные станции сведений о поездах, находящихся на подходе;

- магистральная совещаний – для проведения руководством КТЖ оперативных совещаний работников управлений дорог с работниками отделений и важнейших станций;

- оргсвязь – для передачи информации из хозяйственных единиц или линейных пунктов в вычислительный центр дороги; она осуществляется по каналам автоматической телеграфной связи.

Контрольные вопросы:


  1. Классификация сигналов в зависимости от назначения.

  2. Какие сигналы относятся к специальным?

  3. Какие сигналы относятся к общеслужебным?



    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ