Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Грузовые вагоны обращаются по всей сети железных дорог независимо от места приписки. Инициалы дорог на них не наносят.
Все вагона в поездах перед отправлением со станции и перед подачей под погрузку должны быть предъявлены дежурным по станции к осмотру. Выявленные у вагонов неисправности должны быть устранены без отцепки; при невозможности устранения своими силами такие вагоны отцепляют от поездов.
На каждый неисправный вагон дежурному по станции выдается уведомление формы ВУ-23, а на поврежденные вагоны при маневрах и роспуске с горки, кроме того, составляется акт формы ВУ-25.
2 Нумерация вагонов
Все эксплуатируемые на территории страны вагоны имеют определенную государственную регистрацию, номер, знаки и надписи строгого регламента. Нумерация грузовых вагонов выстроена по определенному образцу из восьми цифр.
Первая цифра означает род вагона:
0 – пассажирские;
1 - локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы;
2 – крытый;
3 - транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары;
4 – платформа;
5 - вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств;
6 – полувагон;
7 – цистерна;
8 – изотермический;
9 и 3 – прочий.
Второй цифрой обозначается количество осей у вагона:
0 или 1 – две оси;
2, 3, 4, 5, 6 или 7 – четыре оси;
8 – шесть осей;
9 – восемь и более осей.
Третья, четвертая, пятая и шестая цифры обозначают порядковый номер вагона
Седьмая цифра – обозначает наличие или отсутствие сквозной площадки.
Восьмая цифра – контрольная цифра.
2 Вагонное хозяйство
Вагонное хозяйство должно обеспечивать содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов. Основные сооружения вагонного хозяйства:
Вагонное депо служит для деповского и текущего отцепочного ремонта вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для нужд депо и пунктов технического осмотра, а также ремонта оборудования.
Технические пассажирские станции предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов.
В экипировочных депо производят экипировку и текущий ремонт пассажирских вагонов. Они находятся на технических пассажирских станциях.
Пункты текущего ремонта грузовых вагонов и пункты подготовки вагонов (ППВ) служат для текущего отцепного ремонта вагонов на специально выделенных путях крупных грузовых сортировочных станций и станций массовой погрузки, выгрузки и подготовки вагонов для погрузки на индустриальной основе с широким применением механизмов.
Пункты технического осмотра предназначены для осмотра, текущего безотцепочного и отцепочного ремонта вагонов транзитных поездов, а также вагонов, подаваемых на погрузку и предназначенных для формирования в составы на данной станции.
На контрольных пунктах автотормозов осматривают, испытывают и ремонтируют автоматические тормоза в поездах, заряжают тормозную сеть составов, ремонтируют воздухораспределители и другие части автотормозного оборудования.
Депо для ремонта контейнеровслужат для капитального ремонта деревянных и металлических контейнеров. Размещаются такие депо на станциях массовой погрузки или выгрузки контейнеров.
Пункты экипировки и ремонта рефрижераторных поездов предназначены для обслуживания автономных вагонов, поездов и секций с машинным охлаждением и электрическим отоплением.
На промывочно-пропарочных станциях цистерны очищают, промывают, пропаривают и пр. Такие станции размещают в районе заводов по переработке наливных продуктов.
На концепропиточных и регенерационных пунктах приготовляют вагонную смазку и подбивочные материалы, восстанавливают (регенерируют) смазку. Эти пункты размещают вблизи вагонных депо или на станциях с большим расходом подбивочных и смазочных материалов.
В пунктах передачи вагонов на заграничные дороги переставляют вагоны с одной колеи на другую и готовят вагоны для рейса.
Вагоноремонтные заводы предназначены для заводского ремонта грузовых и пассажирских вагонов, изготовления запасных частей и ремонта оборудования.
Для снижения себестоимости готовой продукции путем сокращения косвенных и прямых расходов, приходящихся на единицу продукции, в вагонном хозяйстве широко применяют специализацию предприятий на ремонте однотипных вагонов и производстве запасных частей и их кооперирование.
Важной задачей является обеспечение на каждом предприятии строгого выполнения правил ремонта, содержания числа неисправных вагонов в пределах установленных норм, а также включения в поезда вагоны с неустраненными неисправностями.
Контрольные вопросы:
-
Для чего предназначены вагоны? -
Классификация вагонов
3. Назначение вагонного хозяйства
4. Для чего предназначены вагонные депо?
5. Классификация вагонов.
6. Принцип нумерации вагонов.
1.3 РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ
Тема 7 Назначение, классификация раздельных пунктов. Специальные и станционные пути
Цель: Ознакомить с назначением, видами раздельных пунктах железных дорог, классификацией железнодорожный путей.
План:
-
Виды раздельных пунктов -
Назначение станций -
Специальные и станционные пути
1 Назначение и классификация раздельных пунктов
Для пропуска необходимого количества поездов по участку и обеспечения безопасности движения железнодорожные линии делят на перегоны, т. е. на участки пути, отделяемые друг от друга раздельными пунктами.
К раздельным пунктам относятся:
- станции – раздельные пункты, имеющие путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
- разъезды – раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов
- обгонные пункты – раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, допускающее обгон поездов и перевод поезда с одного главного пути на другой;;
- путевые посты – раздельные пункты, не имеющие путевого развития (блокпосты при полуавтоматической блокировке, посты примыкания на однопутных перегонах с двухпутными вставками, предузловые посты);
- проходные светофоры – раздельные пункты на участках с автоблокировкой.
Раздельными пунктами не считаются имеющиеся на некоторых перегонах пассажирские остановочные пункты для посадки и высадки пассажиров.
В зависимости от типа ограничивающих раздельных пунктов перегоны имеют следующие названия:
- межстанционные, ограниченные станциями, разъездами и обгонными пунктами;
- межпостовые, ограниченные путевыми постами или путевым постом и станцией;
- блок-участки, ограниченные проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией, на линиях, оборудованных автоблокировкой.
Чем короче перегоны или блок-участки, т.е. чем больше раздельных пунктов, тем больше пропускная способность дороги.
Путевые посты и проходные светофоры являются раздельными пунктами, не имеющими путевого развития. Они предназначены только для регулирования движения поездов. Остальные раздельные пункты имеют путевое развитие и кроме регулирования движения поездов выполняют те или иные операции, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.
Каждый раздельный пункт имеет четко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:
- на однопутных участках — входные светофоры (а);
- на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути — с одной стороны — входной светофор, а с другой стороны – сигнальный знак «Граница станции», устанавливаемый на расстоянии не менее 50 м от предельного столбика или стыков рамных рельсов (б).
- на двухпутных участках, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, границей станции по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры (в).
Рисунок 62 – Границы раздельных пунктов
2 Назначение станций
Станции являются основными линейными производственно-хозяйственными подразделениями. Они производят разнообразные грузовые, пассажирские и технические операции: прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов; продажу пассажирских билетов, культурно-бытовое обслуживание пассажиров на вокзалах, безопасную посадку и высадку пассажиров из поездов; прием, хранение и выдачу багажа; прием, отправление и пропуск поездов, формирование составов, осмотр вагонов и устранение неисправностей; на крупных станциях – передачу грузов и пересадку пассажиров на другие виды транспорта.
В зависимости от основного назначения и характера работы станции бывают промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские:
- пассажирские, основной работой которых является обслуживание пассажиров. Они предназначены для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда и высадки из поездов, приёма и выдачи багажа, почты и грузобагажа, а также выполнения ряда других операций, связанных с обслуживанием пассажиров;
- грузовые, где объём грузовых операций является главным видоми работ. Они предназначены, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов;
- сортировочные, основной работой которых является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов;
- участковые, для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах;
- промежуточные (в том числе разъезды и обгонные пункты), предназначаются, главным образом, для приема, отправления и пропуска поездов.
В зависимости от объема и сложности работ они подразделены на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.
3 Станционные и специальные пути
Все железнодорожные пути делятся на главные, станционные и специальные.
К главным путям относятся пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций.
Станционными путями считаются все пути в границах станции.
Каждый станционный путь предназначен (специализирован) для выполнения определенных операций. В зависимости от этого они подразделяются на:
- приемо-отправочные пути предназначены для приема и отправления поездов,
- сортировочные – для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы,
- погрузочно-выгрузочные пути укладывают в местах производства операций по погрузке-разгрузке вагонов,