Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
входящих в стрелочный пост или пост централизации, указывая их нормальное положение, пути и парки, где установлены башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели. В этом же разделе определены места нахождения восстановительных и пожарных поездов, аварийно-пожарных команд и порядок вызова их для восстановления движения и тушения пожара.
Раздел 2. Прием и отправление поездов. В нем перечислены районы управления движением поездов и круг обязанностей работников, руководящих приемом и отправлением поездов в каждом районе, установлено минимальное время между моментом дачи ДСП распоряжения о приготовлении маршрута и моментом приема и отправления поезда, а на станциях с электрической централизацией стрелок – время, необходимое для проследования поездом расстояния от входного сигнала до оси станции, а также правила предупреждения руководителя маневров о предстоящем приеме (отправлении) поезда. Разработан порядок проверки свободности путей и встречи прибывающих на станцию поездов, действий ДСП при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, выдачи предупреждений на поезда. В конце раздела даются дополнительные указания о приеме и отправлении поездов в зависимости от местных условий.
Раздел 3. Организация маневровой работы. Здесь определены должностные лица, распоряжающиеся маневровой работой в каждом районе станции, установлены районы работы маневровых локомотивов и указаны порядок и особенности работы в них, состав маневровых бригад. Перечислены средства радиосвязи на маневровых локомотивах, средства передачи дежурному стрелочного поста и сигналисту заданий на установку стрелок; приведен перечень работников, которым предоставлено право пользоваться устройствами радиосвязи и двусторонней парковой связью, и порядок согласования возможности заезда маневрового локомотива в другой маневровый район и возвращения его оттуда. В этом же разделе указывают меры предупреждения случаев выхода подвижного состава за предельные столбики в противоположном конце путей при маневрах, порядок и нормы закрепления вагонов на путях станции, отражают условия маневров на путях с неблагоприятным профилем для предупреждения ухода вагонов на перегон или маршрут следования организованных поездов, места экипировки маневровых локомотивов
, порядок включения автотормозов в маневровом составе.
Обеспечение техники безопасности – последний раздел ТРА. В него включены перечни негабаритных мест на территории станции, где работники, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны проявлять особую осторожность, чтобы предупредить производственный травматизм, а также установлены маршруты служебных проходов к месту работы и другие меры безопасности.
Содержание каждого пункта ТРА должно быть изложено четко, конкретно, в полном соотвествии с ПТЭ и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, условиями работы станции при имеющихся путевом развитии, устройствах Сцб и связи и других технических средствах. Особенно четко должны быть определены обязанности работников и последовательность их действий при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи при приеме и отправлении поездов.
Составленный начальником станции и проверенный ревизором движения ТРА утверждают для станций сортировочных, пассажирский, крупных грузовых и участковых (по перечню начальника дороги) начальник службы движения дороги, для остальных станций – начальник отдела движения отделения дороги. При переустройстве путевого развития, устройств СЦБ, контактной сети, а также изменении порядка приема или отправления поездов или маневровой работы ТРА пересоставляют или корректируют. Изменения эти согласовываются и утверждаются предусмотренным порядком.
Выписки из техническо-распорядительного акта, заверенные начальником станции, находятся в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам, исполнительных постов, по локомотивному депо и осмотрщиков вагонов. Они содержат необходимые данные, относящиеся к кругу обязанностей указанных работников.
К техническо-распорядительному акту прилагают схематический план станции, ведомость подъездных путей, Инструкцию о порядке работы подталкивающих локомотивов, ведомость занятия приемо-отправочных путей пассажирскими, почтово-багажными и грузо-пассажирскими поездами, Инструкцию о порядке пользования устройствами СЦБ, выкопировки из схемы питания и секционирования контактной сети, Инструкцию о работе сортировочной горки или полугорки, ведомость условных звуковых сигналов при маневрах, инструкцию по технике безопасности и прочие приложения, разрабатываемые в зависимости от местных условий работы станции. [9].
Знание и четкое выполнение работниками станций технологических процессов и требований техническо-распорядительных актов является важным условием их успешной работы.
Контрольные вопросы:
1.4 ХОЗЯЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
Тема 10 Назначение устройств автоматики и телемеханики. Назначение и классификация сигналов
Цель: Дать понятие об устройствах сигнализации, централизации и блокировки и видах сигналов
План:
1. Назначение и виды устройств автоматики и телемеханики
2. Классификация сигналов
Для четкой организации движения поездов, повышения пропускной способности и безопасности движения применяют устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Эти устройства обеспечивают автоматическое регулирование движения поездов, дистанционное управление стрелками и сигналами (на расстоянии десятков и сотен километров) и являются автоматическими и телемеханическими системами.
Все устройства СЦБ в зависимости от их назначения делятся на две группы: устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.
К первой группе относятся автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация, путевая полуавтоматическая блокировка и электрожезловая система, ко второй группе – электрическая, диспетчерская и горочная централизация.
Для быстрой передачи указаний работникам, связанным с движением поездов используется железнодорожная сигнализация. Основными цветами сигналов на железнодорожном транспорте являются красный, желтый, зеленый (возможно их сочетание). Также применяются синий и белый цвет.
Рисунок 67 – сигналы светофора:
а – разрешающий зеленый; б – запрещающий красный; в – предупреждающий желтый
Сигнал — это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.
Проезд закрытого светофора запрещается.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Каждый сигнал несет одно определенное требование, поэтому для правильного приема сигналы должны возможно больше отличаться друг от друга физическими признаками. В качестве признаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используются цвет огней, их число и характер горения (мигающие или немигающие), окраска и положение сигнальных приборов. Видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и знаками.
Звуковые сигналы отличаются числом и сочетанием входящих в них звуков различной продолжительности. Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов, моторвагонных поез дов и дрезин, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками и петардами.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяют на: дневные, подаваемые в светлое время суток; ночные, подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые в светлое и темное время суток.
Основным видом сигнального прибора является видимый оптический цветовой прибор – светофор, сигнализирующий как в ночное, так и в дневное время суток цветом одного или нескольких сигнальных огней.
Все светофоры по своему назначению подразделяются на:
- входные – для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешающие или запрещающие вход поезда на станцию;
- выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
- проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;
- маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
- прикрытия – ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником.
- предупредительные – заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала;
- маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров
;
- горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;
- заградительные – требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта;
- повторительные – оповещающие о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается;
- локомотивные – устанавливаемые в будке машиниста и повторяющие показания проходных светофоров.
Рисунок 68 – Расстановка сигналов на железнодорожном транспорте
Контрольные вопросы:
Раздел 2. Прием и отправление поездов. В нем перечислены районы управления движением поездов и круг обязанностей работников, руководящих приемом и отправлением поездов в каждом районе, установлено минимальное время между моментом дачи ДСП распоряжения о приготовлении маршрута и моментом приема и отправления поезда, а на станциях с электрической централизацией стрелок – время, необходимое для проследования поездом расстояния от входного сигнала до оси станции, а также правила предупреждения руководителя маневров о предстоящем приеме (отправлении) поезда. Разработан порядок проверки свободности путей и встречи прибывающих на станцию поездов, действий ДСП при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, выдачи предупреждений на поезда. В конце раздела даются дополнительные указания о приеме и отправлении поездов в зависимости от местных условий.
Раздел 3. Организация маневровой работы. Здесь определены должностные лица, распоряжающиеся маневровой работой в каждом районе станции, установлены районы работы маневровых локомотивов и указаны порядок и особенности работы в них, состав маневровых бригад. Перечислены средства радиосвязи на маневровых локомотивах, средства передачи дежурному стрелочного поста и сигналисту заданий на установку стрелок; приведен перечень работников, которым предоставлено право пользоваться устройствами радиосвязи и двусторонней парковой связью, и порядок согласования возможности заезда маневрового локомотива в другой маневровый район и возвращения его оттуда. В этом же разделе указывают меры предупреждения случаев выхода подвижного состава за предельные столбики в противоположном конце путей при маневрах, порядок и нормы закрепления вагонов на путях станции, отражают условия маневров на путях с неблагоприятным профилем для предупреждения ухода вагонов на перегон или маршрут следования организованных поездов, места экипировки маневровых локомотивов
, порядок включения автотормозов в маневровом составе.
Обеспечение техники безопасности – последний раздел ТРА. В него включены перечни негабаритных мест на территории станции, где работники, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны проявлять особую осторожность, чтобы предупредить производственный травматизм, а также установлены маршруты служебных проходов к месту работы и другие меры безопасности.
Содержание каждого пункта ТРА должно быть изложено четко, конкретно, в полном соотвествии с ПТЭ и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, условиями работы станции при имеющихся путевом развитии, устройствах Сцб и связи и других технических средствах. Особенно четко должны быть определены обязанности работников и последовательность их действий при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи при приеме и отправлении поездов.
Составленный начальником станции и проверенный ревизором движения ТРА утверждают для станций сортировочных, пассажирский, крупных грузовых и участковых (по перечню начальника дороги) начальник службы движения дороги, для остальных станций – начальник отдела движения отделения дороги. При переустройстве путевого развития, устройств СЦБ, контактной сети, а также изменении порядка приема или отправления поездов или маневровой работы ТРА пересоставляют или корректируют. Изменения эти согласовываются и утверждаются предусмотренным порядком.
Выписки из техническо-распорядительного акта, заверенные начальником станции, находятся в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам, исполнительных постов, по локомотивному депо и осмотрщиков вагонов. Они содержат необходимые данные, относящиеся к кругу обязанностей указанных работников.
К техническо-распорядительному акту прилагают схематический план станции, ведомость подъездных путей, Инструкцию о порядке работы подталкивающих локомотивов, ведомость занятия приемо-отправочных путей пассажирскими, почтово-багажными и грузо-пассажирскими поездами, Инструкцию о порядке пользования устройствами СЦБ, выкопировки из схемы питания и секционирования контактной сети, Инструкцию о работе сортировочной горки или полугорки, ведомость условных звуковых сигналов при маневрах, инструкцию по технике безопасности и прочие приложения, разрабатываемые в зависимости от местных условий работы станции. [9].
Знание и четкое выполнение работниками станций технологических процессов и требований техническо-распорядительных актов является важным условием их успешной работы.
Контрольные вопросы:
-
Что такое технологический процесс работы станции? -
Что такое техническо-распорядительный акт станций? -
Что прилагается к ТРА станции? -
Сколько разделов включает ТРА станции?
1.4 ХОЗЯЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
Тема 10 Назначение устройств автоматики и телемеханики. Назначение и классификация сигналов
Цель: Дать понятие об устройствах сигнализации, централизации и блокировки и видах сигналов
План:
1. Назначение и виды устройств автоматики и телемеханики
2. Классификация сигналов
Для четкой организации движения поездов, повышения пропускной способности и безопасности движения применяют устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Эти устройства обеспечивают автоматическое регулирование движения поездов, дистанционное управление стрелками и сигналами (на расстоянии десятков и сотен километров) и являются автоматическими и телемеханическими системами.
Все устройства СЦБ в зависимости от их назначения делятся на две группы: устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.
К первой группе относятся автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация, путевая полуавтоматическая блокировка и электрожезловая система, ко второй группе – электрическая, диспетчерская и горочная централизация.
Для быстрой передачи указаний работникам, связанным с движением поездов используется железнодорожная сигнализация. Основными цветами сигналов на железнодорожном транспорте являются красный, желтый, зеленый (возможно их сочетание). Также применяются синий и белый цвет.
Рисунок 67 – сигналы светофора:
а – разрешающий зеленый; б – запрещающий красный; в – предупреждающий желтый
Сигнал — это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.
Проезд закрытого светофора запрещается.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Каждый сигнал несет одно определенное требование, поэтому для правильного приема сигналы должны возможно больше отличаться друг от друга физическими признаками. В качестве признаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используются цвет огней, их число и характер горения (мигающие или немигающие), окраска и положение сигнальных приборов. Видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и знаками.
Звуковые сигналы отличаются числом и сочетанием входящих в них звуков различной продолжительности. Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов, моторвагонных поез дов и дрезин, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками и петардами.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяют на: дневные, подаваемые в светлое время суток; ночные, подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые в светлое и темное время суток.
Основным видом сигнального прибора является видимый оптический цветовой прибор – светофор, сигнализирующий как в ночное, так и в дневное время суток цветом одного или нескольких сигнальных огней.
Все светофоры по своему назначению подразделяются на:
- входные – для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешающие или запрещающие вход поезда на станцию;
- выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
- проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;
- маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
- прикрытия – ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником.
- предупредительные – заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала;
- маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров
;
- горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;
- заградительные – требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта;
- повторительные – оповещающие о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается;
- локомотивные – устанавливаемые в будке машиниста и повторяющие показания проходных светофоров.
Рисунок 68 – Расстановка сигналов на железнодорожном транспорте
Контрольные вопросы:
-
Для чего предназначены устройства сигнализации, централизации и блокировки? -
Что такое сигнал? -
Классификация сигналов по роду применения. -
Виды постоянных сигналов. -
Сигнальные цвета, используемые для сигнализации.