Файл: Пособие включает описание порядка организации безопасного ведения открытых и подземных горных работ, выполнения расчетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 3.1. Общие требования безопасности горных машин и оборудования ское состояние и оборудование транспортных средств в части, относя- щейся к обеспечению безопасности движения, что должно подтверж- даться соответствующим документом.
Кабины экскаваторов, буровых станков и других эксплуатируе- мых механизмов должны быть утеплены и оборудованы безопасными отопительными приборами.
Технологическое оборудование, выработавшее свой ресурс, долж- но подвергаться обследованию с оформлением заключений экспертизы промышленной безопасности, которые являются основанием для при- нятия эксплуатирующей организацией решения о проведении ремонта, модернизации или выводе оборудования из эксплуатации.
Горные машины, находящиеся в эксплуатации,
должны быть исправны, оснащены сигнальными устройствами, тормозами, ограж- дениями доступных движущихся частей механизмов (муфт, передач, шкивов и т.
п.) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента, приспособлений, защитных средств от поражения электрическим током, необходимую контрольно-измерительную аппаратуру и защиту от перегрузок и пере- подъема.
Номенклатура и количество противопожарных средств для каж- дого типа машин согласовываются с Ростехнадзором. Исправность и комплектность машин должна проверяться ежесменно машинистом
(оператором), еженедельно – механиком, энергетиком участка и ежеме- сячно – главным механиком (главным энергетиком) карьера. Результаты проверки должны быть отражены в журнале приема-сдачи смены. За- прещается эксплуатация неисправных машин и механизмов.
Все используемое технологическое оборудование и технические устройства, в том числе зарубежного производства, должны иметь сер- тификат соответствия требованиям промышленной безопасности и раз- решение на применение, выданное Ростехнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1540 от
25.12.98
г. «О применении технических устройств на опасных произ- водственных объектах».
Эксплуатация, обслуживание, монтаж и демонтаж технологиче- ского оборудования и технических устройств должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации, техническими паспор-

54 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта тами и другими нормативными документами заводов-изготовителей.
Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования.
Перед началом работы или движения машины машинист обязан убедиться в безопасности членов бригады и находящихся поблизости лиц. Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым продолжительностью не менее 6
с, и он должен быть слышен по всей опасной зоне. Перед пуском механизмов и началом движения машин, железнодорожных составов, автомобилей, погрузочной техники обяза- тельна подача звуковых или световых сигналов, разработанных органи- зацией и со значением которых должны быть ознакомлены все работа- ющие. Таблица сигналов вывешивается на работающем механизме или вблизи него. Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «стоп».
Рабочие, выполняющие работы повышенной опасности, включая управление технологическим оборудованием, перед началом смены, а в отдельных случаях и по ее окончании должны проходить обязатель- ный медицинский контроль на предмет алкогольного и наркотического опьянения.
Обучение, аттестация и допуск к выполнению работ машинистов и помощников машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электро- установок, осуществляется в соответствии с требованиями действующих норм и правил по безопасной эксплуатации электроустановок с присвое- нием квалификационных групп по электробезопасности. Наличие квали- фикационных групп дает право машинистам и помощникам машинистов по наряду (распоряжению) с записью в оперативном журнале произво- дить оперативные переключения кабельных линий в пределах закреплен- ного за ними горного оборудования и его переключательного пункта. При временном переводе машинистов и помощников машинистов на другое горное оборудование выполнение переключений допускается после озна- комления с системой электроснабжения эксплуатируемого оборудования.
Устройство, установка и эксплуатация компрессоров, грузоподъ- емных кранов, паровых котлов и сосудов, работающих под давлением должны отвечать действующим требованиям нормативной документа-


55 3.1. Общие требования безопасности горных машин и оборудования ции устройства и безопасной эксплуатации соответствующего оборудо- вания и установок.
В нерабочее время горные, транспортные и дорожно-строитель- ные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабо- чий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта, с питающего кабеля снято напряжение.
Проезд в многоместных кабинах автомобилей, в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также сменному надзору и отдельным работникам при нали- чии у них письменного разрешения технического руководителя. Количе- ство перевозимых людей устанавливается руководством организации.
Переезд через железнодорожные пути на объекте открытых гор- ных работ бульдозерам, автомашинам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в установленных местах, специ- ально оборудованных и обозначенных указателями.
Работы с использованием горных, транспортных и строительно- дорожных машин должны вестись по локальному проекту производства работ (паспорту). Паспорта должны находиться в кабинах машин. За- прещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлениями от него.
Перегон горных, транспортных и строительно-дорожных машин
(экскаваторов, буровых станков и др.) и перевозка их на транспортных средствах должны производиться в соответствии с технологическими картами, утвержденными техническим руководителем организации.
Транспортирование (буксировка) самоходных горных машин и вспомогательного оборудования, включая комплектные трансформа- торные подстанции (КТП), комплектные распредустройства (КРУ), пе- реключательные пункты (ПП) и т.
п., на территории объекта открытых горных работ разрешается только с применением жесткой сцепки и при осуществлении специально разработанных мероприятий, обеспечива- ющих безопасность, в соответствии с инструкцией, разработанной ор- ганизацией. Транспортирование машин и оборудования с применением других видов сцепки, использованием двух и более тягачей должно осу- ществляться по специально разработанным проектам (мероприятиям), утвержденным техническим руководителем организации с оформлени- ем наряда-допуска.

56 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта
В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии персо- нал, обслуживающий механизмы, обязан немедленно перевести пуско- вые устройства электродвигателей и рычаги управления в положение
«стоп» (нулевое).
Запрещается присутствие посторонних лиц в кабине и на наруж- ных площадках экскаватора и бурового станка при их работе, кроме тех- нического руководителя смены и лиц, имеющих специальное разреше- ние технического руководителя организации.
Смазка машин и оборудования должна производиться в соответ- ствии с эксплуатационной документацией и инструкциями заводов-из- готовителей. Система смазки должна иметь устройства, предупрежда- ющие разбрызгивание и разливание масел. Все устройства, входящие в систему смазки, должны содержаться в исправном состоянии, чисты- ми и быть безопасными в обслуживании. Смазка приводов оборудова- ния и механизмов, не имеющая встроенных систем смазки, во время работы запрещается. Смазочные и обтирочные материалы должны хра- ниться в закрытых металлических ящиках. Хранение на горных и транс- портных машинах легковоспламеняющихся веществ не разрешается.
Конструктивные элементы транспортно-отвальных мостов, отва- лообразователей и экскаваторов, а также их трапы и площадки должны ежесменно очищаться от горной массы и грязи.
Применение систем автоматики, телемеханики и дистанционного управления машинами и механизмами разрешается только при наличии блокировки, не допускающей подачу энергии при неисправности этих систем.
3.2. Защитные меры при эксплуатации оборудования
Безопасность оператора достигается защитными ограждениями и системами блокировки. В ряде случаев ограждение используется для усиления конструкции машины, снижения шума и вибрации, отвода вредных газов, аспирации пыли. Ограждение должно быть долговеч- ным, прочным, огнестойким и устойчивым к воздействию коррозии. На ограждающих устройствах не должно быть острых кромок и углов, вы- ступающих деталей. Ограждение может быть полным или частичным,


57 3.3. Технологический железнодорожный транспорт каркас его выполняют из профилированного металла и обтягивают сет- кой или обшивают листовым металлом. Ограждение в обязательном по- рядке заземляется. Движущиеся части машины, расположенные на вы- соте 2 м и более над рабочей площадкой можно не ограждать, если эти части не являются источниками пылегазовыделений.
Различают механические, принудительные и блокировочные ограждения.
Механические выполняются подвижными и неподвижными, про- пускающими только перерабатываемый материал, но не пропускающие руки оператора. Подвижные ограждения выполняются в виде барьера, закрывающего рабочую зону в случае опасности. Обязательным требо- ванием является невозможность удаления механического ограждения самим оператором.
Принудительные ограждения имеют выталкивающие или оттяги- вающие устройства, соединенные с рабочим механизмом и отключаю- щие его при попадании рук оператора в опасную зону. Часто принуди- тельное ограждение заменяют двуручным включением машины, когда при снятии одной руки с пусковых устройств машина отключается.
Блокировочные ограждения выполняются в виде барьера или щита, обеспечивающего работу машины только в положении защиты. Если это условие нарушается, питание машины автоматически отключается, а пуск возможен только при приведении ограждения в положение защиты.
Защитная блокировка останавливает машину при попадании опе- ратора в опасную зону. Такая блокировка может устраиваться на основе фотоэлементов.
Сигнализация обеспечивает предупреждение о включении маши- ны или ее движении. Таблица сигналов размещается возле пусковых кнопок машин и механизмов. Персонал горного предприятия под ро- спись ознакамливается со значениями сигналов.
3.3. Технологический железнодорожный транспорт
Работа технологического железнодорожного транспорта широкой колеи (1 524 мм) в карьерах и разрезах регламентируется действующей нормативно-технической документацией по технической эксплуатации

58 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта промышленного железнодорожного транспорта, «Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых от- крытым способом» ПБ 03-498–02 и местными инструкциями, утверж- денными руководителем предприятия.
Верхнее строение пути должно соответствовать действующим строительным нормам и правилам. Запрещается эксплуатация железно- дорожных путей без балласта, за исключением железнодорожных путей солекомбайнов на соляных озерах, где допускается укладка без балласта при условии надежного крепления шпал к пласту.
В качестве балласта могут быть применены местные материалы, за исключением глин, торфа, растительного грунта и т. п. Число болтов в стыковых соединениях передвижных путей должно быть не менее че- тырех.
Грузы, складируемые вдоль железнодорожных путей, при высоте штабеля до 1 200 мм должны находиться от крайнего рельса на расстоя- нии не менее 2 м, а при большей высоте – не менее 2,5 м. Негабаритные места должны быть обозначены предупредительными надписями, в не- обходимых случаях – освещены.
Железнодорожные пути в карьерах следует своевременно очи- щать от просыпей и снега и периодически подвергать инструменталь- ной проверке на соответствие их проектам. Порядок, сроки проверки и очистки устанавливаются техническим руководителем организации.
Для контроля за вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и ликви- дацией железнодорожных путей и автодорог на карьерах необходимо иметь нанесенную на план горных работ схему транспортных коммуни- каций, которая должна ежемесячно корректироваться по фактическому состоянию.
На станциях и постах, оборудованных электрической централиза- цией, очистка стрелок и путей должна производиться автоматически ме- ханизированным способом. Допускается очистка вручную не менее чем двумя лицами, один из которых выполняет обязанности сигнальщика и должен иметь при себе ручные сигнальные флажки, а в темное время суток, во время туманов и метелей – зажженный сигнальный фонарь.
Сооружения и устройства системы централизованных блокиро- вок (СЦБ) и связи должны быть защищены от влияния тягового тока, воздушных линий электропередачи и грозовых разрядов. Контроль за


59 3.3. Технологический железнодорожный транспорт
СЦБ должен осуществляться по графику, утвержденному техническим руководителем организации.
Стрелочные переводы ручного обслуживания должны быть обо- рудованы освещаемыми или неосвещаемыми указателями. Разделение стрелок на освещаемые и неосвещаемые устанавливается технико-рас- порядительным актом станции.
Для перехода людей через железнодорожные пути должны устра- иваться пешеходные туннели, мосты или дорожки, освещаемые в темное время суток. Переход через пути в неустановленных местах запрещает- ся. Устройство переездов должно производиться с учетом действующих строительных норм и правил. На постоянных железнодорожных путях карьера устраиваются типовые переезды. Переезды на временных же- лезнодорожных путях должны иметь:
• ширину проезжей дороги для автосамосвалов грузоподъемно- стью до 10 т при однополосном движении – не менее 7,5 м, при двухпо- лосном – не менее 10 м, для автосамосвалов грузоподъемностью более
10 т – от 10 до 22 м;
• горизонтальную площадку или уклон до 0,01. Перелом про- филя устраивается на расстоянии 5 м от крайнего рельса, продольные уклоны дорог на подходах к переезду не должны превышать 0,06;
• сплошной настил;
• угол пересечения не менее 30°;
• типовые предупредительные знаки;
• габаритные ворота для электрифицированных путей;
• на расстоянии не менее длины тормозного пути в обе стороны от переезда должны быть установлены сигнальные знаки «С» о подаче свистка машинистом локомотива.
Неохраняемые переезды на участках с автоблокировкой должны оборудоваться автоматической переездной сигнализацией.
Нормальное положение шлагбаумов: автоматизированного пере- езда – открытое, неавтоматизированного – закрытое.
На электрифицированных путях с обеих сторон переезда устанав- ливают габаритные ворота, высота которых должна быть меньше высо- ты подвески контактного провода не менее чем на 0,5 м.
Охраняемые переезды должны освещаться и иметь прямую теле- фонную связь с ближайшим дежурным по станции или диспетчером.

60 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта
Провоз по переездам крупногабаритного и негабаритного груза допу- скается под наблюдением лица технического надзора по регламенту, утвержденному техническим руководителем организации. Все работы, связанные с пересечением железнодорожных путей линиями электро- передачи, связи, нефтепроводами, водопроводами и другими коммуни- кациями, допускаются по специальному проекту.
Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обе- спечении безопасности движения. Запрещается приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, опасных для следования подвижного состава; снимать сигналы до полного окончания работ, а так- же до проверки состояния пути, контактной сети и соблюдения габарита.
Места производства работ, опасные для следования подвижного состава, должны ограждаться сигналами с обеих сторон как на одно- путных, так и на многопутных участках дорог независимо от того, ожи- дается поезд или нет.
Перед началом ремонтных работ руководитель обязан проин- структировать рабочих об условиях безопасного производства этих ра- бот и указать места, куда рабочие должны уходить во время прохода по- ездов, а также предупредить дежурного по станции и согласовать с ним условия работы.
На станционных путях запрещается производить работы, требу- ющие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия дежурного по станции и без предварительной записи руководи- теля работ в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств
СЦБ, связи и контактной сети.
При производстве на контактной сети станции работ, требующих снятия напряжения и ограждения сигналами остановки или уменьше- ния скорости, но без нарушения целостности пути и искусственных сооружений, запись о начале и окончании работ может заменяться ре- гистрируемой в том же журнале телефонограммой, передаваемой руко- водителем работ дежурному по станции.
Ввод устройств в действие по окончании работ производит де- журный по станции на основании записи руководителя работ в журнале осмотра путей или регистрируемой в том же журнале телефонограммы, переданной дежурному по станции, с последующей подписью руково- дителя работ в течение суток.


61 3.3. Технологический железнодорожный транспорт
Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения.
Локомотивы должны быть оборудованы автоматическими и ручными тормозами. Все вновь строящиеся электровозы в дополнение к автома- тическим должны быть оборудованы электрическими тормозами. Авто- матические тормоза должны обеспечивать: при экстренном торможении остановку поезда на расстоянии не более установленного тормозного пути; остановку при разъединении или разрыве тормозной магистрали; возможность применения различных режимов торможения в зависимо- сти от загрузки вагонов и профиля пути.
Все локомотивы должны иметь исправно действующие:
• тормоза (на тепловозах – ручные и пневматические; на электро- возах – ручные, пневматические, электрические и электромагнитные);
• устройства для подачи звуковых сигналов;
• песочницы;
• измеритель скорости;
• средства пожаротушения;
• устройства освещения;
• автостоп, автоматическую локомотивную сигнализацию (для локомотивов с правом выхода на пути общей сети железных дорог);
• средства радиосвязи.
Мотор-вагонный подвижной состав и думпкары должны быть оборудованы автоматическими тормозами.
Запрещается вводить в эксплуатацию локомотивы и самоходные единицы на железнодорожном ходу при неисправности:
• приборов для подачи звуковых сигналов;
• противопожарного оборудования;
• пневматических, электрических, ручных тормозов и компрессора;
• средств радиосвязи;
• устройств блокировки бдительности при обслуживании локо- мотива одним машинистом;
• автосцепных устройств;
• системы подачи песка;
• прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольных изме- рительных приборов;
• защитной блокировки высоковольтной камеры;

62 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта
• устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;
• предохранительного устройства от падения деталей на путь;
• защитных кожухов электрооборудования;
• дизеля или при появлении постороннего шума в дизеле. При наличии на локомотиве двух компрессоров допускается его эксплуата- ция с одним исправным компрессором.
Запрещается оставлять подвижной состав без закрепления от са- мопроизвольного ухода. Порядок закрепления и количество тормозных средств устанавливаются начальником транспортного цеха и оформля- ется технико-распорядительным актом станции.
Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локо- мотивов устанавливается руководителем организации в зависимости от типа локомотивов и местных условий работы. При электрической и те- пловозной тяге одна локомотивная бригада может обслуживать несколь- ко локомотивов, управляемых из одной кабины. Обслуживание локомо- тива одним машинистом допускается только при наличии устройств автоматической остановки на случай внезапной потери машинистом способности к ведению поезда.
Скорость движения поездов в карьерах и разрезах устанавливает- ся внутренней инструкцией по эксплуатации железнодорожного транс- порта организации в зависимости от применяемого подвижного соста- ва, верхнего строения и профиля пути, а также местных условий.
На перегонах (межстанционных, межпостовых) и блок-участках допускается наличие только одного поезда.
На электрифицированных путях запрещается передвижение кра- нов с поднятой стрелой, кроме случаев производства крановых работ по наряду и при отключенных устройствах контактной сети.
Запрещается разборка и укладка железнодорожных путей маши- нами и механизмами, не оборудованными устройствами для подъема данного груза, а также перевозка рельсовых звеньев на железнодорож- ных платформах без закрепления упорами и ограничительными цепями.
Забойные и отвальные железнодорожные пути должны заканчивать- ся предохранительными упорами, надежно закрепленными на расстоянии не менее 10 м от конца рельсов, ограждаемыми сигналами, освещаемыми в темное время суток или окрашенными светоотражающей краской.