Файл: Пособие включает описание порядка организации безопасного ведения открытых и подземных горных работ, выполнения расчетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

63 3.3. Технологический железнодорожный транспорт
На нерабочей части тупиков (путей) запрещается оставлять кра- ны, путепередвигатели и другие механизмы без ограждения их сбрасы- вающими устройствами, исключающими наезд на них подвижного со- става или выход их на рабочую часть пути.
Следование поездов вагонами вперед разрешается при наличии на переднем вагоне тормозной площадки или исправной подножки, об- ращенной в сторону движения поезда, на которой должен находиться кондуктор. Допускается следование поездов без кондуктора при обя- зательном наличии на переднем вагоне (думпкаре) соответствующих звуковых, а в темное время суток и световых сигналов. В этом случае обязанности составителя (руководителя маневров) разрешается возла- гать на помощника машиниста, специально обученного для этих целей.
Погрузка вагонов (думпкаров) производится согласно паспорту загрузки. Односторонняя сверхгабаритная загрузка, а также загрузка, превышающая грузоподъемность вагонов (думпкаров), не допускается.
При остановке состава на уклоне пневматические ручные тормоза должны быть приведены в действие и под колеса подложены тормозные башмаки. Отцепленные вагоны должны быть надежно закреплены руч- ными тормозными башмаками и ручными тормозами для предотвраще- ния самопроизвольного ухода их на спуск.
Включать вагоны для перевозки людей в составы грузовых поез- дов запрещается. Допускается перевозка рабочих, занятых на путевых работах, в специально предназначенном для этой цели вагоне, вклю- ченном в ремонтный поезд, а также в путевых машинах в соответствии с разработанной организацией инструкцией.
Подача и передвижение железнодорожных составов в процессе по- грузки (разгрузки) должны производиться только по разрешающим сиг- налам машиниста экскаватора или оператора погрузочного устройства.
Маневры на станционных путях должны производиться только по указанию дежурного по станции или маневрового диспетчера, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией – поездного диспетчера.
Маневры на путях локомотивных и вагонных депо следует про- изводить только под наблюдением и по личным указаниям дежурного по депо или лица, которому поручено руководство маневрами на этих путях. Разграничение районов руководства маневровой работой, а также

64 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта распределение обязанностей между работниками по выполнению ма- невров устанавливаются техническо-распорядительным актом станции.
Устройство контактной сети технологического железнодорожного транспорта должно соответствовать нормам и правилам по безопасной эксплуатации электроустановок открытых горных работ. Высота под- вески контактного провода над головкой рельса на постоянных путях должна быть не менее 6 250 мм на станциях и не менее 5 750 мм на перегонах, на передвижных железнодорожных путях при боковой под- веске – не менее 4 400 мм.
Для питания контактных сетей электрифицированных технологи- ческих железных дорог допускается применение системы с заземлени- ем одной фазы или средней точки тягового трансформатора. При этом заземление тягового трансформатора должно выполняться за пределами контура защитного заземления подстанции.
Расстояние от оси крайнего пути до опор контактной сети на по- стоянных путях должно быть не менее 2 750 мм на прямых перегонах;
2 450 мм на станциях; 3 100 мм на электрифицированных путях, вновь вводимых в эксплуатацию. На кривых участках пути эти расстояния не- обходимо увеличивать в соответствии с габаритом приближения строе- ний. Взаимное расположение опор контактной сети и сигналов должно обеспечивать видимость последних.
На передвижных путях при погрузке думпкаров многоковшовыми портальными экскаваторами расстояние между подвижным составом и проводом должно быть не менее 800 мм; при меньшем расстоянии на боковых окнах электровоза следует устраивать защитное ограждение.
В пределах искусственных сооружений расстояние от пантографа и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземлен- ных частей сооружений должно быть не менее: 150 мм при номинальном напряжении до 1 кВ, 200 мм – до 4 кВ, 250 мм – до 10 кВ и 350 мм – свы- ше 10 кВ. Изолятор анкеровки контактного провода, несущих и фиксиру- ющих тросов должен быть расположен не ближе 1,5 м от опоры.
Все рельсовые пути, не используемые для движения электрово- зов, должны быть отделены от электрифицированных путей устрой- ством изолированных стыков.
Работа на контактной сети под напряжением разрешается по на- рядам-допускам со специальных вышек или лестниц с изолированными


65 3.4. Технологический автомобильный транспорт площадками. В каждой группе работающих на контактной сети должен быть руководитель, ответственный за безопасность работ, имеющий не менее IV квалификационной группы по электробезопасности. Не допу- скаются какие-либо работы на контактной сети во время дождя, тумана, мокрого снега и грозы.
Металлические конструкции на расстоянии менее 5 м от кон- тактной сети под напряжением, металлические опоры контактной сети и детали крепления ее изоляторов на железобетонных опорах, приво- ды секционных разъединителей, нерабочие анкеровочные ветки и гру- зы компенсаторов, установленные на деревянных опорах, должны быть заземлены. Заземление должно выполняться присоединением заземля- емой конструкции к тяговым рельсам. Заземляющие провода и места их присоединения к рельсам и заземляемым устройствам должны быть доступны для контроля.
Приводы секционных разъединителей в отключенном положении должны быть заперты замком. Каждый привод должен иметь присвоен- ный номер, четко написанный на его крышке.
Электровозы должны быть оборудованы блокировками, исключа- ющими вход в высоковольтную камеру и выход на крышу при поднятом токоприемнике. Ключ от щитков управления и рукоятка реверсивного механизма перед началом работ должны передаваться лицу, производя- щему работу. Машинист электровоза даже при нулевом показании воль- тметров должен убедиться в том, что токосъемники опущены.
На мостах, путепроводах и пешеходных мостиках, проходящих над электрифицированными путями, должны устанавливаться сплош- ные предохранительные щиты высотой не менее 2 м и шириной не ме- нее 1 м в обе стороны от контактного провода.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

3.4. Технологический автомобильный транспорт
Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливается проектом с учетом требований действующих норм, правил и размеров автомобилей и автопоездов. Временные въез- ды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль их при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м с обе-

66 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта их сторон. При затяжных уклонах дорог (более 0,06) должны устраи- ваться площадки с уклоном до 0,02 длиной не менее 50 м и не реже чем через каждые 600 м длины затяжного уклона.
Радиусы кривых в плане и поперечные уклоны автодорог пред- усматриваются с учетом действующих строительных норм и правил.
В особо стесненных условиях на внутрикарьерных и отвальных доро- гах величину радиусов допускается принимать в размере не менее двух радиусов разворотов транспортных средств по переднему наружному колесу при расчете на одиночный автомобиль и не менее трех радиу- сов – при расчете на тягачи с полуприцепами.
Проезжая часть дороги внутри контура карьера должна соот- ветствовать действующим строительным нормам и правилам и быть ограждена от призмы возможного обрушения породным валом или за- щитной стенкой. Высота вала и расстояние от его внутренней бровки до проезжей части должно быть не менее 0,5 диаметра колеса автомо- биля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого в карьере.
В зимнее время автодороги должны систематически очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком, мелким щебнем или обрабаты- ваться специальным составом.
Каждый автомобиль должен иметь технический паспорт, содер- жащий его основные технические и эксплуатационные характеристи- ки. Находящиеся в эксплуатации карьерные автомобили должны быть укомплектованы:
• средствами пожаротушения;
• знаками аварийной остановки;
• медицинскими аптечками;
• упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;
• звуковым прерывистым сигналом при движении задним ходом;
• устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под высоковольтной линией для автосамосвалов грузоподъемностью
30 т и более;
• двумя зеркалами заднего вида;
• средствами связи.
На линию автомобили могут выпускаться только в технически исправном состоянии с необходимым запасом горючего и комплектом инструмента, предусмотренным заводом-изготовителем.


67 3.4. Технологический автомобильный транспорт
Запрещается использование открытого огня (паяльных ламп, фа- келов) для разогревания масел и воды. Объекты открытых горных работ для этих целей должны быть обеспечены стационарными пунктами па- роподогрева в местах стоянки машин.
Водители должны иметь при себе документ на право управления автомобилем, а управляющие автомобилями с дизель-электрической трансмиссией должны иметь квалификационную группу по электробе- зопасности не ниже II.
Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью
27 т и более должна осуществляться специальными тягачами. Запреща- ется оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы.
Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с действующими правилами дорожного движения.
Движение на технологических дорогах регулируется дорожными знаками, предусмотренными правилами дорожного движения.
Инструктирование водителей по мерам безопасности производит- ся администрацией карьера (разреза) и автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы на объ- екте открытых горных работ.
Водителям автомобилей и самоходного технологического обо- рудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков) должны выдаваться путевые листы, которые являются нарядом на выполне- ние работы. Разовый въезд в пределы горного отвода транспортных средств, принадлежащих другим организациям, допускается только с разрешения администрации эксплуатирующей организации после обязательного инструктажа водителей с записью в специальном жур- нале.
Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюде- нием правил дорожного движения должен обеспечиваться должност- ными лицами автохозяйства организации, эксплуатирующей автотран- спорт. При выпуске на линию и возврате в гараж должен проводиться предрейсовый и послерейсовый контроль в порядке и в объемах, ут- вержденных техническим руководителем организации.

68 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта
На технологических дорогах движение автомобилей должно про- изводиться без обгона. В отдельных случаях при применении автомоби- лей с разной технической скоростью движения допускается обгон при обеспечении безопасных условий движения.
При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:
• ожидающий погрузки автомобиль находится за пределами ра- диуса действия экскаватора и становится под погрузку только после раз- решающего сигнала машиниста экскаватора;
• загружаемый автомобиль находится в пределах видимости ма- шиниста экскаватора;
• находящийся под погрузкой автомобиль заторможен;
• погрузка в кузов автомобиля производится сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;
• высота падения груза должна быть минимально возможной и не превышать 3 м;
• нагруженный автомобиль начинает движение только после раз- решающего сигнала машиниста экскаватора.
Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.
Кабина автосамосвала должна быть перекрыта специальным за- щитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при по- грузке. При отсутствии защитного козырька водитель обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика).
При работе на линии запрещается:
• движение автомобиля с поднятым кузовом;
• ремонт и разгрузка под линиями электропередачи;
• в пунктах погрузки движение задним ходом более 30 м (за ис- ключением работ по проведению траншей);
• переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных специ- альными предохранительными устройствами;
• перевозка людей в кабине без разрешения администрации;
• выход из кабины автомобиля до полного подъема или опуска- ния кузова;
• остановка автомобиля на уклоне и подъеме;


69 3.5. Эксплуатация оборудования непрерывного транспорта
• движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее
5 м от ближайшего рельса;
• эксплуатация автомобиля с неисправным пусковым устрой- ством двигателя.
В случае остановки на подъеме или уклоне вследствие техниче- ской неисправности водитель обязан принять меры, исключающие са- мопроизвольное движение автомобиля. При движении автомобиля за- дним ходом должен подаваться звуковой сигнал.
Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте механизированным спо- собом, шиномонтажные работы – на специальных участках, оснащен- ных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.
Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций погрузочных средств, автомобилей, автопоездов, бульдозеров и других задействованных в технологии тех- ники и оборудования.
3.5. Эксплуатация оборудования непрерывного транспорта
При расположении конвейеровнад проходами и оборудованием нижняя ветвь их должна иметь сплошные ограждения, исключающие возможность падения материала. В конвейерных галереях (горных транспортных выработках), в которых транспортируется пылящий ма- териал в местах примыкания их к зданиям устраивают перегородки с са- мозакрываюшимися дверями, а в подземных выработках – системы пы- легазоотсоса. Проемы в перегородках для прохода конвейеров должны быть минимальными. При выходе на поверхность подземно-надземных конвейерных галерей в них должны быть предусмотрены наружные вхо- ды и установлены переходы через конвейер. Эвакуационные выходы из галерей и переходные мостки над конвейерами следует располагать не реже чем через 100 м. Мостики должны иметь ширину 0,3 м, сплошной настил и ограждаться перилами высотой не менее 1 м с обшивкой по- низу всплошную на высоту 0,2 м. При наклоне галерей более 7° в про- ходах устраиваются ступени или деревянные трапы.

70 3. Безопасная эксплуатация горных машин, механизмов и технологического транспорта
При транспортировании ленточными конвейерами сухих пыля- щих материалов, материалов с высокой температурой и выделением пара необходимо полностью герметизировать рабочую ветвь ленты, места погрузки и разгрузки с устройством аспирации. Снижение запы- ленности воздуха в рабочей зоне достигается применением оросителей, смывом пыли с оборудования, пола и покрытий.
Высота от уровня пола до низа конструкций галерей и эстакад должна быть не менее 2 м, ширина выбирается с учетом условия обе- спечения проходов:
• с одной стороны конвейера не менее 0,8 м, с другой – не менее
0,7 м при ширине ленты до 1 400 мм;
• не менее 0,8 м с обеих сторон конвейера при ширине ленты свыше 1 400 мм;
• между параллельными конвейерами не менее 1 м, а между сте- ной галереи и станиной конвейера – не менее 0,7 м при ширине ленты до 1 400 мм и не менее 0,8 м для более широкой ленты.
Пластинчатые конвейеры устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить возможность их обслуживания с обеих сторон. Ширина про- ходов между конвейерами принимается не менее 1,2 м, а между стен- ками здания и конвейерами – не менее 1 м. Пластинчатые конвейеры, установленные с наклоном, должны оборудоваться ловителями цепей, исключающими сбег полотна при обрыве тягового органа.
Все ленточные и пластинчатые конвейеры с наклоном более
6 град оснащаются стопорными устройствами, исключающими переме- щение груженой ветви ленты в обратном направлении.
При установке шнеков допускается одностороннее их обслужива- ние с шириной свободного прохода не менее 0,8 м.
На ленточных конвейерах предусматриваются устройства, вы- ключающие привод при обрыве и пробуксовке ленты, обрыве канатов натяжных устройств и забивке разгрузочных воронок или желобов, а также устройства для очистки ленты и барабанов от налипающего ма- териала. Для очистки лент эффективен гидравлический способ очистки струей воды, направляемой из форсунок на ленту под напором 3–4 атм.
Очистка барабанов осуществляется механическими устройствами.
Лента конвейера при движении не должна иметь боковых сме- щений, выходить за пределы торцов барабанов и роликовых опор. Для