Файл: Практическое занятие тема 11 прибыль, рентабельность и эффективность производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. Распределение и использование прибыли имеют особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий (акционерные общества, кооперативы и т.д.).
Методы планирования прибыли предприятия
Прибыль, как уже отмечалось, является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет важное значение.
Прибыль (убыток) планируется раздельно по видам, а именно:
• от продажи продукции и товаров;
• от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
• от реализации основных средств;
• от продажи другого имущества и имущественных прав;
• от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
• от прочих операций.
Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования.
Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О х Ц) – (О х С), где О – объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (П
тп
) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
П
тп
= Ц
тп
– С
тп
, где
Ц
тп
– стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С
тп
– полная себестоимость товарной продукции планируемого периода
(рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

11
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (П
рп
) в общем виде рассчитывается по формуле:
П
рп
= В
рп
– С
рп
,
где
В
рп
- планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без
НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С
рп
– полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется как сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода (П
он
) плюс прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде (П
тп
) за вычетом прибыли от остатков нереализованной продукции в конце планового периода (П
ок
) по формуле:
П
рп
= П
он
+ П
тп
– П
ок
,
Данная методика расчета применима для укрупненного метода прямого счета в планировании прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного
планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, нереализованной на начало планируемого периода.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
3. учет влияния на прибыль различных факторов (снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.).
Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называемый метод совмещенного расчета.


12
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Показатели рентабельности
Рентабельность
– это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В качестве критерия эффективности работы предприятия выступают различные показатели рентабельности.
На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.
Рентабельность продукции (Р
п
) отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле:
Р
п
= (П
р
/ З) х 100, где
П
р
– прибыль от реализации продукции;
З – затраты.
Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.
Рентабельность продаж (Рпрод) определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции:
Р
прод
= (П
р
/ В) х 100, где
В
– выручка от реализации продукции.
Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.
Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (Р
а
) (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
Р
а
= (П
но
/ А) х 100, где
П
но
– прибыль до налогообложения;
А – средняя стоимость всех используемых активов.

13
На основе этой формулы может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных и оборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, запасов и т.д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с прибылью до налогообложения может быть использована чистая прибыль предприятия.
Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Каждому предприятию приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:
Р
ск
= (П
ч
/ СК) х 100, где
П
ч
– чистая прибыль предприятия;
СК
– средняя величина собственного капитала.
Обратное соотношение, т.е. соотношение средней величины собственного капитала и чистой прибыли, представляет период окупаемости собственного
капитала
ок
):
Т
ок
= СК/П
ч
Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением бухгалтерской (или чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:
Р
ф
= [П
б

ч
) / (ОФ + МОС)] х 100, где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
МОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций.
Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
Р
и
= [П
б
/ (ВБ – КО)] х 100, где ВБ – средняя величина валюты баланса;
КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.


14
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 5 и 6.
Рентабельность активов (капитала) =
= [Результат (прибыль или убыток)/Средняя сумма совокупных активов] х 100%;
Рентабельность продаж =
[Результат (прибыль или убыток)/Выручка от реализации] х 100%;
Оборачиваемость активов =
(Выручка от реализации / Средняя сумма совокупных активов) х 100%;
Рентабельность активов (капитала) =
Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних. В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используются показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли. В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего применяются показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли. В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
• стоимость активов по балансу;
• стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
• действующие активы;
• оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

16
Рисунок 4 – Схема взаимосвязи показателей рентабельности чистых активов
Дебиторская задолженность
Запасы
Прочие
Кредиторская задолженность
Прочие
Текущие активы
Текущие пассивы

_
Рабочий капитал
Постоянные активы
+
Чистые активы
Выручка от реализации /
Чистые активы
Оборачива емость чистых активов
Прибыль/
Выручка от реализации
Рентабельность реализации х
Ре
н
табе
льн
ос
ть ч
и
ст
ых акти
вов

17
Рисунок 5 – Рентабельность реализации (продаж)
Цена за единицу продукции
Объем продукции
(шт.)
Средние переменные затраты на единицу
Объем продукции
(шт.) х х
Выручка от реализации
Переменные затраты

Валовая маржа
Постоянные затраты

Прибыль
Прибыль /
Выручка от реализации
Ре
н
табе
льн
ос
ть р
еализац
и
и

18
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ 1:
По сведениям, приведенным в таблице 1 рассчитать недостающие показатели и рентабельность продукции по прибыли от продаж за базисный и отчетный периоды.
Сравнить полученные показатели. Вставьте в таблицу рассчитанные показатели.
Таблица 1 – Показатели деятельности предприятия
Показатели
Базисный период
Отчетный период
Отклонение,
+,-
Темп роста,
%
Выручка, тыс.руб.
285 940 355 940
Себестоимость продаж, тыс.руб.
177 200 215 400
Валовая прибыль, тыс.руб.
Коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб.
19 000 22 000
Прибыль от продаж, тыс.руб.
Рентабельность продукции, %
ЗАДАНИЕ 2:
По сведениям, представленным в таблице 2 рассчитайте недостающие показатели, сравните их, проанализируйте, определите темпы их прироста в процентах. Вставьте в таблицу рассчитанные показатели.
Таблица 2 – Показатели деятельности предприятия за два года
Показатели
Базисный период Отчетный период
Отклонение,
+,-
Темп
прироста, %
Выручка от продажи товаров без НДС, тыс.руб.
600 000 700 500
Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.
400 000 500 500
Валовая прибыль, тыс.руб.
Коммерческие расходы, тыс.руб.
27 000 30 000
Управленческие расходы, тыс.руб.
113 000 175 900
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.