Файл: Инфляция и её особенности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как "сражение с
ветряными мельницами". Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.
Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать.
Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика "стоп - вперед", оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967 - 1971 гг., США - 1951 - 1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.
Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к "невидимой руке" А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.
Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы государственного управления (центральные и местные) ничего не теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая "компромиссная теория инфляции", в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.
В связи с популярностью, "естественностью" стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.
Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к, различного рода, экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т.е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.


Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.

ГЛАВА 2. Анализ инфляционного процесса в РФ
2.1 Экономическая оценка уровня инфляции на энергоносители
В настоящее время инфляции России присущи черты как инфляции спроса, так и инфляции издержек. Другими словами, на инфляционные процессы существенное влияние оказывают как монетарные, так и производственные факторы. В подобной ситуации борьба с инфляцией исключительно монетарными методами вряд ли даст положительный результат, так как подобным способом невозможно устранить ее немонетарные причины. Несомненно, что ограничение объемов денежных средств в обращении способствует устранению причин инфляции спроса, однако это практически не влияет на уровень и динамику цен производителей. В то же время использование для борьбы с инфляцией издержек и потребительской инфляцией таких традиционных для России методов, как регулирование внутренних цен на сырье, энергоносители, продукты первой необходимости, в сложившейся ситуации может дать эффект только в краткосрочной перспективе. Сэкономленные при этом деньги рано или поздно оказываются на потребительских рынках и "перетекают" в производство через нерегулируемые цены. Кроме того, на внутренние цены существенно влияет тенденция мирового роста цен, что в условиях открытой экономики является ценовым ожиданием как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.
Таблица 2.1 Сопоставление цен на энергоносители.



Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Нефть

Цена производителей, руб. за 1 т

1546

1504

1929

2065

3426

4812

4434

7075

Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1 т

4152

2618

2991

4176

4433

6569

5711

10368

Соотношение цен

2,7

1,7

1,6

2,0

1,3

1,4

1,3

1,5

Цена экспортируемой нефти, руб. за 1 т

4928

4701,8

4530,7

5124,3

6271,5

9497,4

10848

11539

Газ природный

Цена производителей, руб. за 1000 м3

88,2

144

187

131

290

330

378

431

Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1000м3

468

572

819

1008

1193

1436

1582

1856

Соотношение цен, в разах

5,3

4,0

4,4

7,7

4,1

4,4

4,2

4,3

Цена экспортируемого газа, руб. за 1000м3

2418,94

2573,96

2521,29

3121,7

3024,8

4345,8

5608,3

5744,7

Электроэнергия

Цена производителей, за 1000 кВт. ч

191

247

297

332

374

451

536

627

Цена приобретения для отечественных производителей, за 1000 кВт. ч

410

525

713

761

845

914

1016

1009

Соотношение цен, в разах

2,1

2,1

2,4

2,3

2,3

2,0

1,9

1,6

Цена экспортируемой электроэнергии, руб. за 1000 кВт. ч

474,64

523,08

551,07

691,43

702,80

822,39

949,01

832,42



Из анализа динамики цен на энергоносители, представленных в табл.2.1, видно, что цены на производство нефти за последние годы значительно выросли (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Сопоставление цен на нефть производства, приобретения для отечественного производителя, цены на экспорт.
При этом цены на нефть, реализуемую внутри страны, почти не отличаются от экспортных и растут параллельно. Исключение составили 2013 и 2019 гг., когда под давлением правительства внутренние цены на потребление нефти снизились относительно мировых цен. Но, как видно из рисунка, через 1-2 года ситуация полностью восстановилась. Это подтверждает тот факт, что искусственное сдерживание цен дает эффект только в краткосрочной перспективе и не играет существенной роли в процессе управления инфляцией.
Тенденция сближения внутренних цен с мировыми является более мощным фактором российских инфляционных процессов. Более того, при снижении цен на нефть на мировом рынке цены на бензин и дизтопливо внутри страны опускаются незначительно. Это является следствием государственной налоговой политики, которая предусматривает корректировку налогов на добычу энергоносителей 1 раз в месяц, что с учетом переработки и доставки обусловливает лаг ценового запаздывания в 4-6 месяцев и вносит экономическую нестабильность.
Вернемся к источнику российской производственной инфляции - росту издержек. Рост цен на топливно-сырьевые ресурсы способствует в первую очередь повышению цен на производство электроэнергии и транспортные услуги, что приводит к росту себестоимости товаров и услуг практически всех отечественных производителей.


Рис. 2.2. Сопоставление цен на электроэнергию производства, приобретения для отечественного производителя, цены на экспорт.
На рис. 2.2 можно увидеть, что цены на электроэнергию для отечественного производителя даже выше экспортных. Это можно объяснить не только ростом издержек, но и монопольным повышением цен при отсутствии конкуренции. Более высокие внутренние цены на электроэнергию относительно экспортных снижают конкурентоспособность российской экономики и создают благоприятные условия для импорта энергоемких товаров. Кроме того, и без того высокая транспортная составляющая отечественного производства из-за больших расстояний увеличивается еще и в результате неоправданного повышения цен на электроэнергию и топливо.
Отсутствие логики неоправданно высоких цен на электроэнергию подтверждается исследованием динамики внутренних цен на природный газ, используемый для ее производства (рис. 2.3).