Файл: Инфляция и её особенности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если сопоставить рост денежной массы М2 с ростом ВВП (табл. 2.4), можно увидеть, что прямой корреляционной зависимости между этими двумя показателями не существует(рис.2.4).


Рис. 2.4. Динамика роста агрегата денежной массы М2 и ВВП в рыночных ценах
В то же время явно просматривается прямая корреляционная зависимость между ростом ВВП и фактическим потреблением домашних хозяйств (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Динамика роста конечного потребления домашних хозяйств и ВВП в рыночных ценах, %
По определению Госкомстата, фактическое конечное потребление домашних хозяйств — это показатель, характеризующий уровень жизни населения. Он включает расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме - произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме.
Также с высокой степенью корреляции прослеживается связь между фактическим конечным потреблением домашних хозяйств и средней номинальной заработной платой (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Динамика роста конечного потребления домашних хозяйств и средней заработной платы, %
Другими словами, объем производимого в России ВВП зависит от уровня заработной платы и других доходов населения и практически не чувствителен к росту денежной массы. Это не удивительно, так как производить, больше, чем возможно продать, экономически нецелесообразно. Спрос регулирует предложение. В подобной ситуации борьба с инфляцией с помощью ограничения денежной массы через сдерживание заработной платы обречена на провал.
Через некоторое время рост заработной платы конечно же приведет к росту издержек, что подтолкнет цены вверх, но увеличение спроса при этом послужит стимулом для развития экономики. К тому же в России, в отличие от стран Запада, рост оплаты труда никогда не превышал роста цен производства товаров, так что роль прироста заработной платы в российской инфляции незначительна. Основное влияние на рост издержек производства оказывали цены сырья и, прежде всего, энергоресурсов. Если государство недостаточно эффективно сдерживает внутренние цены на сырье и энергоносители, которые растут вслед за мировыми ценами, но не снижаются вместе с ними, остается второй способ сдерживания инфляции производителей — вынужденный прирост денежной массы по возможности перенаправить на заработную плату и пенсии.
Уровень инфляции в России в ближайшие несколько лет вряд ли снизится. Избыточные денежные ресурсы, поступившие в производство, трансформируются в стоимость товаров и услуг, не обеспеченных платежеспособным спросом. Единственное, что может поддержать спрос и, соответственно, предотвратить спад производства — рост реальных доходов населения. Как показано выше, рост доходов населения в нашей стране значительно в меньшей степени стимулирует инфляцию, нежели избыток денег в производстве. Рост производства должен быть обеспечен повышенным спросом, а не дополнительными денежными вливаниями.

По данным Росстата, в государственных организациях и предприятиях сегодня работают 21656 тыс. чел., что составляет 32% занятого в экономике населения. Увеличение заработной платы в государственных учреждениях вынудит пойти на увеличение оплаты труда частный сектор. В первую очередь, заработная плата должна быть повышена в бюджетном секторе, и главное, — в сельскохозяйственной отрасли. По мнению большинства экономистов, темпы повышения эффективности производства не должны отставать от роста заработной платы. Но учитывая специфику российской инфляции, повышение реальных доходов населения на сегодняшний день — это единственный способ не допустить экономический спад. В течение нескольких лет рост денежной массы М2 значительно превышал рост ВВП. При этом никого не волновал дисбаланс количества денег в обращении и объема товаров. Нет ничего удивительного в том, что равновесие между денежным агрегатом М2 и объемом производимых товаров восстанавливается за счет роста цен. И если при эмиссии денег не учитывались такие показатели, как рост ВВП, то и заработную плату логично было бы адаптировать к росту цен, т. е. к уровню инфляции. Для стимулирования экономического роста в сложившейся ситуации заработная плата должна расти быстрее внутреннего валового продукта, а ее доля в общем объеме ВВП должна быть выше нынешней на 5-8 %.
Это особенно актуально для сельскохозяйственной отрасли.
Доля финансовых вложений в сельское хозяйство на протяжении последних пяти лет составляла от 0,36 до 0,24% в общей сумме финансовых вложений по стране, при этом ежегодно снижаясь (табл. 2.3). Это говорит об инвестиционной непривлекательности данной отрасли. При этом основная часть сельскохозяйственных предприятий принадлежит частному бизнесу.
Сдерживание цен на продовольствие и одновременный рост цен на сырье и энергоносители приводят к снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства. Снижать издержки за счет прибыли и зарплаты невозможно до бесконечности. Средняя номинальная заработная плата в данной отрасли примерно в 2,2 раза ниже, чем в среднем по стране, из-за чего, естественно, снижается численность занятого в сельском хозяйстве трудоспособного населения (табл. 2.5).

Таблица 2.5 Основные факторы сельскохозяйственного производства



Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020


Средняя номинальная зарплата по стране, руб.

2223,4

3282

4360,3

5498,5

6739,5

8554,9

10633,9

13527,4

Средняя номинальная зарплата в сельском и лесном хозяйствах, руб.

985,1

1281,9

1876,4

2339,8

3015,4

3646,2

4568,7

6127,7

Превышение средней з/платы по стране, раз

2,3

2,6

2,3

2,3

2,2

2,3

2,3

2,2

Численность занятых в с/х и лесном хозяйстве, тыс. чел.

8609

8200

7947

7595

7465

7381

7141

6756

Посевная площадь, млн. га.

74,2

72,1

70,8

65

62,8

60,5

58,9

57,5



Кроме того, отсутствие финансового капитала не позволяет обновлять технику и другие основные фонды. В таких условиях нельзя ожидать роста производительности труда и полноценного развития отрасли.
Согласно данным статистики, современная площадь пашни нашей страны составляет около 15 % мировых ресурсов. При этом площадь обрабатываемых земель с каждым годом сокращается, снижается объем производства продукции растениеводства и животноводства. Эти тенденции приведут к тому, что цены на продукты начнут расти из-за нехватки продовольствия. Сельскохозяйственная отрасль — единственная отрасль, продукция которой должна быть подвержена инфляции производителя, а не инфляции спроса. Повышение цен здесь — единственный способ сделать отрасль рентабельной, без чего невозможно решить проблему продовольственной безопасности. Более высокие цены на сельскохозяйственную продукцию сделают отрасль эффективной и инвестиционно привлекательной. Конечно, продукты питания — это социальные товары, и инфляция здесь должна быть компенсирована сдерживанием цен на прочие товарно-потребительские группы.
Дж. М. Кейнс утверждал, что "производить нужно только то, что пользуется спросом, а не наоборот". Спрос на сельхозпродукцию не может упасть. Следовательно, эта отрасль может и должна развиваться и приносить прибыль. Инвестирование денежных средств в сельскохозяйственное производство поможет нивелировать проблему избыточной денежной массы и, кроме того, в долгосрочной перспективе положительно отразится не только на развитии отрасли, но и на экономике страны в целом. Аграрный капитал имеет длительный цикл оборота, временной лаг перераспределения денежной массы из сектора сельскохозяйственного производства на потребительский рынок составляет несколько лет, поэтому вложение денег в сельское хозяйство не вызовет резкого повышения цен на непродовольственные товары в краткосрочной перспективе.
Особенно эффективным для сдерживания инфляции может стать перераспределение свободных денежных средств в основой капитал сельскохозяйственной отрасли. Для роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо обновление основных фондов, внедрение новых технологий, наконец, создание новых современных аграрных комплексов. Для экономики России значительно эффективнее, если избыточная денежная масса уйдет в сельскохозяйственною отрасль, а не в промышленное производство и, тем более, не в торговлю. Но решить эту проблему невозможно без государственного регулирования. Рассчитывать на перенаправление частного инвестиционного капитала в сельское хозяйство в ближайшее время вряд ли возможно. Для этого государству необходимо создать ряд благоприятных условий для инвесторов и сельхозпроизводителей: отказаться от практики сдерживания роста цен на сельскохозяйственную продукцию, ввести пониженную ставку рефинансирования для кредитования производителей сельхозпродукции, бесплатно передавать эффективным сельхозпроизводителям свободные земли из фонда запаса и фонда перераспределения. Рост цен на сельхозпродукцию можно было бы частично компенсировать нормативами рентабельности для предприятий торговли продуктами питания. Прогрессивное налогообложение прибыли сверх нормативного уровня рентабельности торговых предприятий будет способствовать оттоку капитала в производственные отрасли и одновременно пополнению бюджета.

Даже если отказ от ценового регулирования на сельхозпродукцию вызовет резкое повышение цен на продукты питания, эта проблема может быть решена за счет роста реальных доходов населения. Для экономики России гораздо лучше, чтобы неизбежная инфляция, компенсирующая рост денежной массы, пришлась, в основном, на сельскохозяйственную отрасль, повышая ее рентабельность и одновременно решая проблему продовольственной безопасности страны. Инвестирование избыточных платежных средств в сельское хозяйство не только создаст благоприятные условия для развития национальной экономики, но и в краткосрочной перспективе будет способствовать снижению уровня инфляции, так как замедлит процесс перераспределения денежных средств в потребительские цены (за исключением цен на продукты питания). При этом рост оплаты труда в данной отрасли поможет решить проблему кадров для сельскохозяйственных организаций. По данным Росстата, численность работающих в сельском хозяйстве составляет менее 10% от общего количества населения, занятого в экономике страны, в то время как в торговле работают 17,4 %. Эту диспропорцию необходимо менять. На фоне глобального кризиса продовольствия сельскохозяйственное производство в нашей стране должно стать привлекательным как для инвестора, так и для простого рабочего.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:
1. Рост денежной массы неизбежен, но для снижения темпов инфляции ее в первую очередь необходимо направить на заработную плату бюджетникам и социальные выплаты.
2. Избыточную денежную массу необходимо перераспределить из торговли и производственных отраслей в сельское хозяйство.
3. Рост производственных отраслей должен быть обусловлен платежеспособным спросом, а не излишком денег, вызывающим инфляцию издержек.
4. Государство должно компенсировать, а не сдерживать рост цен на сельскохозяйственную продукцию.

2.3 Антиинфляционная политика на современном этапе
В историю России 2017 - 20188 гг. вошли тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместные недовольства широких слоев населения. Цены могли приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября по апрель 2018 г. Тем не менее в 2017 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8 — 8,5% был превышен до 11,9 %, а за восемь месяцев 2018 г. составил 9,5%, что выше первоначального годового прогноза 2018 г. на 1,5 процентных пункта. Из данного факта следуют четыре наиболее важных социально-экономических вывода. Во-первых, произошло снижение уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также доверия руководству страны. Во-вторых, выявилась несостоятельность многих теоретических концепций рыночного функционирования, значимость рынка как всеобщего независимого регулятора экономических отношений. В-третьих, обнаружилась настоятельная необходимость формирования эффективного государственного экономического и административного регулирования товарно-денежных отношений. В-четвертых, возникла острая потребность в программе антиинфляционной политики и четком менеджменте ее реализации.
Прежде всего, следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий.
Методологическая часть должна охватывать систему исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологи программы надо отнести: 1) всеобщность и долгосрочность программы; 2) системность и иерархичность принципов; 3) четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан; 4) достоверность статистической и аналитической информации.
Первым и исходным принципом методологической части программы антиинфляционной политики призвано стать однозначное понимание социально-экономического содержания инфляции. Не уходя в теоретические рассуждения, отметим что инфляция — это рыночное явление, суть которого заключается в обесценении денежной единицы государства. Однако разные субъекты страны рассчитают обесценение по-разному.