Файл: Содержание работы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому пациент, прежде чем отправиться в аптеку за лекарством, должен очень четко представлять, препарат какого производителя он собирается приобрести.

То есть, с одной стороны, возможность покупать лекарственные препараты по более доступной цене очень важна, но с другой стороны, отсутствие необходимых исследований ставит качество многих дженериков под сомнение.
1.2 Ценовые различия бренда и дженерика
Ценовые различия брендов и жденериков состоят в следующем: себестоимость производства лекарственных средств во всём мире совсем невысока. Основные затраты компаний - производителей оригинальных препаратов составляют разработка нового препарата, исследования его воздействия на потенциальных пользователей и последующая рекламная компания. И эти затраты очень велики. В отличии от производителя оригинального препарата ,который уже понес затраты на разработку нового препарата производителям дженериков не нужно нести те колоссальные расходы: компания-разработчик оригинального препарата уже потратила огромные деньги на тестирование действующего вещества. Изготовителю дженерика необходимо лишь доказать идентичность дженерика оригиналу. Это позволяет производителю предлагать покупателю более низкую цену.

Различия в цене заключаются в том, что для продажи и производства дженерика, производитель менее затрачивается по таким статьям как:

- производственные издержки;

- юридические издержки;

- маркетинговые затраты.

Научные разработки всегда затратные и на первый взгляд убыточны, но деньги на разработки лекарственных средств зарабатываются от продажи ранее созданных препаратов. Сейчас дефицит лекарств исчез, хотя цены на высококачественные препараты немаленькие.

Противоречие, которое требует взвешенного и всестороннего анализа заключается в том, что, с одной стороны, лекарства часто необходимы для сохранения жизни больного, а с другой – они представляют товар, который производитель не может производить себе в убыток.

Поэтому так важна роль государства, чтобы максимально обеспечить потребности населения в лекарственных средствах, не нарушая законы рынка. Для этого утвержденные правительством России перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для всех категорий больных должны быть максимально большими. В данный перечень пока включен только аптечный ассортимент, т.е. те препараты, которые больные могут применять в амбулаторных условиях. А некоторые жизненно необходимые препараты, например, диагностические или средства для наркоза в этот список не попали, потому что они применяются только в госпитальных условия. Причем, парадоксально, что объем финансирования на эти группы препаратов из-за перераспределения
средств даже понизился, хотя потребность в диагностике все время растет.

Как известно, все оригинальные лекарства получают патент на препарат. Патент действует не более двадцати лет. Срок этот весьма небольшой, так как со дня патентования и выхода препарата на рынок проходит обычно лет 10, и во время действия так называемой премиальной цены фирма обычно не успевает получить достаточно средств, чтобы продолжить поиск новых лекарств, не говоря уже о расширении этого товарного ассортимента. Тем не менее, цену препарата формирует рынок. Следует считать положительным, что до настоящего времени и после выхода на рынок дженериков потребитель «голосует» своим кошельком за более дорогие, но более качественные бренды, поскольку, полученные организацией средства от их продаж по законам саморазвития вкладываются в разработку новых препаратов, т.е. в конечном итоге идут на пользу того же населения.

1.3 Сущность, роль и построение ассортиментной политики в фармацевтических организациях
Ассортиментная политика, являясь основным элементом стратегии предприятия, оказывает существенное влияние на доходность и финансовую стабильность аптечной организации. При этом ассортиментно-ценовая политика многогранна и многовариантна, поскольку состоит из многочисленных направлений, дающих возможность повысить эффективность деятельности каждой аптечной организации. Ассортимент и цена на лекарственные средства постоянно воздействуют на рынок сбыта, а он, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на процесс формирования оптимальной ценовой и ассортиментной политики.

В основе ассортиментной политики лежит категория товарных запасов. Продукты труда, удовлетворяя потребности человека, распределяются в процессе купли-продажи и приобретают форму товара. Товар, по определению, данному Ф. Котлером, имеет двухсторонний характер. С одной стороны – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность, а с другой стороны – это продукт труда, произведенный для продажи.

Совокупность товаров можно подразделить на две группы: товары для производства средств производства и товары для потребления. Товары для производства средств производства необходимы для производства оборудования, строительства зданий и сооружений, их можно классифицировать на две группы: средства труда и предметы труда.

В свою очередь средства труда делятся на машины и оборудование
, транспортные средства, здания, сооружение и др., т.е. предметы, которыми осуществляется труд. Предметами труда выступают материалы, запасные части, полуфабрикаты и т.п., т.е. предметы, на которые направлен труд. Товары потребления необходимы для удовлетворения потребностей людей, их можно разделить по сроку потребления на товары длительного использования и краткосрочного потребления.

Как правило, товары длительного использования приобретаются на большой срок и имеют значительную стоимость. Товары краткосрочного потребления потребляются за короткое время или за один цикл. Товары аптечных организаций относятся к товарам индивидуального потребления, при этом лекарственные средства являются товарами краткосрочного использования, а медицинская техника – долгосрочного.

Основной задачей любой аптечной организации выступает возможность удовлетворения индивидуальных потребностей покупателей, поэтому в аптеке должен быть определенный ассортимент товаров. Термин «ассортимент» произошел от французского «assortiment», что в переводе означает «подбирать, сортировать, гармонировать». В различных словарях определение термина «ассортимент» трактуется неоднозначно.

Различные определения термина «ассортимент» изложенных в словарях, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Определение сущности дефиниции
«ассортимент»

Определение

Источник информации

1

2

подбор различных видов и сортов товаров

Большой энциклопедический

словарь

набор различных видов и сортов товара в торговом учреждении или изделий на производственном предприятии

Толковый словарь русского языка

Т.Ф. Ефремовой

подбор, большой, полный выбор, запас всякого рода, вкуса, разбора

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

подбор различных сортов какого-нибудь товара

Толковый словарь русского языка

Д.Н. Ушакова

1

2

наличие, подбор каких-нибудь товаров, предметов или их сортов

Толковый словарь русского языка

С. Ожегова

сумма объектов реализации (товары, услуги и права), которые торговое предприятие предлагает клиентам

Бизнес словарь

перечень видов и разновидностей товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам)

Финансовый словарь


Для эффективной работы аптечная организация должна разрабатывать ассортиментную политику, поскольку именно ассортимент является тем элементом, который связывает предприятие и рынок, являясь объектом экономического обмена и средством удовлетворения существующей потребности.

Ассортиментная политика представляет собой систему управления ассортиментом товаров в процессе их движения, состоящую из совокупности определенных принципов, функций и методов, которые соответствуют экономическим и социальным задачам любого государства. Другими словами, ассортиментной политикой выступает комплекс процедур по управлению товарным ассортиментом, который направлен на формирование оптимальной структуры ассортимента организации. В ходе формирования ассортиментной политики организация должна осуществлять целенаправленную деятельность по обеспечению рынка товарами, имеющими определенную характеристику. При этом ассортиментная политика должна основываться на перспективном планировании и бюджетировании с учетом оптимизации ассортимента товаров в целях решения задач удовлетворения спроса потребителей и обеспечения рентабельности деятельности организации.


Деятельность организаций в процессе планирования ассортимента предполагает разработку принципиальных подходов и систему приемов стратегического характера, которые основываются на разработке конкурентоспособной ассортиментной модели, позволяющей занять определенное место на рынке. Элементы ассортиментной политики представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Элементы ассортиментной политики
Формирование товарного ассортимента выступает одновременно методом и средством управления ассортиментом. Оптимальная ассортиментная политика организации является гарантом стабильности, маржинальности, рентабельности и конкурентоспособности ее на рынках сбыта. Маркетинговые исследования рынка являются основой формирования ассортиментной политики, которая способствует оптимизации спроса и предложения. Ассортиментная политика изменяется по мере развития и совершенствования торговли лекарственными средствами, а также тесно связана с материальным и культурным уровнем жизни населения.

Особенностью деятельности аптечных организаций является наличие минимального ассортимента лекарственных средств. Следовательно, имеется перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, для аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков. Для аптек утвержденный минимальный ассортимент составляет 58 наименований, аптечные пункты и аптечные киоски должны иметь 27 наименований лекарственных средств, в том числе таблетки, капсулы, мази, капли как для приема внутрь, так и для наружного применения.

В качестве критериев включения лекарственного средства в минимальный ассортимент определены три фактора:

1) государственная регистрация лекарственного средства;

2) эффективность и безопасность лекарственного средства;

3) возможность безопасного самостоятельного применения.

В целях эффективной деятельности аптечной организации ассортимент лекарственных средств должен изменяться и адаптироваться в соответствии с изменением конъюнктуры локального рынка. Изменения и корректировка ассортимента должны осуществляться в процессе разработки стратегии развития аптеки