Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
Исходя из этого, врач может составить представление об особенностях внутренней картины болезни и таким образом выяснить, как больной понимает, переживает свою болезнь: адекватно, недооценивает, преувеличивает, воспринимает как угрозу жизни и т.д.
При оценке анамнестических сведений важно учитывать наследственность больного. Следует выяснить особенности социальной среды, в которой находился больной в течение жизни, взгляды на болезни, существовавшие в ней. В одних семьях болезнями часто пренебрегают, в других им уделяется повышенное внимание. В последнем случае легче формируются патологические реакции личности на болезнь.
Результаты изучения анамнеза жизни и болезни дополняются обследованием пациента. При осмотре, помимо специальных методов, позволяющих выявлять соматическую патологию, важное значение имеет наблюдение за больным. Оценивают поведение, высказывания, касающиеся болезни, которые позволяют судить о его психическом состоянии и отношении к заболеванию.
Определяя психологические особенности больного, врач в первую очередь оценивает его интеллект, эмоционально-волевые качества и поведение. Об интеллекте судят в частности по умению оперировать имеющейся информацией, по способности логично излагать свои мысли, соблюдать последовательность в суждениях. Следует обращать внимание на отсутствие системы в изложении какой-либо информации, поверхностный анализ фактов, необоснованные умозаключения. Оценка интеллекта позволяет определить способность пациента к интрапсихической переработке болезненных проявлений, т.е. к их истолкованию и созданию собственной концепции болезни. Представления об эмоционально-волевых качествах пациента складываются из оценки преобладающего фона настроения, его стабильности; имеют значение склонность к пессимизму, слезливость, раздражительность, импульсивные действия или, наоборот, оптимизм, спокойствие. Эмоциональное состояние больного находит отражение в вегетативных реакциях (вазомоторные реакции, наличие или отсутствие общего и дистального гипергидроза, устойчивость или лабильность пульса и др.). Отношение больного к заболеванию, как уже отмечалось, в значительной мере проявляется в его поведении, в частности в реагировании на предложения о проведении сложных диагностических исследований, оперативных вмешательств и т.д.
Обследование не следует сопровождать комментариями диагностического характера, особенно с использованием медицинских терминов и сленгов. Подлинное отношение к болезни позволяет выявить также наблюдение за больным во время его пребывания в лечебном учреждении. Анализируются переживания, которыми он делится с врачом, медперсоналом, родственниками, отдельные поступки и поведение в целом.
18
Постоянно уточняется психологическое состояние больного, чему помогают регулярные беседы с его родными и близкими, данные клинического наблюдения. Обращается внимание на мимику, жестикуляцию, манеру держаться, отвечать на вопросы.
Выясняется, как он соблюдает режим, каковы его взаимоотношения с соседями по палате и персоналом, как участвует в жизни отделения. Изучается отношение к ситуации, сложившейся в результате заболевания. Оно может быть гиперболизированным с акцентом на тех симптомах или последствиях заболевания, которые суживают профессионально-трудовые и другие возможности или ведут к их утрате.
Психологический кризис, связанный с болезнью, может стать причиной появления суицидальных тенденций в поведении больного.
М
ЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе врача общей практики основным, безусловно, является клинический метод, включающий беседу с больным (клиническое интервью), а также наблюдение за ним в течение всего лечебно-диагностического процесса. Однако, чтобы лучше ориентироваться в вопросах диагностики и оказания помощи больным с психологи- ческими проблемами, психическими расстройствами, психосоматическими и другими нарушениями, входящими в компетенцию клинического психолога или врача психиатра, врач общей практики должен иметь представление о наиболее распространенных методах психологического и патопсихологического исследования.
Одним из разделов психологии, в том числе и клинической, является психодиагностика; в число ее основных задач входят:
• выявление личностных особенностей человека;
• определение актуального психического состояния и отдельных сторон психической деятельности;
• оценка эффективности психокоррекционной работы.
Для этого психодиагностика располагает определенным набором методов исследования, которые можно разделить на основные и вспомогательные.
В качестве основных методов психодиагностики используются наблюдение и
эксперимент. Преимуществом наблюдения является естественность ситуаций, предполагающих непреднамеренное поведение субъекта или группы испытуемых. К его
19 недостаткам относятся, помимо трудоемкости, сложность улавливания типических черт и недостаточность для достоверной оценки фиксации единичных проявлений.
Экспериментальное исследованиесущественно дополняет и исправляет недостатки наблюдения. Значение эксперимента состоит в том, что он дает возможность проследить зависимость того или иного психического явления от условий проведения самого экспе- римента, которые можно моделировать. Различают лабораторный и естественный
эксперимент. При помощи, например, лабораторного эксперимента можно изучать и оценивать состояние психических процессов памяти, внимания и др. Естественный эксперимент, позволяющий исключить искусственность лабораторной обстановки, целесообразно применять при исследовании психических явлений в обычных условиях урока, игры или иной деятельности, в том числе и профессиональной.
В качестве вспомогательных могут использоваться методы самонаблюдения и самооценки(в виде дневников) для изучения, например, динамики психической работоспособности, изменений настроения и др. Эти методы должны использоваться и интерпретироваться только с помощью специалистов.
Широко применяется в психологии метод тестирования. Тестирование (test в переводе с англ. означает «проба», «испытание») — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, при помощи которого достигается количественная оценка отдельных составляющих психического состояния индивидуума или межличностных отношений. Преимуществами метода тестирования являются простота, доступность, возможность автоматизации.
Существует много вариантов методик тестирования (опросники, проективные методики и др.). Чтобы полученные при помощи тестов данные имели диагностическую ценность, а сами тесты не были дискредитированы в мнении испытуемого и самого исследователя, последний должен хорошо владеть как методикой проведения самого тестирования, так и интерпретацией полученных результатов.
Основные психологические тесты, применяемые в медицинской психологии, представлены в Приложении 1.
П
ОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ
.
О
СНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ
Профессионалы-специалисты ВОЗ и широкая общественность во многих странах мира считают, что здоровье не является абсолютным количеством. В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие заболевания или неполноценности. Здоровье — это
20 динамический процесс, который определяется субъективно и объективно. Это умение заботиться о себе. Здоровье — целостность личности с оптимальным функционированием организма в целом и умственной деятельности, адаптация к стрессам, вызванным болезнью, смертью, разводом, а также процессы непрерывного роста и становления личности.
Под «здоровьем» А. Перри и П. Поттер понимают состояние, при котором человек использует во внешних условиях свои адаптационные способности. Здоровье — это не только отсутствие болезни. Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического, психосоциального и духовного аспекта.
Существует много различных моделей, связанных с понятием «здоровье — болезнь».
На состояние здоровья человека могут оказывать влияние факторы риска различных заболеваний, настоящее и предшествующее состояния, самочувствие в конкретный момент.
Согласно одной из моделей, здоровым считается человек, у которого нет болезни.
Самочувствие человека всегда субъективно. Так, например, болезненный от природы великий философ Иммануил Кант в своей работе «О власти души» писал, что воспринимает слабости и недуги своего тела так, как будто они его не касаются, он их просто игнорирует и ведет себя как совершенно здоровый человек.
Понятия «здоровье — болезнь» относительны. Вспомним, что ранняя потеря слуха, зрения, зубов прежде считалась естественным процессом старения. Сегодня благодаря современным методам профилактики и лечения удается сохранить или восстановить эти функции.
Многие люди через средства массовой информации узнают сведения о новых медицинских технологиях и предъявляют более высокие требования к уровню своего здоровья. Некоторые, несмотря на достаточно серьезное заболевание или нетрудоспособность, настаивают на том, что они «здоровы». Существуют и те, кто настаивает на том, что «нездоровы», хотя и не имеют никакого заболевания.
Другая модель здоровья — это модель «высокого уровня хорошего самочувствия», при котором используется наиболее полно потенциал всей жизни. Это возможно с учетом единства разума, тела и духа.
Поведение человека обусловлено в значительной степени его отношением к своему здоровью или болезни, представлением о ценности здоровья.
21
В современном понимании здоровье определяется как полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Эти три компоненты здоровья неразрывно связаны. Утрата одного из них изменяет равновесие остальных. И если основным критерием социальности является соотношение личного и общественного в человеке, то нарушая привычный образ жизни и все то, что обеспечивает ощущение безопасности, болезнь может приводить к гипертрофии «Я», изменять обычное для личности соотношение личных и общественных мотивов. На этом фоне больной человек переживает изменения в привычных социальных связях, т. е. обращение к врачу, общение с медперсоналом и другими больными, отрыв от работы и производственных отношений, а в случае госпитализации — отрыв от семьи.
Формирование психического настроя человека в значительной степени зависит от того, что несут с собой эти новые социальные связи.
Принято отмечать, что для здоровья наиболее типичными являются несколько главных признаков:
• Структурная и функциональная сохранность сис-тем и органов человека.
• Свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него фи-зической и общественной (социальной) среде.
• Сохранность привычного для него самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометромдушевного и социального благополучия.
Вопрос о конкретных критериях психического здоровья изучен далеко не полно.
Однако в самых общих чертах к ним правомерно в первую очередь относить: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность, соответственную возрасту человека зрелость чувств, постоянство места обитания, максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней. Также отмечается: соответствие реакций физических и психических силе и частоте внешних раздражений. критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нор- мами, установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства, социальную среду; чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в обществе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.
22
Психическое здоровье
- это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда от- ражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность к самоуправлению поведением, разумного планирования жизненных целей, поддержания активности в их достижении и др.
Если перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, то можно сгруппировать их в соответствии с видами проявления психической, деятельности т. е. свойства, состояния, процессы.
Среди свойств чаще всего называют — оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, умение прощать обиды, непразность, независимость, естественность, ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоконтроль и т. д.
Сфера психических состояний: самообладание (эмоциональная устойчивость); зрелость чувств соответственно возрасту; умение совладать с такими негативными эмо- циями, как страх, гнев, жадность, зависть и пр.; естественное и свободное проявление чувств и эмоций, сохранность оптимального самочувствия.
Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, то есть адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации; критичность мышления; способность к творчеству; интеллектуальные умения; познание себя; управление мыслями.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №4. Медицинская психология является:
23
A) Частью психиатрии
B) Разделом общей психологии
C) Частью нейропсихологии
D) Разделом медицинской этики и деонтологии
E) Частной психологической дисциплиной
Задание №5. К предмету медицинской психологии не относится :
A) Изучение особенностей психики больного
B) Изучение влияния психики больного на здоровье и болезнь
C) Изучение физиологических механизмов высших психических функций.
D) Обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий, сопутствующих обследованию и лечению больного
E) Изучение системы взаимоотношений врач - медработник - пациент
Задание №6. Больной Н. 55 лет, в течение 20 лет страдающий гипертонической болезнью, жалуется на выраженную рассеянность, связанную с этим забывчивость.
Для исследования внимания у Н. можно применить:
A) Методику «Прогрессивные матрицы Равена»
B) Корректурную пробу
C) Тест Векслера
D) Методику Зунга
E) Тест Амтхауэра
Задание №7. Ф. 30 лет, отмечает в течение последнего месяца периодическую бессонницу, снижение аппетита. К числу типичных признаков здоровья не относятся:
A) Структурная сохранность систем и органов человека
B) Функциональная сохранность систем и органов человека
C) Профессиональный и карьерный рост
D) Высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной среде
E) Сохранность привычного для него самочувствия
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ѐще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только
24 правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
25
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28