Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

176
Особую группу составляют лица, перенесшие радикальные хирургические
операции, относящиеся к так называемым «калечащим операциям»: мастэктомию, гистерэктомию, овариэктомию, цистэктомию и т.п. Психологические реакции на подобные операции обусловлены функциональной и нередко символической значимостью удаленных органов. Радикальные гинекологические операции существенно влияют на самооценку женщин. При мастэктомии у больной могут возникать тревожные опасения по поводу изменения отношения со стороны мужа или близких в силу эстетического
дефекта, при гистерэктомии и овариэктомии из-за сексуального дефекта. Многие женщины, перенесшие овари- и гистерэктомию стараются скрывать от близких истинный смысл операции, упреждая негативную реакцию со стороны мужа и его возможный уход из семьи.
Многие пациенты сексологического профиля, говоря о проявлениях собственной патологии, часто употребляют термин «дефект». Суть «сексуального дефекта» заключается в резком снижении самооценки человеком, у которого появились симптомы сексологических расстройств (аноргазмии, фригидности, импотенции). Как правило, у таких пациентов появляется два вида реакций. У одних снижается настроение, появляются идеи никчемности, ущербности, самообвинения и доминирует интрапунитивный тип реакций.
Другие становятся раздражительными, вспыльчивыми, ворчливыми, предъявляют претензии к сексуальному партнеру — экстрапунитивный тип реагирования.
Типичным является попытка скрывать наличие симптомов сексуальных проблем в силу их не престижности и стыда.
Близким к вышеописанному является «психический дефект» (в том числе интеллектуальный). Возникновение «комплекса неполноценности» в связи с психологическими проблемами возможно лишь при непсихотическом уровне психических расстройств. Такой «дефект» появляется у больных с невротическими и личностными расстройствами. В силу необходимости лечения у психиатров пациенты становятся замкнутыми, сужают контакты, испытывают стеснительность и робость в общении, стараются скрывать имеющиеся проблемы и факты посещения специалистов. При интеллектуальном дефекте реакции пациентов отмечаются гораздо реже по сравнению с реакциями близких родственников, которые считают, что дефект одного из членов семьи становится дефектом всей семьи. Вследствие этого родственники пытаются ограничить круг общения, живут в добровольной изоляции.
Возрастные особенности человека также существенны при формировании субъективного отношения к болезни и становления определенного типа реагирования на нее. Известно, что для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести


177
заболеваний — своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности

«удовлетворенность собственной внешностью». Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции (ожоги). Ни в каком другом возрасте не наблюдается столь тяжелые психологические реакции человека на появление у него на коже лица фурункулов. Лица
зрелого возраста более тяжело психологически будут реагировать на хронические инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.
Именно удовлетворение подобных потребностей может быть заблокировано появлением любой хронической или приводящей к инвалидности болезни. Психологически тяжелыми для лиц зрелого возраста являются такие болезни как онкологические, хронические соматические болезни и т.д. Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые социально неприемлемые болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания. Психологическая реакция на них обусловлена не всегда оценкой их, как угрожающих здоровью, а связана с переживаниями по поводу того, как изменится социальный статус и авторитет заболевшего такими болезнями в случае, если об этом станет известно окружающим.
Список подобных заболеваний не исчерпывается венерическими и психическими, в эту группу также могут быть отнесены заболевания, носящие оттенок субъективной «не престижности»: проктологическая патология, прерывание беременности.
Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.


178
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание № 50. Пациент К. 48 л., страдает тяжелым соматическим заболеванием. Какой критерий включает понятие «объективная тяжесть болезни»?
A) Летальности
B) Психологической значимости
C) Болевой характеристики болезни
D) Внутренней картины болезни
E) Нозологии
Задание № 51. В отделении интенсивного сестринского ухода находится пациентка 72 лет, страдающая раком молочной железы в терминальной стадии, с выраженным болевым синдромом. Порог болевой чувствительности ниже:
A) У женщин
B) У мужчин
C) Различий не обнаруживается
D) У женщин с преобладанием фемининных свойств
E) У женщин с повышенной маскулинизацией
Задание № 52. На консультации у дерматолога мать с 12 летней девочкой, страдающей угревой болезнью. Мать обеспокоена тем, что дочь отказывается ходить в школу, потому что одноклассники ее дразнят, не хотят с ней общаться. Настроение ребенка снижено, заявляет, что она ―безобразна‖. Какая патология для подростков является наиболее тяжелой в психологическом отношении:
A) Сексуальные расстройства
B) Заболевания, изменяющие внешность
C) Онкологические заболевания
D) Инфаркт
E) Инсульт
Задание № 53. Пациентка Ф., 43 л., в течение последних 2-х месяцев регулярно посещает хирурга, настаивая на проведении оперативного вмешательства по поводу патологии желудка, не смотря на аргументированное заключение врачебного консилиума о нецелесообразности проведения данного вида лечения. Постоянное и непреодолимое

179 желание человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни называется:
A) симуляцией
B) агравационным синдромом
C) ипохондрическим синдромом
D) синдромом Ашафенбурга
E) синдромом Мюнхаузена
Задание № 54. Пациентка С., 17 л., обратилась к психотерапевту по поводу страха речи.
Логофобия встречается при:
A) шизофрении
B) сахарном диабете
C) заикании
D) гиперкинетическом синдроме
E) аутизме
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ѐще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.

180
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСИМОГО, СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ, ТАНАТОЛОГИИ И ЭВТАНАЗИИ
Актуальность темы: Проблема зависимого поведения в результате употребления психоактивных веществ, патологической склонности к сверхценным увлечениям, нарушения пищевого поведения, суицидальное поведение, вопросы танатологии и эвтаназии являются одной из основных медико – социальных проблем современного мира.
Наиболее значимыми факторами, обусловливающими рост зависимого поведения являются процессы урбанизации, стрессогенные события, повышение средней продолжительности жизни, миграция населения и т.д. Зависимое поведение влечет за собой последствия не только медицинского, но и социального порядка.
Высокая распространенность данной патологии, не достаточно изученные причины зависимости, вовлечение в зависимое поведение лиц молодого возраста, значительное снижение качества жизни и социального функционирования этой категории пациентов, обуславливает актуальность изучения данной темы.
Общая цель: уметь анализировать психологические аспекты и определять основные формы зависимого, суицидального поведения, танатологии и эвтаназии.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня
1. Анализировать психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ.
1.Выявлять анатомические образования головного мозга и биологически активные вещества, отвечающие за формирование эмоций и поведение человека (кафедра анатомии, кафедра физиологии).
2. Определять основные виды сверхценных увлечений (гемблинг, компьютерная зависимость, Интернет – зависимость), анализировать психологические аспекты их формирования.
2.
Определять с точки зрения философии понятия «бытие», «смерть»,
«самоубийство» и т.д.


181 3. Выявлять основные формы зависимости пищевого поведения (нервная анорексия, булимия, обжорство), а также основные психологические факторы их возникновения.
3.
Проводить анамнестическое и клиническое исследование больных с соматической патологией
(кафедра пропедевтики внутренних болезней).
4. Выявлять признаки суицидального поведения, знать разновидности суицидального поведения, мотивы и цели суицида. Своевременно распознавать суицидальные мысли и намерения.
Определять роль социальных служб при суицидальных тенденциях. Определять особенности суицидального поведения у соматических больных (при злокачественных опухолях, ВИЧ – инфекции, СПИД, врожденных и приобретенных физических дефектах).
4.
Проводить патопсихологическое исследование эмоций при помощи опросника уровня тревожности
Спилбергера-Ханина и уровня депрессии
Зунга
(кафедра общей психологии)
5. Определять психологические аспекты умирания и смерти. Определять морально – этические, юридические аспекты эвтаназии.
5. Определять объем необходимых дополнительных клинических и инструментальных методов исследования и интерпретировать полученные результаты
(кафедра лучевой анатомии)
6. Определять механизм действия и точки приложения психотропных лекарственных средств
(кафедра фармакологии)
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №55. Пациентка Л., 30 лет на приеме у психотерапевта жалуется на сниженное настроение, ощущение тоски и печали, суицидальные высказывания, снижение работоспособности, нарушение сна. Что является анатомическим субстратом формирования отрицательных эмоций у данной пациентки?

182
А) Лимбическая система
В) Ретикулярная формация
С) Черная субстанция
D) Экстрапирамидная система
Е) Продолговатый мозг
Задание №56. Больной 30 лет. На прием к терапевту доставлен родителями. С их слов у больного на протяжении месяца наблюдается бессонница, депрессия. При осмотре: зрачки расширены, на свет не реагируют, отмечается слезотечение, насморк и чихание, «гусиная кожа», мышцы напряжены. Консультация какого специалиста поможет уточнить диагноз:
А) Психиатра
В) Невролога
С) Инфекциониста
D) Нарколога
Е) Реаниматолога
Задание №57. Для лечения нервной анорексии больной был назначен флуоксетин. К какой группе лекарственных препаратов относится данное средство:
А) Транквилизатор.
В) Антидепрессант.
С) Антипсихотик.
D) Психостимулятор.
Е) Ноотроп.
Задание №58. Больной Т. 55 лет, находится на лечении в кардиологическом отделении по поводу ИБС: стенокардии напряжения ФКII. Накануне у больного пропал аппетит, нарушился сон, стал вялым, появилось безразличие и апатия ко всему, возникли мысли вины. Лечащий врач по рекомендации психотерапевта, назначил амитриптилин. Назовите механизм действия данного препарата:
А) Пресинаптическая стимуляция выброса серотонина и норадреналина
В) Ингибирование обратного захвата серотонина
С) Ингибирование обратного захвата норадреналина
D) Необратимое ингибирование фермента моноаминоксидазы (МАО)
Е) Стимуляция фермента моноаминоксидазы (МАО)


183
Задание №59. Больной 40 лет. Злоупотребляет алкоголем 20 лет. Неоднократно лечился в психиатрической больнице. Через пьянство потерял работу, семью. Год назад пытался совершить суицидальную попытку. Больной находится в терапевтическом отделении с диагнозом: хр.гепатит, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, хр.панкреатит. На момент осмотра фон настроения снижен, двигательная активность резко ограничена. Высказывает суицидальные мысли. Ваша тактика в отношении данного больного.
А) Неотложная госпитализация в психиатрический стационар
В) Плановое лечение в наркологическом стационаре
С) Амбулаторное лечение под присмотром участкового психиатра
D) Плановое лечение в терапевтическом отделении после консультации психиатра
Е) Амбулаторное лечение под присмотром участкового нарколога
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология . – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы «Психологические аспекты зависимого, суицидального поведения, танатологии и эвтаназии» представлен на следующей странице.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28