Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

237
Глобальной целью реабилитационной деятельности является улучшение социального функционирования пациента при сокращении объемов профессионального вмешательства.
В качестве этапных, промежуточных или конкретных целей могут рассматриваться:
- достижение независимого функционирования пациента в обществе;
- преодоление нейрокогнитивного дефицита;
- предупреждение повторных обострений и регоспитализаций;
- развитие эффективных стратегий совладения с болезнью;
- удовлетворенность пациента своей жизнью и т.д.
Модель медико-социальной реабилитации предусматривает выделение трех сфер, на которые оказывается то или иное терапевтическое воздействие:

сфера повреждения (психическое расстройство, выраженное в конкретном категориальном диагнозе);

сфера функциональной недостаточности (дисфункция личности);

сфера ограничения (дефекта) социальной активности пациента.
Принципиальные различия в содержании различных уровней несостоятельности пациента находят отражения при разработке целей реабилитации и методов воздействия на пациента (табл.). При этом лечение психического расстройства (купирование симптомов) осуществляется в обычном психиатрическом стационаре, восстановление утраченных навыков – в отделении психосоциальной реабилитации, а повышении социально-ролевого функционирования – во внебольничных условиях по месту жительства. Поэтому целесообразно выделять три этапа медико-социальной реабилитации:
1. Этап медицинской реабилитации.
2. Госпитальный этап медико-социальной реабилитации.
3. Экстрагоспитальный (внебольничный) этап социальной реабилитации.

238
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28

Модель медико-социальной реабилитации
Сферы воздействия
Повреждение
(психическое расстройство)
Функциональная несостоятельность
(дисфункция личности)
Ограничения (дефект) социальной активности
Определение сферы воздействия
Утрата (снижение, извращение, аномалия) психических функций и процессов
Неспособность
(ограниченная способность) личности использовать навыки и выполнять социально полезные действия
Невозможность адекватного социально-ролевого функционирования в различных сферах
Цель
Редукция или устранение симптомов психического расстройства
(достижение терапевтического инсайта)
Формирование навыков и умений, необходимых для повышения уровня функционирования личности
Интеграция пациентов в сообщество и приспособление к требованиям реального окружения
(достижение независимого функционирования пациента в обществе, расширение реальных полномочий, улучшение качества жизни).
Методы воздействия
Фармакотерапия, психотерапия, групповая терапия
1. Психообразова тельные и обучающие программы.
2. Тренинг социальных навыков
Различные приемы поддержки окружения, направленные на создание условий
(возможностей) для реализации навыков и оптимизации социального функционирования в обычной для пациента сфере
Место проведения
Отделение кризисных состояний
Отделение медико- социальной реабилитации
По месту жительства
(в сообществе)
Задание 1. В общесоматической поликлинике вывешен санбюллетень, посвященный проблемам депрессии. Данное мероприятие относится к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;

239 4. Третичной психопрофилактике;
5. Психологической реабилитации.
Задание 2. В школе подросткам прочитана лекция о вреде алкоголя. Данное мероприятие относится к проблемам:
1. Возрастной психогигиены;
2. Психогигиены труда и быта;
3. Психогигиены семьи;
4. Психопрофилактики;
5. Реабилитации.
Задание 3. Врач-терапевт дает рекомендации пациенту К., 68 лет, предлагая занятия физкультурой в группе здоровья, прогулки на свежем воздухе два раза в день, дозированную физическую нагрузку на дачном участке, посещение групповых психотерапевтических занятий. Данные мероприятия относятся к проблемам:
1. Возрастной психогигиены;
2. Психогигиены труда и быта;
3. Психогигиены семьи;
4. Психопрофилактики;
5. Реабилитации.
Задание 4. При поступлении на работу в органы внутренних дел претенденты проходят психологическое тестирование, направленное на определение особенностей основных психических функций, структуры личности, склонности к агрессивному и аутоагрессивному поведению. Данное мероприятие относится к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Психологической реабилитации.
Задание 5. Молодая пара обратилась в центр психологического консультирования с просьбой определить их психологическую совместимость для создания семьи. Им предложено посетить курс лекций и групповых занятий, на которых рассматриваются вопросы мотивов вступления в брак, гармоничной семейной жизни, гармонии сексуальных отношений. Данные мероприятия относятся к проблемам:
1. Возрастной психогигиены;
2. Психогигиены труда и быта;
3. Психогигиены семьи;


240 4. Психопрофилактики;
5. Реабилитации.
Задание 6. В общесоматической больнице психолог каждые полгода проводит обследование врачей и медицинского персонала с целью определения признаков эмоционального выгорания и сопряженных с ним психопатологических и соматических симптомов. Данное мероприятие относится к:
1. Психогигиене;
2.Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Психологической реабилитации.
Задание 7. Больной К., 18 лет. Через 2 недели после купирования острых симптомов первого психотического эпизода (острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении) поступил в реабилитационное отделение. Подбор адекватной психофармакотерапии с целью полного купирования остаточных явлений перенесенного психоза относится к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Реабилитации.
Задание 8. Больная В., 45 лет, находится на лечении в психиатрической больнице по поводу умеренного депрессивного эпизода, развившегося после внезапной смерти мужа. Помимо медикаментозной терапии, больная посещает групповые занятия, направленные на выработку у пациентки навыков жизни без поддержки супруга, с ней проводится индивидуальная психотерапевтическая работа с высоким уровнем эмоциональной поддержки. Данная система мероприятий относится к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Реабилитации.
Задание 9. Больной В., 45 лет. В течение 20 лет страдает шизофренией. Является инвалидом III группы, работает лаборантом. Регулярно посещает занятия в Клубе бывших пациентов, индивидуальные и групповые психотерапевтические сеансы. Считает, что его

241 относительно стабильному состоянию помогает не только регулярный прием медикаментов, но и психологическая поддержка, которая настраивает его на постоянный прием лекарств, работу, помощь родителям по дому. Проводимые по отношению к больному мероприятия относятся к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Реабилитации.
Задание 10. Больной Е., 26 лет, в течение 3-х лет страдает шизофренией, после очередного обострения, спровоцированного скандалом между родителями, находится на лечении в психиатрическом стационаре. В отделении больного посещает только мать, по словам которой, муж (отец) отказывается признать наличие болезни у сына, считает его лентяем, обвиняет мать в том, что она «покрывает бездельника». По этому поводу в семье часто бывают скандалы, во время которых мать защищает сына, а больной «закрывается в своей комнате и плачет». После разъяснительной беседы и купирования у больного психотических симптомов семья включена в программу семейной терапии, занятия посещают все члены семьи. Данная система мероприятий относится к:
1. Психогигиене;
2. Первичной психопрофилактике;
3. Вторичной психопрофилактике;
4. Третичной психопрофилактике;
5. Реабилитации.
Психотерапия дословно означает «лечение души» (от греч. psyche – душа, therapeia – лечение). Определения термина «психотерапия» включают такие понятия как больной, болезнь или здоровье, лечебные воздействия. Существует множество вариантов определения понятия «психотерапия», например:
- система лечебных воздействий на психику и через психику – на организм человека;
- специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
- процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание;


242
- целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами (Кратохвил).
Психотерапевтическое вмешательство (психотерапевтическая интервенция) – вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия (методов психотерапии).
При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории
(психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, "опытная") соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.
Современные методы психотерапии.
Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Личность, по Фрейду, состоит из трех основных компонентов. Первый компонент – «ид», оно – резервуар бессознательной энергии, включающий базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются (Эрос – инстинкт удовольствия и секса, Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или аутоагрессию). «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. действует согласно принципу удовольствия.
Второй компонент личности – «эго», я – разум. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира, т.е. действует согласно принципу реальности. «Эго» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствие осознания или отреагирования импульсов, исходящих из «ид», «Эго» - исполнительная власть личности.
Третий компонент личности – «суперэго» - развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. «Суперэго» - это наша совесть, наши «надо» и «нельзя». «Суперэго» действует на основе принципа морали, нарушение его норм приводит к чувству вины.
Инстинкты («ид»), разум («эго») и мораль («суперэго») часто приходят в столкновение между собой, в результате чего возникают интрапсихические
(психодинамические) конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения.
Личность проявляется в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого


243 спектра потребностей. В норме адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.
Наиболее важная функция «эго» - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Защитные механизмы (вытеснение, проекция, замещение, образование реакции, рационализация, отрицание, сублимация и др.) – это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций.
Невротическая тревога, по Фрейду, является сигналом того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.
В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики как метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддавая их анализу и критике, а психоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимости от значимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходным образом происходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания.
Психоанализ (и психоаналитически ориентированная психотерапия) ставит перед собой следующие задачи:
- добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;
- проработать конфликт, т.е. проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.
Основным показанием для применения психоаналитической психотерапии является анализируемость пациента (феномен, сходный с гипнабельностью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от личностных особенностей пациента, в первую очередь, от интенсивности мотивации на длительный процесс терапии, а также от способности снять контроль над своими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людьми. К противопоказаниям относят истерические личностные расстройства.