Файл: Вариант 1 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) работников, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;

б) работников рабочих профессий;

в) лиц, обязанных оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

г) работников, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;

д) работников, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

е) председателя (заместители председателя) и членов комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лиц, проводящих обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалистов по охране труда, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда;

ж) иных работников по решению работодателя.

Обращаем внимание на то, что новые Правила также обязывают работодателя обучить по специальной программе всех его работников, которые используют средства индивидуальной защиты. Периодичность данного обучения станет не реже 1 раза в 3 года. Новые Правила обучения содержат примерные перечни тем для программы вводного инструктажа по охране труда. Вместе с тем следует учитывать, что выданные до введения новых Правил в силу документы, подтверждающие проверку у работников знаний требований охраны труда, будут действительны до окончания их срока.

Кроме того, закрепляется нормативная обязанность - с 1 марта 2023 г. начнется ведение реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда; обученных; работодателей, которые обучают сотрудников самостоятельно4.

Действующий ТК предусматривает также право работников на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда.

По мнению специалистов, эта норма способствует повышению конкурентоспособности работника на рынке труда и тем самым направлена на обеспечение его трудовых прав.

Каждый работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим
Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК (см., например, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 г. N 88-5614/2021).

Согласно абз. 10 ч. 1 настоящей статьи работник правомочен на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права5.

Кроме того, работники, исходя из абз. 11 ч. 1 статьи, могут обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда.

Работник также имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Минтрудом разработаны Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников (приказ Минтруда от 15 сентября 2021 г. N 632н "Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников"). В соответствии с п. 2Рекомендаций учет микротравм работников рекомендуется осуществлять посредством сбора и регистрации информации о микротравмах. Учет ведется работодателем самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств.

Каждый работник также имеет право на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра6.

В случае наличия медицинских рекомендаций и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами внеочередным медосмотрам подлежат лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах; занятые на работах, связанных с движением транспорта; работающие в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях, а также у некоторых других работодателей (подробнее см.
приказ Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры").

2. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам могут быть предусмотрены как действующим ТК, так и непосредственно установлены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Действующий ТК определяет предоставление гарантий и компенсаций работникам, условия труда которых признаны опасными (ст. 92, 94, 116, 117, 146, 147, 216.2, 220 ТК). Данные нормы ТК посвящены регламентации определения порядка предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, требований к раскрытию информации об условиях труда, установлению повышенного размера оплаты труда, проведению обязательных предварительных и периодических медосмотров.

Конституционным Судом РФ в определении от 26 мая 2016 г. N 952-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 92, 117, 146, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации"7 подчеркнуто, что с целью введения для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов, законодатель в настоящем Кодексе для указанных лиц предусмотрел комплекс компенсационных мер, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92), повышенную оплату труда (ст. 147), а также закрепил порядок их реализации (чч. 2 и 3 ст. 147).

Закрепление таких мер в законе, как отмечал Конституционный Суд РФ в определении от 7 февраля 2013 г. N 135-О, обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, то есть преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.
Статья 152 ТК в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника), направлена на защиту интересов работников8.

Часть 3 статьи позволяет работодателю в рамках коллективного договора или локального нормативного акта предусмотреть выплату повышенных компенсаций или дополнительные гарантии работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, исходя из оценки финансово-экономического положения работодателя.

Предусмотренное правило соответствует положению ст. 41 ТК, предусматривающей, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В качестве дополнительно установленных локальным нормативным актом, коллективным договором гарантий можно рассматривать дополнительный отпуск. Так, как следует из Письма Роструда от 04 декабря 2020 г. N ПГ/55760-6-1 "Об использовании дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда", более продолжительный отпуск может быть установлен работнику на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, а также локального нормативного акта9.

Обратим внимание на то, что в отдельных случаях законодательство прямо указывает на необходимость определения порядка дополнительных стимулирующих выплат и гарантий в коллективном договоре. Например, в целях учета особенностей режима труда работников угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятых на подземных работах в шахте, Правительство в постановлении от 15 мая 1998 г. N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно" приняло решение определить доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах (включая начальников участков), за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно из расчета применяемой на шахте тарифной ставки горнорабочего подземного 3 разряда.


Оформление предоставления работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, предусмотренное ч. 3рассматриваемой статьи сопровождается внесением данных положений во все соответствующие внутренние локальные нормативные акты. Так, условия о повышенной оплате труда должны содержаться в положении об оплате труда работодателя, а информация о сокращенном рабочем времени и дополнительном отпуске закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того, при наличии в организации коллективного договора, данная информация дублируется и в нем.

Следует обратить внимание на желательность закрепления прав на предоставление дополнительных компенсаций отдельным работникам непосредственно в их трудовых договорах.

В ч. 4 закреплено правило, предусматривающее, что гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, закрепленные в ТК, не устанавливаются в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

Таким образом, в рассматриваемой статье прямо подчеркнуто, что право на доплаты за вредность и опасность в соответствии с ТК положено только за работу в признанных законом вредных или опасных условиях. Данный вывод подтверждается практикой применения ТК.

Пример: как следует из материалов дела, проверкой выявлено нецелевое использование средств в размере доплат компенсационного характера, выплаченных в составе зарплаты медицинским работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда. Размер средств, подлежащих возврату, и сумма штрафа были отражены в акте.

Суд установил, что результаты специальной оценки условий труда подтвердили улучшение условий труда медицинских работников; необходимость в установлении повышенной оплаты труда, доплат компенсационного характера медицинским работникам за вредные (опасные) условия труда отсутствует. Суд признал выплаты за вредность работникам с допустимыми условиями труда нецелевыми расходами10.

Библиографический список


  1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность труда в техносфере [Электронный ресурс] : учеб. пособие в 2-х частях Ч. 1 / В. И. Татаренко, В. Л. Ромейко, О. П. Ляпина; СГУГиТ. – Новосибирск: СГУГиТ, 2015. – 274 с. – Режим доступа: http://lib.sgugit.ru – Загл. с экрана

  2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность труда в техносфере [Текст] : уч. пособие в 2-х частях. Ч. 1 / В. И. Татаренко, В. Л. Ромейко, О. П. Ляпина; СГУГиТ. – Новосибирск: СГУГиТ, 2015. – 274 с.

  3. ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200136072

  4. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : постановление Минтруда России, Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003. – Режим доступа : http://base.garant.ru/185522/

  5. Определение от 26 мая 2016 г. N 952-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 92, 117, 146, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации"

  6. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"

  7. Постановление АС Дальневосточного округа от 03 марта 2022 г. по делу N А73-10554/2021

  8. Письмо Роструда от 04 декабря 2020 г. N ПГ/55760-6-1 "Об использовании дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда"

  9. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 197-ФЗ от 30.12.2001. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

  10. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssga.ru/main/kafedra_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.html