Файл: 1. Понятие финансов как правовой и экономической категории. Значение и функции финансов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕКЛАМА
Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций или завершения отчетного периода (финансового года). Данный вид контроля позволяет проверить целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и проверки финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения полученных результатов от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходности и др. На практике считается, что последующий финансовый контроль наиболее эффективен, поскольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуществления финансовых операций от планирования до проведения и получения конечных результатов. Последующий финансовый контроль позволяет сделать выводы об эффективности всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:
- на бюджетный;
- налоговый;
- банковский;
- страховой;
- валютный и др.
Данные виды финансового контроля будут рассмотрены в со- ответствующих разделах.
21. Методы финансового контроля.
Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель — проверку соответствия фактической финансовой деятельности действующему законодательству.
К основным методам финансового контроля относятся:
1) наблюдение;
2) проверка;
3) обследование;
4) анализ;
5) ревизия;
6) аудит.
Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.
Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства1.
В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учетных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является единичным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности.
Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и
Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки
могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко- номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.
Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например, себестоимости продукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса
Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко- номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.
Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например, себестоимости продукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса
Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и
финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо- зяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
2) исполнение смет расходов;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;
4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
7) операции с основными средствами и нематериальными активами;
8) операции, связанные с инвестициями;
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу- лируются различными нормативными правовыми актами, в том числе
Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации»1, приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской
Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо- зяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
2) исполнение смет расходов;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;
4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
7) операции с основными средствами и нематериальными активами;
8) операции, связанные с инвестициями;
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу- лируются различными нормативными правовыми актами, в том числе
Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации»1, приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской
Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.
По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические. Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности.
В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.
По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком- плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).
По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии.
Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.
Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста- навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.
По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следствен- ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.
Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.
Следует также отметить, что обязательный аудит — это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое примене- ние. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным законом от
7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпри- нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за- конодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской
Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве
хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин- дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом
(например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных
(складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее
25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством
Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за- ключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу- дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с
22.
Аудиторский финансовый контроль
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин- дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом
(например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных
(складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее
25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством
Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за- ключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу- дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с
22.
Аудиторский финансовый контроль
1 2 3 4 5 6 7
Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденным этим Указом
Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденным этим Указом
Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, которые утратили силу с принятием Указа Президента от 13.12.2001 №1459 и ФЗ от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
В соответствии с данными нормативными актами, аудиторская
деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие услуги:
постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований;
проведение НИОКР в области, связанной и аудиторской деятельностью и многое другое.
Аудиторы и аудиторские фирмы, прошедшие аттестацию, начинают свою деятельность после государственной регистрации, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление аудита выдаются