Файл: Основные сведения из гидравлики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При капитальных ремонтах необходимо осматривать резьбу конца штока и сечений других деталей, а также проверять приле­гание опорных поверхностей сборочных единиц. Результаты про­верки технического состояния кривошипно-шатунного механизма заносят в ремонтную книгу с указанием ответственного лица за проверку.

Одна из наиболее сложных деталей — в а л, поломка которого выводит компрессор или насос из строя на продолжительное вре­мя. Причинами поломки вала могут быть неправильная установка в подшипниках, пороки в металле, дефекты при изготовлении, об­щие аварии (обрывы штоков, шатунных болтов и т. п.). Во время ремонта выясняют причины поломки вала, чтобы избежать их при изготовлении, монтаже и эксплуатации нового вала.

При проверке технического состояния вала могут быть обнару­жены риски и задиры на поверхности шеек, овальность и конус­ность коренных и шатунных шеек, а также превышающие допуски биения отдельных шеек, прогиб вала. В этом случае проводят про­точку, а затем опиловку и шлифовку шеек вала.

В большинстве случаев причиной возникновения остаточного прогиба вала центробежных компрессоров и насосов в процессе эксплуатации является местный односторонний нагрев.

Прогиб коленчатого вала происходит главным образом из-за чрезмерных поршневых усилий, возникающих при гидравлических, механических ударах и резком повышении давления в цилиндре. Изогнутые валы подвергают правке.

Если во время осмотра вала обнаружены трещины, излом или скручивание, то такой вал заменяют. Для предупреждения поло­мок систематически проводят ревизии вала.

Во время ремонта осматривают шейки и щеки вала •с помощью лупы в местах наибольших напряжений, особенно по галтелям. Изменяют диаметры всех шеек, чтобы установить сте­пень их износа, овальности или конусности. При наличии задиров и забоин шеек дефекты устраняют зачисткой и шлифованием. Шейки проверяют на биение индикатором, очищают, продувают и промы­вают смазочные каналы. Биение коренных шеек допускается 0,03— 0,05 мм. Допускаемые в эксплуатации овальность и конусность ше­ек в зависимости от диаметра шейки равны 0,15—0,5 мм.

Ремонт подшипников скольжения заключается в перезаливке или восстановлении баббита вкладышей. Перезалива ют вкладыши подшипников при уменьшении толщины баббитового слоя более чем на половину первоначальной толщины, выкрошива-нии, растрескивании и отставании баббита более чем на 30% по­верхности вкладыша, при выплавлении баббитового ,слоя. Новые вкладыши растачивают на токарном станке и подгоняют по шейке вала и наружной (опорной) поверхности. Незначительно изношен­ные и частично поврежденные вкладыши ремонтируют. При уве­личенных зазорах между шейками вала и вкладышами наплавля­ют продольные баббитовые полоски определенных размеров. За­тем вкладыш подгоняют к шейке шабрением.


Раковины, небольшое подплавление баббита, откалывание уг­лов и неглубокие трещины на рабочей поверхности вкладыша уст­раняют пайкой или наплавкой дефектного места баббитом одина­ковой марки.

В процессе сборки подшипника должны быть соблюдены уста­новленные зазоры и натяг между крышкой и вкладышем. Зазор в коренных подшипниках зависит от диаметра шейки.

При контроле подшипников скольжения проверяют боковые за­зоры, осматривают техническое состояние баббитовой заливки» проверяют прилегание поверхности вкладышей к шейкам вала и тыльной стороны вкладышей к постелям (гнездам), а также зазор под верхними вкладышами. Если необходимо, вкладыши ремонти­руют или перезаливают, а зазоры регулируют.

Подшипники качения не ремонтируют, их заменяют. Поэтому ремонт шейки вала и подшипника качения заключается в разборке подшипника, ремонте шейки и сборке подшипника. Под­шипник считается изношенным, если при осмотре обнаружены сле­дующие дефекты: выработка и задиры на беговых дорожках и по­верхностях качения; выработка и повреждения мест посадки под­шипника в корпусе или на валу, увеличенные зазоры между по­верхностями качения и обоймами, увеличение в радиальных под­шипниках радиального зазора, в радиально-упорных — осевого.

При разборке подшипников качения необходимо не повредить вал и внутреннюю поверхность гнезда в корпусе.

Длительная безаварийная работа подшипников в основном за­висит от качества сборки.
§ 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов

Лабиринтные уплотнения применяют в центробеж­ных компрессорах и турбинах для предотвращения утечки газа или? пара наружу и между ступенями. Неправильная сборка или пов­реждение лабиринтных уплотнений снижает производительность, компрессора и может вызвать аварию. Повреждение лабиринтных, уплотнений происходит из-за осевого сдвига ротора, превышающе­го осевой зазор, вибрации ротора с амплитудой колебания больше-установленного зазора, недостаточных зазоров в уплотнениях, не­удовлетворительной запрессовки гребней в пазах обоймы, небреж­ной укладки ротора или установки верхней крышки. В результате; 230этих причин гребешки лабиринтных уплотнений могут быть смя­ты, срезаны, иметь местные обрывы и выкрошивания, а также ос­лабления апазах. Сработанные и выкрошившиеся гребешки уплот­нений удаляют из пазов и заменяют. Смятые лабиринтные уплот­нения выправляют и заостряют трехгранными шаберами. Ослаб­ленные гребни укрепляют. Если уплотнение состоит из запрессо­ванных в корпусе или укрепленных на валу плоских колец из мяг­кого металла, То радиальные зазоры уменьшают оттягиванием ко­лец плоскогубцами с последующей опиловкой по окружности.



При подгонке и сборке лабиринтных уплотнений определяют размер осевых и радиальных зазоров. Боковые радиальные зазо­ры измеряют щупом в плоскости горизонтального разъема корпуса машины, нижние и верхние радиальные зазоры —с помощью свин­цовых полосок, укладываемых в нескольких местах между уплот­нениями вала и корпуса. Нижние зазоры можно также измерять длинными ленточными щупами. Если радиальные зазоры превы­шают установленный размер, то лабаринтные кольца или сегменты заменяют. При небольших зазорах соответствующие места уплот­нений подшабривают.

На размер осевых зазоров существенно влияют некоторый сдвиг ротора, износ баббитового слоя упорных подшипников и не­одинаковые температурные удлинения ротора и корпуса. Осевые зазоры в горизонтальном разъеме машины проверяют с помощью щупа при собранном упорном подшипнике и сдвинутом в крайнее рабочее положение роторе. Размер осевых зазоров в лабиринтных уплотнениях регулируют, изменяя толщину дистанционных прокла­док упорного подшипника. Одновременно проверяют, соблюдены ли осевые зазоры между дисками рабочих колес и направляющи­ми аппаратами. Размер всех зазоров указывают в инструкции по эксплуатации и ремонту.

В думмисах основная неисправность — подработка или повреждение лабиринтного уплотнения, которое ремонтируют так же, как концевые и промежуточные уплотнения. Результаты изме­рений радиальных и осевых зазоров записывают в ремонтную кни­гу центробежной компрессорной установки.

При капитальном ремонте компрессоров контролируют конце-ные, промежуточные и думмисные лабиринтные уплотнения. Про­мывают и очищают от отложений лабиринтные уплотнения, прове­ряют их техническое состояние, осевые и радиальные зазоры. Об­наруженные дефекты в уплотнениях устраняют.
§ 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем

В циркуляционных смазочных системах компрессоров и насо­сов применяют роторные шестеренные и центробежные маслона-сосы.

Уменьшение создаваемого напора или прекращение подачи масла — основные неисправности главных маслонасосов, которыепроисходят из-за увеличения осевых и радиальных зазойов, пов­реждения зубьев шестерен.

Зазоры между шестернями и корпусом (радиальные; зазоры) проверяют щупом. При износе внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности (головки зубьев) шестерен и зазоре между ними выше 0,25 мм изношенные части заменяют. Шестерни с по­врежденными зубьями заменяют.


Уменьшение создаваемого напора и подачи в макросистеме вы­зывается также чрезмерным износом втулок осей шестерен. При этом увеличиваются боковой и радиальный зазоры в зацеплении зубьев шестерен насоса, нормальное значение которых должно не превышать 0,05 мм. Если шестерни имеют в зацеплении увеличен­ные зазоры, то их заменяют. Зазор между втулкой и шестерней должен быть минимальным и обеспечивать свободное, без заеда­ний вращение валиков шестерен. Изношенные втулки в крышках маслонасоса заменяют, запрессовывая новые. Зазор между новы­ми втулками и валиками шестерен должен быть в пределах нормы.

При ремонте насоса проверяют техническое состояние выходно­го клапана и его пружины. Ослабленные пружины заменяют. На­рушение плотности клапана и износ устраняют притиркой.

Все каналы в корпусе, крышках и втулках перед сборкой тща­тельно очищают и промывают. Для нор:мальной работы валик шестеренного насоса должен быть соосен с приводом. Отказ в работе маслонасосов происходит вследствие поломки деталей его привода. Пришедшие в негодность детали привода насоса заме­няют.

В центробежных маслонасосах при увеличении зазора между рабочим колесам и корпусом, подсосе воздуха и повреждении на­порного трубопровода падает создаваемый напор. В первом слу­чае насос разбирают и устанавливают необходимые зазоры. При подсосе воздуха проверяют плотность фланцевых соединений на всасывающем трубопроводе и в случае необходимости подтяги­вают сальник на линии всасывания. Поврежденный маслопровод ремонтируют обычно электро- или газосваркой.

Так как вспомогательные маслонасосы центробежных комп­рессорных установок находятся в работе весьма ограниченное время, то разбирают их для проверки только при капитальных ремонтах установок. При разборке насоса проверяют техническое состояние поверхностей трения деталей, измеряют рабочие зазо­ры и устраняют обнаруженные неисправности.

В многоплунжерном маслонасосе (лубрикаторе) давление мас­ла может упасть из-за ослабления натяжения пружин межсту­пенчатого или выходного клапана. В этом случае надо увели­чить натяжение пружин. Поломки элементов привода (системы рычагов, вала, редуктора) могут привести к остановке маслона­соса. Значительный износ вилки и эксцентрика уменьшает пода­чу насоса. Изношенные детали заменяют.

Для нормального охлаждения масла систематически очищают холодильник масла. Внутренние поверхности трубок холодильни­ка чистят шом полами с обмотками из тряпок, а при плотной за­бивке трубок отложениями сверлами, приваренными к длинным металлическим вороткам. Внешнюю сторону трубок и холодиль­ник чистят какими-либо растворителями шлама, например ди­хлорэтаном.


Чтобы проверить плотность и целостность трубок, масляный холодильник подвергают гидравлическому испытанию. Обнару­женные неисправности трубки заменяют или глушат металличе­скими пробками.

В смазочной системе установлены обычно два или один двух­секционный маслофильтр. С помощью трехходового крана отклю­чают один фильтр или одну его секцию для очистки и промывки.

Во время капитального ремонта масляный бак со змеевиками разбирают и тщательно очищают щетками и ремонтными салфет­ками, омоченными в керосине. Не реже одного раза в три года полностью разбирают трубопроводы и арматуру маслосистемы. Трубопроводы чистят ершами, смоченными в керосине, промы­вают растворителем для очистки от остатков отложений, пропа­ривают и затем продувают сжатым воздухом. В арматуре заме­няют сальниковые набивки и притирают клапаны или пробки к корпусам.

Маслосистему после сборки испытывают на плотность возду­хом под давлением не ниже 0,3 МПа. Обнаруженные пропуски устраняют подтягиванием фланцев, сальников или повторной за­меной уплотнений.

После ремонта и ревизии маслосистемы ее заполняют опре­деленным видом масла.

Чтобы избежать попадания в подшипники механических ча­стиц, случайно оставшихся в маслосистеме после ремонта, во фланцах маслопроводов перед каждым подшипником устанавли­вают фильтры из плотной материи или латунной сетки. В тече­ние часа масло прокачивают по системе, после чего временные фильтры снимают.

Ежесменное обслуживание и проведение систематических ре­визий всех элементов масляной системы — одно из основных ус­ловий безаварийной работы агрегата.
§ 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования

К вспомогательному оборудованию относят буферные емкости, установленные на линиях всасывания и нагнетания, межступен­чатые газовые холодильники, фильтры для очистки жидкостей и газов, масловлагоотделители, газосборники и другие емкости. Вспомогательное оборудование связано между собой, а также с компрессором или насосом системами газовых и жидкостных тру­бопроводов, снабженных запорной и пускорегулирующей арма­турой, предохранительными клапанами и обратными затворами. Все вспомогательное оборудование контролируют но время эксплуатации, плановых остановок для осмотра оборудования. Выборочный и полный контроль выполняют при текущих и капи­тальных ремонтах. Под выборочным контролем подразумевается контроль не .менее двух участков газопровода, наиболее подвер­женных коррозии, эрозии, тепловой нагрузке и воздействию пуль­сирующего потока газа, а также аппаратов или участков газо­провода, вызывающих сомнения в дальнейшей безопасной работе но результатам предыдущего эксплуатационного контроля. Под полным контролем подразумевается контроль всего вспомогатель­ного оборудования и газопровода.