ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При капитальных ремонтах необходимо осматривать резьбу конца штока и сечений других деталей, а также проверять прилегание опорных поверхностей сборочных единиц. Результаты проверки технического состояния кривошипно-шатунного механизма заносят в ремонтную книгу с указанием ответственного лица за проверку.
Одна из наиболее сложных деталей — в а л, поломка которого выводит компрессор или насос из строя на продолжительное время. Причинами поломки вала могут быть неправильная установка в подшипниках, пороки в металле, дефекты при изготовлении, общие аварии (обрывы штоков, шатунных болтов и т. п.). Во время ремонта выясняют причины поломки вала, чтобы избежать их при изготовлении, монтаже и эксплуатации нового вала.
При проверке технического состояния вала могут быть обнаружены риски и задиры на поверхности шеек, овальность и конусность коренных и шатунных шеек, а также превышающие допуски биения отдельных шеек, прогиб вала. В этом случае проводят проточку, а затем опиловку и шлифовку шеек вала.
В большинстве случаев причиной возникновения остаточного прогиба вала центробежных компрессоров и насосов в процессе эксплуатации является местный односторонний нагрев.
Прогиб коленчатого вала происходит главным образом из-за чрезмерных поршневых усилий, возникающих при гидравлических, механических ударах и резком повышении давления в цилиндре. Изогнутые валы подвергают правке.
Если во время осмотра вала обнаружены трещины, излом или скручивание, то такой вал заменяют. Для предупреждения поломок систематически проводят ревизии вала.
Во время ремонта осматривают шейки и щеки вала •с помощью лупы в местах наибольших напряжений, особенно по галтелям. Изменяют диаметры всех шеек, чтобы установить степень их износа, овальности или конусности. При наличии задиров и забоин шеек дефекты устраняют зачисткой и шлифованием. Шейки проверяют на биение индикатором, очищают, продувают и промывают смазочные каналы. Биение коренных шеек допускается 0,03— 0,05 мм. Допускаемые в эксплуатации овальность и конусность шеек в зависимости от диаметра шейки равны 0,15—0,5 мм.
Ремонт подшипников скольжения заключается в перезаливке или восстановлении баббита вкладышей. Перезалива ют вкладыши подшипников при уменьшении толщины баббитового слоя более чем на половину первоначальной толщины, выкрошива-нии, растрескивании и отставании баббита более чем на 30% поверхности вкладыша, при выплавлении баббитового ,слоя. Новые вкладыши растачивают на токарном станке и подгоняют по шейке вала и наружной (опорной) поверхности. Незначительно изношенные и частично поврежденные вкладыши ремонтируют. При увеличенных зазорах между шейками вала и вкладышами наплавляют продольные баббитовые полоски определенных размеров. Затем вкладыш подгоняют к шейке шабрением.
Раковины, небольшое подплавление баббита, откалывание углов и неглубокие трещины на рабочей поверхности вкладыша устраняют пайкой или наплавкой дефектного места баббитом одинаковой марки.
В процессе сборки подшипника должны быть соблюдены установленные зазоры и натяг между крышкой и вкладышем. Зазор в коренных подшипниках зависит от диаметра шейки.
При контроле подшипников скольжения проверяют боковые зазоры, осматривают техническое состояние баббитовой заливки» проверяют прилегание поверхности вкладышей к шейкам вала и тыльной стороны вкладышей к постелям (гнездам), а также зазор под верхними вкладышами. Если необходимо, вкладыши ремонтируют или перезаливают, а зазоры регулируют.
Подшипники качения не ремонтируют, их заменяют. Поэтому ремонт шейки вала и подшипника качения заключается в разборке подшипника, ремонте шейки и сборке подшипника. Подшипник считается изношенным, если при осмотре обнаружены следующие дефекты: выработка и задиры на беговых дорожках и поверхностях качения; выработка и повреждения мест посадки подшипника в корпусе или на валу, увеличенные зазоры между поверхностями качения и обоймами, увеличение в радиальных подшипниках радиального зазора, в радиально-упорных — осевого.
При разборке подшипников качения необходимо не повредить вал и внутреннюю поверхность гнезда в корпусе.
Длительная безаварийная работа подшипников в основном зависит от качества сборки.
§ 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
Лабиринтные уплотнения применяют в центробежных компрессорах и турбинах для предотвращения утечки газа или? пара наружу и между ступенями. Неправильная сборка или повреждение лабиринтных уплотнений снижает производительность, компрессора и может вызвать аварию. Повреждение лабиринтных, уплотнений происходит из-за осевого сдвига ротора, превышающего осевой зазор, вибрации ротора с амплитудой колебания больше-установленного зазора, недостаточных зазоров в уплотнениях, неудовлетворительной запрессовки гребней в пазах обоймы, небрежной укладки ротора или установки верхней крышки. В результате; 230этих причин гребешки лабиринтных уплотнений могут быть смяты, срезаны, иметь местные обрывы и выкрошивания, а также ослабления апазах. Сработанные и выкрошившиеся гребешки уплотнений удаляют из пазов и заменяют. Смятые лабиринтные уплотнения выправляют и заостряют трехгранными шаберами. Ослабленные гребни укрепляют. Если уплотнение состоит из запрессованных в корпусе или укрепленных на валу плоских колец из мягкого металла, То радиальные зазоры уменьшают оттягиванием колец плоскогубцами с последующей опиловкой по окружности.
При подгонке и сборке лабиринтных уплотнений определяют размер осевых и радиальных зазоров. Боковые радиальные зазоры измеряют щупом в плоскости горизонтального разъема корпуса машины, нижние и верхние радиальные зазоры —с помощью свинцовых полосок, укладываемых в нескольких местах между уплотнениями вала и корпуса. Нижние зазоры можно также измерять длинными ленточными щупами. Если радиальные зазоры превышают установленный размер, то лабаринтные кольца или сегменты заменяют. При небольших зазорах соответствующие места уплотнений подшабривают.
На размер осевых зазоров существенно влияют некоторый сдвиг ротора, износ баббитового слоя упорных подшипников и неодинаковые температурные удлинения ротора и корпуса. Осевые зазоры в горизонтальном разъеме машины проверяют с помощью щупа при собранном упорном подшипнике и сдвинутом в крайнее рабочее положение роторе. Размер осевых зазоров в лабиринтных уплотнениях регулируют, изменяя толщину дистанционных прокладок упорного подшипника. Одновременно проверяют, соблюдены ли осевые зазоры между дисками рабочих колес и направляющими аппаратами. Размер всех зазоров указывают в инструкции по эксплуатации и ремонту.
В думмисах основная неисправность — подработка или повреждение лабиринтного уплотнения, которое ремонтируют так же, как концевые и промежуточные уплотнения. Результаты измерений радиальных и осевых зазоров записывают в ремонтную книгу центробежной компрессорной установки.
При капитальном ремонте компрессоров контролируют конце-ные, промежуточные и думмисные лабиринтные уплотнения. Промывают и очищают от отложений лабиринтные уплотнения, проверяют их техническое состояние, осевые и радиальные зазоры. Обнаруженные дефекты в уплотнениях устраняют.
§ 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
В циркуляционных смазочных системах компрессоров и насосов применяют роторные шестеренные и центробежные маслона-сосы.
Уменьшение создаваемого напора или прекращение подачи масла — основные неисправности главных маслонасосов, которыепроисходят из-за увеличения осевых и радиальных зазойов, повреждения зубьев шестерен.
Зазоры между шестернями и корпусом (радиальные; зазоры) проверяют щупом. При износе внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности (головки зубьев) шестерен и зазоре между ними выше 0,25 мм изношенные части заменяют. Шестерни с поврежденными зубьями заменяют.
Уменьшение создаваемого напора и подачи в макросистеме вызывается также чрезмерным износом втулок осей шестерен. При этом увеличиваются боковой и радиальный зазоры в зацеплении зубьев шестерен насоса, нормальное значение которых должно не превышать 0,05 мм. Если шестерни имеют в зацеплении увеличенные зазоры, то их заменяют. Зазор между втулкой и шестерней должен быть минимальным и обеспечивать свободное, без заеданий вращение валиков шестерен. Изношенные втулки в крышках маслонасоса заменяют, запрессовывая новые. Зазор между новыми втулками и валиками шестерен должен быть в пределах нормы.
При ремонте насоса проверяют техническое состояние выходного клапана и его пружины. Ослабленные пружины заменяют. Нарушение плотности клапана и износ устраняют притиркой.
Все каналы в корпусе, крышках и втулках перед сборкой тщательно очищают и промывают. Для нор:мальной работы валик шестеренного насоса должен быть соосен с приводом. Отказ в работе маслонасосов происходит вследствие поломки деталей его привода. Пришедшие в негодность детали привода насоса заменяют.
В центробежных маслонасосах при увеличении зазора между рабочим колесам и корпусом, подсосе воздуха и повреждении напорного трубопровода падает создаваемый напор. В первом случае насос разбирают и устанавливают необходимые зазоры. При подсосе воздуха проверяют плотность фланцевых соединений на всасывающем трубопроводе и в случае необходимости подтягивают сальник на линии всасывания. Поврежденный маслопровод ремонтируют обычно электро- или газосваркой.
Так как вспомогательные маслонасосы центробежных компрессорных установок находятся в работе весьма ограниченное время, то разбирают их для проверки только при капитальных ремонтах установок. При разборке насоса проверяют техническое состояние поверхностей трения деталей, измеряют рабочие зазоры и устраняют обнаруженные неисправности.
В многоплунжерном маслонасосе (лубрикаторе) давление масла может упасть из-за ослабления натяжения пружин межступенчатого или выходного клапана. В этом случае надо увеличить натяжение пружин. Поломки элементов привода (системы рычагов, вала, редуктора) могут привести к остановке маслонасоса. Значительный износ вилки и эксцентрика уменьшает подачу насоса. Изношенные детали заменяют.
Для нормального охлаждения масла систематически очищают холодильник масла. Внутренние поверхности трубок холодильника чистят шом полами с обмотками из тряпок, а при плотной забивке трубок отложениями сверлами, приваренными к длинным металлическим вороткам. Внешнюю сторону трубок и холодильник чистят какими-либо растворителями шлама, например дихлорэтаном.
Чтобы проверить плотность и целостность трубок, масляный холодильник подвергают гидравлическому испытанию. Обнаруженные неисправности трубки заменяют или глушат металлическими пробками.
В смазочной системе установлены обычно два или один двухсекционный маслофильтр. С помощью трехходового крана отключают один фильтр или одну его секцию для очистки и промывки.
Во время капитального ремонта масляный бак со змеевиками разбирают и тщательно очищают щетками и ремонтными салфетками, омоченными в керосине. Не реже одного раза в три года полностью разбирают трубопроводы и арматуру маслосистемы. Трубопроводы чистят ершами, смоченными в керосине, промывают растворителем для очистки от остатков отложений, пропаривают и затем продувают сжатым воздухом. В арматуре заменяют сальниковые набивки и притирают клапаны или пробки к корпусам.
Маслосистему после сборки испытывают на плотность воздухом под давлением не ниже 0,3 МПа. Обнаруженные пропуски устраняют подтягиванием фланцев, сальников или повторной заменой уплотнений.
После ремонта и ревизии маслосистемы ее заполняют определенным видом масла.
Чтобы избежать попадания в подшипники механических частиц, случайно оставшихся в маслосистеме после ремонта, во фланцах маслопроводов перед каждым подшипником устанавливают фильтры из плотной материи или латунной сетки. В течение часа масло прокачивают по системе, после чего временные фильтры снимают.
Ежесменное обслуживание и проведение систематических ревизий всех элементов масляной системы — одно из основных условий безаварийной работы агрегата.
§ 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
К вспомогательному оборудованию относят буферные емкости, установленные на линиях всасывания и нагнетания, межступенчатые газовые холодильники, фильтры для очистки жидкостей и газов, масловлагоотделители, газосборники и другие емкости. Вспомогательное оборудование связано между собой, а также с компрессором или насосом системами газовых и жидкостных трубопроводов, снабженных запорной и пускорегулирующей арматурой, предохранительными клапанами и обратными затворами. Все вспомогательное оборудование контролируют но время эксплуатации, плановых остановок для осмотра оборудования. Выборочный и полный контроль выполняют при текущих и капитальных ремонтах. Под выборочным контролем подразумевается контроль не .менее двух участков газопровода, наиболее подверженных коррозии, эрозии, тепловой нагрузке и воздействию пульсирующего потока газа, а также аппаратов или участков газопровода, вызывающих сомнения в дальнейшей безопасной работе но результатам предыдущего эксплуатационного контроля. Под полным контролем подразумевается контроль всего вспомогательного оборудования и газопровода.