Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667  г. — Новоторговый устав, в соответствии с которыми русским торговым людям создавались более благоприятные (протекционистские) условия для торговли внутри страны. Иноземец, продававший товары в Архангельске, уплачивал 5% пошлины (от цены товара), но если он желал отвезти товар в какой-либо другой город, то размер пошлины удваивался. При этом ему разрешалось вести только оптовую торговлю. Торговать иноземцу с иноземцем иностранными товарами запрещалось.

В условиях расширения обмена товарами между отдельными районами страны происходило складывание всероссийского рынка. Происходило слияние отдельных территорий в единое экономическое пространство. Растущее хозяйственное взаимодействие укрепляло политическое единство страны.

Государственный строй в России во второй четверти ХVII в. можно определить как самодержавие с Боярской думой. С середины ХVII в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму.

Особенность формирования российского абсолютизма заключалась в том, что в условиях замедленного экономического развития, ограниченности правового пространства, слабости третьего сословия (торгово-ремесленного) инициатором реформ становится государство. Только при помощи государства в условиях преобладания натурального хозяйства, слабого развития товарно-денежных отношений можно было мобилизовать необходимые ресурсы для проведения эффективной внутренней и внешней политики.

Переход России к абсолютизму просматривается в изменении царского титула. На смену прежнего «Государь, царь и великий князь всея Руси» приходит «Божьей милостью великий государь, царь и великий князь, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержавец». В новом титуле присутствуют две идеи: божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.

Свидетельством усиления самодержавных основ государственной жизни стало принижение значимости Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, стал последним в русской истории: открытие Земского собора в 1683 г. не состоялось (на нем предполагалось обсудить условия Вечного мира с Речью Посполитой). Вместо Земских соборов начинают собираться односословные комиссии.

Окрепшая самодержавная власть больше не нуждалось в поддержке общероссийского сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями — приказами. Изменялся облик и характер деятельности Боярской думы. Во второй половине ХVII в. в ее составе возрастает
удельный вес думных дворян и думных дьяков, набиравшихся в силу лояльности верховной власти и личных способностей.

Одновременно возрастал численный состав Боярской думы. Если в 1638 г. в ее составе насчитывалось 35 человек, то в 1700 г. — уже 94. В результате это учреждение стало громоздким, неэффективным в своей деятельности. Поэтому Алексеем Михайловичем создается при Думе Государева комната, а Федором Алексеевичем - Расправная палата, состоявшая из узкого круга лиц. Последними предварительно обсуждались вопросы, которые выносились на заседание Думы.

ХVII век стал временем расцвета приказной системы. Это была сложная и весьма громоздкая система центральных учреждений. Не существовало единых принципов создания приказов, не было четкого распределения функций между ними. Могли учреждаться постоянные и временные приказы. Постоянно действовавшие приказы можно разделить на четыре группы: общегосударственные, областные, дворцовые и патриаршие.

Общегосударственные (Посольский, Разрядный, Поместный, Большой приход, Большая казна, Стрелецкий, Рейтарский, Иноземный, Оружейная палата, Пушкарский) - выполняли функции общегосударственного значения: ведали иностранными делами, финансами, армией и т. д. Областные (Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский, Смоленского княжества) — выполнялифункции местного значения. Дворцовые (Большого дворца, Казенный, Конюшенный, Сокольничий, Царская мастерская палата, Царицына мастерская палата) - ведали хозяйством царского двора. Патриаршие (Патриарший казенный, Патриарший дворцовый) — находились в подчинении патриарха и ведали всем, что относилось к обслуживанию нужд иерархов русской церкви.

На протяжении ХVII в. функционировало свыше 80 приказов. При этом количество приказных людей постоянно росло. В 1640 г. их было около 840, а в 1690 г. – 2800. Рост числа приказных людей свидетельствовал о повышении роли профессионалов в управлении государством.

К числу временных приказов относились: Тайных дел (контроль за деятельностью остальных приказов), Счетных дел (выполнявший контролирующие функции в области финансов) и Монастырский.

Имели место изменения и в организации местного управления. Территория страны делилась на уезды, количество которых достигло 250. Уезды в свою очередь делились на волости и станы, центром которых было село. Вся власть в уездах была передана в руки воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов. Данный факт подтверждал
тенденцию к централизации не только верховной, но и местной власти. Контроль за деятельностью воевод был слабым, что оборачивалось ростом произвола и злоупотреблений с их стороны.

В ХVII в. получают развитие разряды — военно-административные округа, создаваемые в пограничных районах. Их задача состояла в том, чтобы проводить мобилизацию сил для отпора неприятелю.

Для усиления армии, помимо дворянской конницы и стрельцов, были созданы «полки иноземного строя» — солдатские (пехота), рейтарские и гусарские (конные), драгунские (смешанной службы). Они набирались из вольных людей, обучались иноземными офицерами и действовали на основе Уставов. Эти полки предшествовали созданию регулярной армии.

В 1649 г., в условиях обострения социально-политической ситуации в стране, состоялся очередной Земский собор. На нем был принят новый свод государственных законов — Соборное Уложение, составленное комиссией во главе с князем Н. Одоевским. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. Первые статьи были посвящены преступлениям против церкви, царской власти, воевод, бояр. Критика светской и духовной власти жестоко каралась.

Уложение по своему характеру было закрепостительным: подтверждался запрет на переходы в Юрьев день, устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян (в связи с этим в исторической науке утвердилось мнение об окончательном юридическом оформлении в это время крепостного права). Черносошным крестьянам запрещалось покидать свои общины. Одновременно ограничивался рост церковного землевладения.

Специальные статьи Уложения касались посадского населения: жители «белых слобод» включались в число тяглых людей посада. Таким образом, тягло возлагалось на все городское население. При этом запрещался переход из одного посада в другой. В ситуации сложного финансового положения в стране жесткие меры предусматривались против фальшивомонетчиков.

Соборное Уложение в подлиннике представляет собой свиток длиной в 309 см и весом около 5 кг. В нем содержатся 315 подписей участников Земского собора.

В середине ХVII в. произошли серьезные изменения в жизни церкви. Реформы, проведенные в 1653—1655 гг. патриархом Никоном (1605 – 1681), были по сути инициированы царем Алексеем Михайловичем. С формальной стороны
причиной преобразований сталоотличие русской церковной обрядности от греческой, что затрудняло реализацию амбиций царя Алексея по превращению Москвы в мировой православный центр. В частности, свою роль играла необходимость унификации службы и богослужебных книг церквей России и присоединяемых земель Украины.

На практике реформа обернулась борьбой за лидерство между светской и духовной властью, между сторонниками и противниками преобразований в политической и духовной сферах. 

Никон, сторонник обновления русской религиозной жизни, предлагал осуществить исправления церковных книг по греческим подлинникам, а его оппонент протопоп Аввакум (1620 – 1682) — по древнерусским книгам. Развернувшиеся дискуссии привели к расколу церкви, сутькоторого — стремление части общества и духовенства сохранить традиции «благочестивой старины». Некоторые круги духовенства связывали эти традиции (старые обряды) с привычным выполнением обрядов, аристократии — с боярскими привилегиями (боярыня Морозова), крестьянского и посадского населения — с личной свободой.

Старообрядцы (староверы) выражали свой протест различными способами: активно – вооруженной борьбой (Соловецкое восстание 1668—1678 гг.), так и пассивно, что проявлялось в уходах в глухие места Севера, Сибири и Заволжья, а также в массовых «гарях» — самосожжениях (число жертв достигло около 20 тысяч человек).

По сути дела, спор старообрядцев и никониан носил схоластический характер, касался внешней стороны церковной жизни, не затрагивал сути православного вероучения. Однако фанатизм спорящих, их неуступчивость довели дело до непримиримого антагонизма. Аввакум один из первых заявил протест и перешел на позицию полного неприятия реформ. С этого в 1653 г. начался многолетний раскол в Русской православной церкви.

Оппозиционные выступления Аввакума закончились заточением в Пустозерский острог. Здесь он просидел 14 лет. Так как его неослабевающее упорство множило ряды сторонников раскола (в заключении он написал главные свои произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» и др.), то было решено предать узника смерти. В 1682 г. Аввакум вместе с тремя его сторонниками был сожжен на костре.

Существовавшее в придворных кругах недовольство, вызванное сосредоточением власти в руках Никона, дополнилось к концу 1650-х гг. разногласиями патриарха с Алексеем Михайловичем относительно самой церковной реформы. Никон был убежден в том, что реформа настолько укрепит Церковь, что она должна будет полностью освободиться от опеки светской власти. Подобная идея, естественно, не могла нравиться царю. Между ними начинает расти неприязнь.


Стремление Никона оказывать влияние на государственную власть пресек церковный собор 1666 г., на котором он был лишен сана патриарха и отправлен монахом в Ферапонтов монастырь. Действиями правящих верхов, как полагал К.Валишевский, руководил в этом отношении «политический мотив, знаменательная прелюдия к будущему уничтожению института, создавшего светскому самодержавию слишком опасную конкуренцию. Рожденный мановением этой власти, патриархат был предназначен встать к ней в противоречие и пасть в борьбе, не имея времени пустить корни в жизни народа, слиться с нею органическою связью».

В целом, ХVII в. принято называть «бунташным» веком. Потрясшие в этот период страну народные восстания стали следствием обострения социальных конфликтов, многие из которых зародились еще во второй половине XVI века.

В середине ХVII в. социальная напряженность в русском обществе резко усилилась. Общее недовольство вызывала политика боярина Б. Морозова (воспитателя и родственника царя), пытавшегося залатать прорехи в царской казне за счет ужесточения налоговой политики. Он добивался усиления сбора недоимок, увеличения косвенных налогов. Был поднят налог на соль, и хотя он позже был отменен, обстановка в обществе продолжала накаляться.

В начале июня 1648 г. царю, возвращавшемуся с богомолья, москвичи безуспешно пытались подать петиции. Позднее толпа ворвалась в Кремль и вновь пыталась вручить челобитные. Одновременно начался погром боярских дворов («соляной бунт»). В движении принимали участие посадские люди и стрельцы. Волнения перекинулись в другие города: Воронеж, Великий Устюг, Курск (всего более 20).

В 1650 г. резкое повышение цен на хлеб вызвало восстания в Пскове (с февраля по август) и Новгороде (с марта по апрель) - «хлебный бунт». Псков в течение нескольких месяцев находился под властью земского самоуправления.

В 1662 г. в Москве произошло восстание («медный бунт»), вызванное финансовыми трудностями в период русско-польской войны. Правительство вынуждено было выпустить медные деньги, курс которых по отношению к серебряному рублю резко упал (15 : 1). От обесценивания медных денег пострадали солдаты, стрельцы, ремесленники, мелкие торговцы. 25 июля они начали громить дворы бояр и богатых купцов. Алексей Михайлович вызвал верные стрелецкие полки и подавил восстание. Погибло более 7 тысяч человек. Тем не менее в 1663 г. правительство вынуждено было прекратить выпуск медных денег.