Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1650 г. военные действия возобновились. Потеряв в очередной раз союзника в лице татарского хана, Хмельницкий в 1651 г. под Берестечком потерпел поражение. По условиям Белоцерковского мира число реестровых казаков сокращалось до 20 тысяч, под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство.

Последовавшую позднее победу Хмельницкого под Батогом (1652) сменило вновь поражение у Жванца (1653). Неустойчивая ситуация на Украине побудила Россию активизировать свои действия на западных границах.

Земский собор в октябре 1653 г. принял решение о вхождении левобережной Украины в состав Российского государства. В свою очередь, 8 января 1654 г. Рада в г. Переяславле подтвердила вхождение Украины в состав России. Россия сохраняла автономию Украины, выборность гетмана и все местные органы власти, сложившиеся после 1648 г., признавала право Украины устанавливать дипломатические отношения (за исключением Польши и Турции), иметь реестровых казаков в количестве до 60 тысяч.

Следует отметить, что в условиях ХVII в., находясь в непосредственном соседстве с более сильными государствами (православной царской Россией, католической королевской Польшей и исламской султанской Турцией), Украина практически не имела шансов обрести и сохранить независимость. Принадлежность к восточнославянскому этносу, единая религия и исторические корни делали более предпочтительной ее ориентацию на Россию.

Включение украинских земель в состав России позволило воссоздать историко-культурное и геополитическое пространство Древней Руси, укрепить и расширить связи с другими славянскими народами и государствами Европы, обеспечить формирование единой государственности и тесных хозяйственных связей в последующий период.
2.13. Культура в ХVII в.
В этот период в русской культуре получают широкое распространение светские мотивы, преодолевается национальная замкнутость, прослеживается связь духовной жизни с событиями общественно-политического характера (смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права).

Наука и просвещение. Развитие производства, рост городов, реорганизация военного дела вызвали потребность в изучении практических, прикладных наук, в совершенствовании системы образования.

В XVII в. постепенно возрастает грамотность населения, особенно много умеющих читать и писать было среди купцов и дворян. Московский печатный двор массовым тиражом издавал книги и учебники по грамматике и арифметике, хотя преобладали книги рукописные. Светской литературы становится все больше. При церквах и монастырях появились первые школы.


Получают развитие география, история, математика, биология, фармакология, химия. Результатом исследований стали многочисленные карты, чертежи Сибири (карта С. Ремезова) и городов. Большое значение имели экспедиции С. Дежнева (Дальний Восток), Е. Хабарова (Амурский край), В. Атласова (Камчатка).

Первая русская газета «Куранты» (1621) была рукописной, содержала переводы иностранных известий и предназначалась для царя. В 1634 г. был выпущен первый печатный букварь — «Азбука» В. Бурцева, позже — иллюстрированный букварь К. Истомина, «Псалтыри», «Часословы», «Грамматика» М. Смотрицкого. Монахом И. Гизелем составлен «Синопсис» — своего рода учебник по истории России. В 70-х гг. в Москве открывается первая книжная лавка.

Потребность в образованных людях обусловила создание школ. При этом использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии. Например, школы Ф. Ртищева в Андреевском монастыре(1649), Е. Славинецкого в Чудовом монастыре (1649), С. Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (1665); типографская школа была открыта по инициативе патриарха (1681).

В 1687 г. в Москве учреждается первое высшее учебное заведение — Славяно-Греко-Латинская Академия (возглавляли греки — братья Лихуды), где готовили священнослужителей и приказных людей.

Светские элементы проявляются и в литературе. Создаются бытовые произведения, где на первом месте присутствует занимательность сюжета. К числу известных повестей относились: «О Горе-злосчастии», «О Савве Грудцыне», «О Карпе Сутулове». Появляются сатирические повести: «О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде». Автором панегирических од самодержавию и царю Алексею Михайловичу являлся Симеон Полоцкий. Он же стал основателем новых жанров: драматургии и поэзии.

Сочинения хорвата Ю. Крижанича также посвящены обоснованию справедливости «самовладства», с которым он связывал возможность обеспечить в стране мир и порядок. Он выступал за объединение всех славянских народов.

Особое место в общественно-политической жизни России второй половины ХVII в. занимает труд подьячего Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Это один из самых подробных источников по истории того времени.

Народно-обличительный жанр демонстрирует «Житие» Аввакума, в котором автор резко высказывается против новизны, шедшей из Европы. Язык этого
первого автобиографического произведения — яркий, динамичный — значительно обогатил литературный стиль элементами простой речи.

О событиях Смутного времени повествуют «Сказание о Гришке Отрепьеве», «Новый летописец» (последняя русская летопись). В устном творчестве популярны темы казацкой вольности, имя Степана Разина.

Архитектура. В ХVII в. дальнейшее распространение получает деревянное зодчество. Строятся монументальные здания не только военного и культового, но и гражданского характера.

К наиболее известным памятникам деревянного зодчества первой половины ХVII в. относится царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. В деревянном церковном строительстве преобладали шатровые и ярусные здания (Успенская церковь в Угличе). При отделке церквей все чаще используются кирпич и изразцы, что нашло отражение в декоре Воскресенского монастыря, при строительстве московских церквей Троицы и Николы. В это же время завершается сооружение соборов Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского монастырей.

Для стиля ХVII в. характерна многоцветность, асимметричность ансамбля, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях). В числе таких сооружений: церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках, Воскресенский собор Ново-иерусалимского монастыря.

Появляется посадское храмовое строительство, осуществляемое на средства купцов и посадских (храм Ильи пророка, построенный купцом Скрипиным и др.) . В конце ХVII в. начинает складываться новый стиль — «нарышкинский» (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные его черты: центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были ранее известны, но в этом стиле они складываются в определенную систему, вполне самобытную. С учетом применения определенных характерных деталей, близких европейскому барокко, стиль также получил название «московское барокко». Для него характерно использование лепных украшений. Ярким примером изменения архитектурных стилей могут служить церкви в Филях, дворцы в Нижнем Новгороде, Звенигороде.

В области торгово-промышленного зодчества приобретают известность гостиные дворы в Москве и Архангельске; гражданского
– палаты Голицына, дом Троекурова; общественного – Печатный и Монетный дворы, здания Приказов. Перестраивается и достраивается Московский Кремль.

Живопись. Церковные реформы нашли отражение в творчестве Симона Ушакова (переход от канонического традиционного письма к более свободному и реалистичному). Новые подходы проявились в написании икон «Спас Нерукотворный», «Насаждение дерева Государства Российского», «Троица». Работой живописцев руководила Оружейная палата.

Появляются жанровые живописные произведения (ярославские фрески), портреты-парсуны (Ивана IV, Федора Ивановича) и пейзажи. Признаков преодоления канонов иконописи не много, но все же они проявляются и в этих жанрах. Мельчают изображения, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом, характерная черта – декоративизм, праздничность, интерес к человеку в его повседневной жизни (художники – Г. Никитин, С. Савин, Д. Григорьев).

Театр. Представления скоморохов, пользовавшиеся популярностью в народе, царским указом 1648 г. запрещаются. В 1672  г. возникает первый придворный театр. Актеры, только из числа мужчин, приглашались из Немецкой слободы. После смерти царя Алексея театр был распущен. В целом, новшества в деле просвещения, образования, литературы и искусства затронули главным образом Москву и лишь отчасти – другие города. Культурные ценности, как и материальный достаток, оставались по-прежнему привилегией светской и духовной знати.


Российская империя в XVIII в.


3.1. Петр I и его преобразования

Последняя четверть XVII века была ознаменована активизацией реформаторской политики русского правительства. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал 14-летний Федор Алексеевич.

В это время при дворе образовались две политические группировки. Одну из них возглавляла честолюбивая и энергичная царевна Софья. Она опиралась на родственников первой жены Алексея Михайловича — бояр Милославских. Во главе другой части придворной знати находилась вдова царя Алексея – Наталья Кирилловна. Впрочем, представители обеих группировок рассматривали реформы как необходимое условие укрепления военно-политического могущества страны.

При царе Федоре II разворачивается активная преобразовательная деятельность: была введена новая система налогообложения – подворная, отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения), учреждались полки «нового строя» во главе с иноземными офицерами.

После смерти в 1682 г. бездетного Федора юридические права оказались на стороне его младшего брата — Ивана V, но он был болезненным и неспособным к правлению. Поэтому выбор пал на 10-летнего Петра, сына царицы Натальи Кирилловны. В этой ситуации группировка Милославских, воспользовавшись недовольством стрельцов, подняла их весной 1682 г. против Нарышкиных.

Стрельцы, которые несли не только военную службу, но и занимались хозяйственной деятельностью, потеряли к концу XVII в. многие свои привилегии. Они должны были платить пошлины и налоги с промыслов и лавок, им часто задерживали жалованье, процветало самоуправство стрелецких полковников. В ходе восстания стрельцы, уничтожив многих сторонников Нарышкиных, настояли, чтобы царствовали оба брата — Иван и Петр, а управление до их совершеннолетия находилось бы у царевны Софьи (1682—1689).

На деле бразды власти оказались сосредоточены в руках фаворита Софьи – боярина Василия Голицына. Историческая роль этого человека вызывала самые противоречивые отзывы у современником и исследователей. Одни его называли «хитрым политиком», «тщеславным временщиком», другие – выдающимся государственным деятелем России конца XVII в. Русские историки В.О.Ключевский, С.М.Соловьев и М.И.Семевский как раз придерживались второй точки зрения.

Еще при царе Федоре В.Голицын предпринял ряд преобразований, направленных на формирование в стране дееспособной судебной, налоговой и войсковой системы. Ключевский считал этого человека «младшим из предшественников Петра»: «Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины». Продолжая политику А.Ордин-Нащокина, В.Голицын умело вел дипломатические переговоры со Швецией, Речью Посполитой, Османской империей - главными противниками России. Одним из успехов этой политики стало заключение «Вечного мира» с Польско-Литовским государством. Однако близость к Софье завершилась для Голицына политическим крахом.