Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, объединение под властью одного князя Киева и Новгорода — двух центров восточного славянства — стало важнейшим этапом военно-политической объединения восточных славян. Возникшая ранняя форма государственности с политической точки зрения представляло федерацию княжеств, с социально-экономической – совокупность территориальных общин, сохранявших традиции родовых отношений. Сам Олег приобрел важнейший источник укрепления собственной власти – путь «из варяг в греки», дававший ему необходимые материальные и политические ресурсы для реализации поставленных целей.
По мнению историка С.М.Соловьева, Олег остался в народной памяти «не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход».
Предпринятый Олегом поход на Византию был призван защитить торговые интересы объединенной Руси. В 911 г. князь собрал огромную дружину и отправился к Царьграду. Напуганные греки, уплатив большую дань, подписали договор о беспошлинной торговле, дававший преимущество русским купцам. Это был первый в истории Руси дипломатический договор.
В 941 г. в княжение Игоря (912—945) предпринимается новый поход на Византию, правда не очень удачный. Византийцы горючей смесью смолы, серы, нефти и селитры («греческий огонь») сожгли часть русских судов. В 944 г. поход был повторен; договор, заключенный на этот раз, подтверждал соглашение 911 г. с некоторыми, менее выгодными русским, оговорками.
Русский историк Н.М.Карамзин видел два «укоризненных» для памяти Игоря события: «он дал опасным Печенегам утвердится в соседстве с Россиею и, не довольствуясь справедливою, то есть умеренною данию народа, ему подвластного, обирал его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за прежний их мятеж, но государь унижается местию долговременною: он наказывает преступника только однажды».
Р Ю Р И К
862—879
О Л Е Г
879—912
| И Г О Р Ь | О Л Ь Г А | | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 912—945 | 945—964 | | ||||||||||
| | СВЯТОСЛАВ 964—972 | | ||||||||||
ЯРОПОЛК 972—980 | | | ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО 980—1015 | ||||||||||
СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ 1015—1019 | | ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ 1019—1054 | | ||||||||||
Владимир | ИЗЯСЛАВ 1054—1073 1076—1078 | СВЯТОСЛАВ 1073—1076 | ВСЕВОЛОД 1078—1093 | ||||||||||
Ростислав | СВЯТОПОЛК 1093—1113 | | ВЛАДИМИР МОНОМАХ 1113—1125 | ||||||||||
Володарь | | | | ||||||||||
| МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ 1125—1132 | | ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ ум. 1157 | ||||||||||
Владимирко | Изяслав | АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ум. 1175 | ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО ум. 1212 | ||||||||||
ЯРОСЛАВ ОСМОМЫСЛ ум. 1187 | Мстислав РОМАН ум. 1205 | | | ||||||||||
| ДАНИИЛ ум. 1264 | ЮРИЙ ум. 1238 | ЯРОСЛАВ ум. 1246 | ||||||||||
| | | | ||||||||||
| | | АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ум. 1263 |
Рюриковичи в IX—XIII вв.
(после 1132 г. — политическая раздробленность)
В 945 г. при попытке взять с древлян дополнительную дань (так называемое полюдье) Игорь был убит. Его жена Ольга жестоко отомстила древлянам. Их столица Искоростень была сожжена, часть населения обращена в рабство.
Ольге удалось провести ряд крупных реформ, прежде всего – отменить полюдье.
Ранее институт полюдья имел исключительно важное значение. По сути, вплоть до середины Х в. походы с целью сбора дани и последующая перевозка ее части для сбыта на внешних рынках (прежде всего в Византии) являлись одним из главных направлений в деятельности киевских князей. Эти перевозки носили регулярный характер, и их не следует путать с масштабными военными операциями Олега и Игоря. Последние предпринимались с тем, чтобы добиться заключения выгодных договоров, регулировавших торговые отношения.
О значимости торговых операций говорит и тот факт, что в окружении киевских князей был весьма популярен не только культ Перуна – бога военной удачи, но и Велеса. Последний именовался «скотьим» богом, от термина «скот», что означало деньги. Иначе говоря, Велес выступал как покровитель торговли.
Ольга заменила полюдье систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах – погостах, специальными княжескими слугами – тиунами. В это время наряду с ранними городами – центрами местных княжений, возникают торговые фактории городского типа, выступавшие как места регулярного сбора дани.
Кроме того, Ольга прекратила военные походы, обычно сопровождавшиеся крупными потерями. Она делает акцент на развитие дипломатических и торговых сношений с сопредельными странами, прежде всего с Византией. Здесь же, в Константинополе, княгиня принимает христианство. Вероятно, она надеялась, что сын Святослав последует ее примеру. Но этого не случилось. Молодой князь наотрез отказался креститься, сославшись на мнение своей дружины, которая в массе своей оставалась языческой.
В княжение Святослава Игоревича (964—972) возобновились масштабные внешние походы. Был разгромлен Хазарский каганат, в состав Руси вошли земли ясов (алан) и касогов (черкесов). Была захвачена Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшая вход в Азовское море.
Святослав удачно боролся и с печенегами. Он попытался приблизить границы Руси к Византии, стремился создать русско-болгарское государство с центром в низовьях Дуная. Это привело к столкновению с византийским императором. В конечном итоге Святослав был вынужден уступить уже завоеванные дунайские земли. Позднее, попав в засаду на днепровских порогах, он был убит печенегами.
Византийский историк так рисовал портрет Святослава: он был среднего роста, глаза голубые, плоский нос, густые брови и длинные усы, мало волос на бороде и без волос на голове, имелся только один клок, что означало его знатное происхождение. Внешне выглядел мрачно и сурово, грудь широкая, шея плотная. На одном ухе носил серьгу с двумя жемчужинами.
Стремясь закрепить свою власть на территориях бывших племенных княжений, Святослав первым из киевских правителей послал своих сыновей в различные земли восточных славян, заменив ими местных племенных князей.
Трагическое завершение правления Святослава обусловило поворот в политике его наследников. В это время старший сын погибшего – Ярополк, занял престол в Киеве. Другой сын, Олег, правил в Древлянской земле, третий, Владимир, - в Новгороде.
В первые годы своего правления Ярополк осуществляет ряд реформ, сходных с теми, что проводила его бабка Ольга. Сам князь принимает христианство.
Между тем соперничество между братьями вскоре вылилось в междоусобицу. Сначала произошло столкновение между Ярополком и Олегом. Последний потерпел поражение и был убит. Вслед за этим Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был умерщвлен.
В 980 г. Владимир стал единовластным князем. Во время предшествующих усобиц княжеская власть ослабла. Владимиру пришлось дважды воевать с вятичами, а затем с радимичами. Эти события свидетельствовали о том, что объединение вокруг киевского князя восточнославянских племен не было устойчивым и требовались более действенные меры сплочения подвластных земель.
Владимир предпринимает значительные усилия по укреплению границ своей державы. Он ведет удачные войны с поляками и волжскими булгарами. В это время укрепляются южные рубежи, которым угрожали печенеги. Пограничные районы имели валы и засеки, составлявшие оборонительную линию.
Как и его отец, Владимир пытался укрепить свое влияние на местах. Он отправлял своих многочисленных сыновей править в различные славянские земли. Они княжили не только в Новгороде, но и в Ростове, Муроме, Владимире-Волынском, Турове, у древлян, в далекой Тмутаракане.
Первые мероприятия Владимира отражали общую ситуацию на Руси, характеризующуюся обострением борьбы между старыми языческими кланами и той частью знати, которая осознавала необходимость дальнейших реформ. Наглядным примером в этом случае были преобразования Ольги и Ярополка. Сам Владимир, утвердившийся на престоле при поддержке новгородских языческих кругов (славянских и варяжских), поначалу пытался примирить соперничающие группировки.
В 980 г. Владимир делает попытку приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон (собрание деревянных идолов богов). Главным божеством был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.
Вторая религиозная реформа, проведенная в 988—989 гг., носила более радикальный характер и завершилась принятием христианства.
В «Повести временных лет» рассказывается о сомнениях Владимира при выборе веры. Он посылал бояр в разные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остановился на христианстве византийского обряда. С этой религией Русь была знакома давно. В начале X века среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. В Киеве действовала церковь Св. Ильи. Однако решающую роль сыграли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией.
Новая религия вводилась различными способами, в том числе силой. Рубили, сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфискацией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Чем дальше от центра, тем сильнее был народный протест.
Новая религия затронула к началу XI в. лишь верхний слой древнерусского общества. Язычество по-прежнему сохраняло глубокие корни в низах населения. Языческое влияние было тем сильнее, чем дальше отстояла та или иная земля от центров церковной организации – Киева, Новгорода, Чернигова.
Впрочем, и сам Владимир сохранял в своем облике многие черты уходящей эпохи. Историк Н.И.Костомаров отмечал в поведении Владимира ряд традиционных, патриархальных норм: «Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом – и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освещения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье».
Принятие христианства имело большое значение для Руси. Ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Реформа обеспечила сближение Руси с другими христианскими странами, способствовала распространению письменности и грамотности, храмового строительства, обогащении ю в целом древнерусской культуры.