Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, объединение под властью одного князя Киева и Новгорода — двух центров восточного славянства — стало важнейшим этапом военно-политической объединения восточных славян. Возникшая ранняя форма государственности с политической точки зрения представляло федерацию княжеств, с социально-экономической – совокупность территориальных общин, сохранявших традиции родовых отношений. Сам Олег приобрел важнейший источник укрепления собственной власти – путь «из варяг в греки», дававший ему необходимые материальные и политические ресурсы для реализации поставленных целей.

По мнению историка С.М.Соловьева, Олег остался в народной памяти «не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход».

Предпринятый Олегом поход на Византию был призван защитить торговые интересы объединенной Руси. В 911 г. князь собрал огромную дружину и отправился к Царьграду. Напуганные греки, уплатив большую дань, подписали договор о беспошлинной торговле, дававший преимущество русским купцам. Это был первый в истории Руси дипломатический договор.

В 941 г. в княжение Игоря (912—945) предпринимается новый поход на Византию, правда не очень удачный. Византийцы горючей смесью смолы, серы, нефти и селитры («греческий огонь») сожгли часть русских судов. В 944 г. поход был повторен; договор, заключенный на этот раз, подтверждал соглашение 911 г. с некоторыми, менее выгодными русским, оговорками.

Русский историк Н.М.Карамзин видел два «укоризненных» для памяти Игоря события: «он дал опасным Печенегам утвердится в соседстве с Россиею и, не довольствуясь справедливою, то есть умеренною данию народа, ему подвластного, обирал его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за прежний их мятеж, но государь унижается местию долговременною: он наказывает преступника только однажды».

Р Ю Р И К

862—879

О Л Е Г

879—912




И Г О Р Ь

О Л Ь Г А







912—945

945—964











СВЯТОСЛАВ

964—972






ЯРОПОЛК

972—980







ВЛАДИМИР

КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

980—1015

СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ 1015—1019






ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

1019—1054




Владимир

ИЗЯСЛАВ

1054—1073

1076—1078


СВЯТОСЛАВ

1073—1076

ВСЕВОЛОД

1078—1093

Ростислав

СВЯТОПОЛК

1093—1113




ВЛАДИМИР МОНОМАХ

1113—1125

Володарь














МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ

1125—1132




ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ

ум. 1157



Владимирко

Изяслав

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

ум. 1175

ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО

ум. 1212

ЯРОСЛАВ ОСМОМЫСЛ

ум. 1187

Мстислав
РОМАН

ум. 1205











ДАНИИЛ

ум. 1264

ЮРИЙ

ум. 1238

ЯРОСЛАВ

ум. 1246























АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

ум. 1263


Рюриковичи в IX—XIII вв.

(после 1132 г. — политическая раздробленность)
В 945 г. при попытке взять с древлян дополнительную дань (так называемое полюдье) Игорь был убит. Его жена Ольга жестоко отомстила древлянам. Их столица Искоростень была сожжена, часть населения обращена в рабство.

Ольге удалось провести ряд крупных реформ, прежде всего – отменить полюдье.

Ранее институт полюдья имел исключительно важное значение. По сути, вплоть до середины Х в. походы с целью сбора дани и последующая перевозка ее части для сбыта на внешних рынках (прежде всего в Византии) являлись одним из главных направлений в деятельности киевских князей. Эти перевозки носили регулярный характер, и их не следует путать с масштабными военными операциями Олега и Игоря. Последние предпринимались с тем, чтобы добиться заключения выгодных договоров, регулировавших торговые отношения.

О значимости торговых операций говорит и тот факт, что в окружении киевских князей был весьма популярен не только культ Перуна – бога военной удачи, но и Велеса. Последний именовался «скотьим» богом, от термина «скот», что означало деньги. Иначе говоря, Велес выступал как покровитель торговли.

Ольга заменила полюдье систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах – погостах, специальными княжескими слугами – тиунами. В это время наряду с ранними городами – центрами местных княжений, возникают торговые фактории городского типа, выступавшие как места регулярного сбора дани.

Кроме того, Ольга прекратила военные походы, обычно сопровождавшиеся крупными потерями. Она делает акцент на развитие дипломатических и торговых сношений с сопредельными странами, прежде всего с Византией. Здесь же, в Константинополе, княгиня принимает христианство. Вероятно, она надеялась, что сын Святослав последует ее примеру. Но этого не случилось. Молодой князь наотрез отказался креститься, сославшись на мнение своей дружины, которая в массе своей оставалась языческой.

В княжение Святослава Игоревича (964—972) возобновились масштабные внешние походы. Был разгромлен Хазарский каганат, в состав Руси вошли земли ясов (алан) и касогов (черкесов). Была захвачена Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшая вход в Азовское море.

Святослав удачно боролся и с печенегами. Он попытался приблизить границы Руси к Византии, стремился создать русско-болгарское государство с центром в низовьях Дуная. Это привело к столкновению с византийским императором. В конечном итоге Святослав был вынужден уступить уже завоеванные дунайские земли. Позднее, попав в засаду на днепровских порогах, он был убит печенегами.


Византийский историк так рисовал портрет Святослава: он был среднего роста, глаза голубые, плоский нос, густые брови и длинные усы, мало волос на бороде и без волос на голове, имелся только один клок, что означало его знатное происхождение. Внешне выглядел мрачно и сурово, грудь широкая, шея плотная. На одном ухе носил серьгу с двумя жемчужинами.

Стремясь закрепить свою власть на территориях бывших племенных княжений, Святослав первым из киевских правителей послал своих сыновей в различные земли восточных славян, заменив ими местных племенных князей.

Трагическое завершение правления Святослава обусловило поворот в политике его наследников. В это время старший сын погибшего – Ярополк, занял престол в Киеве. Другой сын, Олег, правил в Древлянской земле, третий, Владимир, - в Новгороде.

В первые годы своего правления Ярополк осуществляет ряд реформ, сходных с теми, что проводила его бабка Ольга. Сам князь принимает христианство.

Между тем соперничество между братьями вскоре вылилось в междоусобицу. Сначала произошло столкновение между Ярополком и Олегом. Последний потерпел поражение и был убит. Вслед за этим Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был умерщвлен.

В 980 г. Владимир стал единовластным князем. Во время предшествующих усобиц княжеская власть ослабла. Владимиру пришлось дважды воевать с вятичами, а затем с радимичами. Эти события свидетельствовали о том, что объединение вокруг киевского князя восточнославянских племен не было устойчивым и требовались более действенные меры сплочения подвластных земель.

Владимир предпринимает значительные усилия по укреплению границ своей державы. Он ведет удачные войны с поляками и волжскими булгарами. В это время укрепляются южные рубежи, которым угрожали печенеги. Пограничные районы имели валы и засеки, составлявшие оборонительную линию.

Как и его отец, Владимир пытался укрепить свое влияние на местах. Он отправлял своих многочисленных сыновей править в различные славянские земли. Они княжили не только в Новгороде, но и в Ростове, Муроме, Владимире-Волынском, Турове, у древлян, в далекой Тмутаракане.

Первые мероприятия Владимира отражали общую ситуацию на Руси, характеризующуюся обострением борьбы между старыми языческими кланами и той частью знати, которая осознавала необходимость дальнейших реформ. Наглядным примером в этом случае были преобразования Ольги и Ярополка. Сам Владимир, утвердившийся на престоле при поддержке новгородских языческих кругов (славянских и варяжских), поначалу пытался примирить соперничающие группировки.


В 980 г. Владимир делает попытку приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон (собрание деревянных идолов богов). Главным божеством был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.

Вторая религиозная реформа, проведенная в 988—989 гг., носила более радикальный характер и завершилась принятием христианства.

В «Повести временных лет» рассказывается о сомнениях Владимира при выборе веры. Он посылал бояр в разные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остановился на христианстве византийского обряда. С этой религией Русь была знакома давно. В начале X века среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. В Киеве действовала церковь Св. Ильи. Однако решающую роль сыграли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией.

Новая религия вводилась различными способами, в том числе силой. Рубили, сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфискацией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Чем дальше от центра, тем сильнее был народный протест.

Новая религия затронула к началу XI в. лишь верхний слой древнерусского общества. Язычество по-прежнему сохраняло глубокие корни в низах населения. Языческое влияние было тем сильнее, чем дальше отстояла та или иная земля от центров церковной организации – Киева, Новгорода, Чернигова.

Впрочем, и сам Владимир сохранял в своем облике многие черты уходящей эпохи. Историк Н.И.Костомаров отмечал в поведении Владимира ряд традиционных, патриархальных норм: «Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом – и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освещения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье».

Принятие христианства имело большое значение для Руси. Ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Реформа обеспечила сближение Руси с другими христианскими странами, способствовала распространению письменности и грамотности, храмового строительства, обогащении ю в целом древнерусской культуры.