Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятие христианства укрепило международное положение Руси. В конце X — начале XI в. посольство римского папы побывало на Руси, а русские посольства — в Риме. Укрепились связи с Болгарией, расширились дипломатические, культурные и торговые отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Францией, Англией.

С другой стороны, ускорилось и социальное расслоение древнерусского общества, формирование господствующего слоя, объединявшегося вокруг киевского князя. Эта сплачивающаяся древнерусская знать могла отныне опираться и на древние политико-правовые и церковные каноны, пришедшие на Русь из Византии. Со своей стороны христианская церковь, проповедуя деление на господ и слуг, призывала к смирению и послушанию властям, освящала власть князя.

Христианство было религией феодального общества, и активно формировавшийся с этого времени на Руси слой земледельцев рассматривал христианство как наиболее приемлемую идеологическую форму для осуществления своего господства.

Существует точка зрения, в соответствии с которой главной целью принятия христианства стало сохранение старых родо-племенных порядков, сложившихся в IX—X вв. Христианство должно было стать средством сплочения разрушавшегося межплеменного союза для удержания в нем господствующих позиций киевской верхушки. Введение христианства в конце Х в. являлось опережением событий и не имело под собой социальной опоры. В связи с этим христианство, вводимое по воле киевской знати и полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси, растянувшегося до ХV в. Только на рубеже ХIV—ХV вв., когда завершилось формирование структур феодального общества, оно стало средством идейного влияния, одним из рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы.

После смерти Владимира киевским князем в 1015 г. стал его старший сын Святополк. Однако его стремление к единоличной власти вызвало обострение отношений с братьями. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба между наследниками Владимира, в ходе которой погибают два младших брата – Борис и Глеб. Каждый из Владимировичей опирался на иноземную помощь. Так, у Ярослава были варяжские наемники, у Святополка — войска польского короля и печенеги. Только в 1019 г. Ярославу удалось окончательно победить Святополка и стать киевским князем.


Однако вскоре борьба между братьями развернулась с новой силой: на этот раз Ярославу пришлось вести боевые действия против Мстислава Тмутараканского. В 1024 г. состоялось сражение под г.Листвином, где Ярослав потерпел поражение. Лишь спустя два года оба князя согласились на мир.

Русь по этому соглашению была разделена на две части. Мстиславу отошло левобережье Днепра с Черниговом (ставшим его столицей), Северской землей, Переяславлем и другими городами. За ним осталась и Тмутараканская Русь. За Ярославом остались Киев с правобережными землями, весь север Руси вместе с Новгородом. В 1036 г. Мстислав умер, не имея наследников, и его часть отошла к Ярославу.

Ярослав Мудрый (1019—1054) продолжал политику Владимира, направленную на укрепление государства. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал от них беспрекословного подчинения. В Новгороде был посажен старший сын Владимир, а после его смерти - следующий по старшинству сын Изяслав. Святослав получил в управление Черниговскую землю, Всеволод – Переяславль. Другие сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

В 1036 г. Ярослав наносит под Киевом сокрушительное поражение печенегам. В ознаменование этой победы на месте битвы был заложен храм – собор Святой Софии. Он именовался также, как и главный собор Константинополя, что подчеркивало религиозно-духовную преемственность Руси по отношению к Византии. Еще один храм был возведен в Новгороде. Софийские соборы, выстроенные на юге и севере Руси, становятся ведущими культурными центрами страны. К этому же времени относится зарождение русского летописания, появляется Древнейший летописный русский свод.

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые выдвинуть на пост главы церкви одного из своих соратников – Иллариона. В 1051 г. на общем собрании русских епископов он был избран митрополитом.

К этому времени в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь побед над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавшие современников своим великолепием. Сам Ярослав назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

Н.М.Карамзин отмечает, что Ярослав был «набожен до суеверия»: «он вырыл кости Владимировых братьев, умерших в язычестве, - Олеговы и Ярополковы, - крестил их и положил в Киевской церкви Св. Богородицы. Ревность его к Христианству соединялась, как мы видели, с любовию к просвещению. Летописцы средних веков говорят, что сей Великий князь завел в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков, дети Пресвитеров и Старейшин, приобретали сведения, нужные для священного сана и гражданских чиновников».


При Ярославе Мудром Русь значительно укрепила свое международное влияние. Князь вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан г. Юрьев (ныне эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия – таково было христианское имя Ярослава.

Формировавшийся в это время военно-политический союз Руси и Польши был закреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава, а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре короля Казимира I.

На севере Русь сохраняла дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингириде. Тесные связи поддерживались и с Норвегией. Замуж за норвежского короля Гарольда была выдана младшая дочь Ярослава Елизавета. После гибели супруга она вторично вышла замуж за короля Дании.

Старшая дочь князя – Анна, вышла замуж за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея.

В 1046 году Русь заключила мирный договор с Византией. В ознаменование этого события был заключен брак дочери византийского императора Константина Мономаха с четвертым сыном Ярослава – Всеволодом. В 1053 г. у молодых супругов родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром (в христианстве – Василий). В будущем он стал известен как великий киевский князь Владимир Мономах.

Вопрос о социально-политическом строе Киевской Руси предполагает рассмотрение правовых основ древнерусской государственности.

Древнейшим сводом законов Руси является «Русская правда», состоящая из трех памятников: 1.«Краткая правда» (древнейшая, состоит из «Правды Ярослава» - ок. 1016 г., «Правды Ярославичей» – 1072 г. и дополнительных статей). 2. «Пространная правда» - 1120 – 1130 гг., составленная на основе «Краткой правды» с добавлением некоторых статей. 3. «Сокращенная правда», основанная на «Пространной правде», законодательных актах более раннего времени (XII – XIII вв.).

«Краткая правда» — наиболее существенный источник для характеристики социального строя Древнерусского государства, как и «Повесть временных лет». «Русская правда» свидетельствует о том, что в Древнерусском государстве существовали пережитки родоплеменного строя. Основным населением были свободные общинники, «люди», как их называют в источнике.

В исторической науке нет единогласия в оценке зависимых категорий населения Древнерусского государства. Есть мнение о том, что смерды — это лишь часть крестьянского населения, подчиненная непосредственно князю; по мнению других, смердами называли сельское население Киевской Руси; третьи утверждают, что смерды делились на «внутренних» — посаженные на землю пленные и «внешних» — покоренные племена, платившие дань.


«Русская правда» уделяет место челяди и холопам. Говорится об их тяжелом положении и полном бесправии. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Холопы выполняли тяжелую работу. За их убийство полагался самый низкий штраф — 5 гривен.

Также употребляется термин «закуп». Это разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу. Он должен был работать на господина. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям. Вместе с тем закуп отличался от холопа. Он имел право выкупиться на волю, вернув долг. Кроме того, закуп мог вести свое хозяйство отдельно от хозяйства господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина.

Упоминается слово «рядович» (или рядовник), тот, кто заключал «ряд» — договор на выполнение работ у господина.

В документах встречается слово «изгой» — это человек, лишившийся своего социального статуса. Изгоем мог быть и князь, который не имел собственного княжества. Изгоями называли людей, порвавших со своей общиной, а также холопов, отпущенных на волю.

Под феодализмом понимается общественно-экономический строй, в основе которого лежит частная собственность на землю (феодала или государства) и эксплуатация лично зависимых производителей (крестьян, лишенных земельной собственности) феодалами. Возникает либо из разлагающегося рабовладения, либо из первобытного строя, в результате развития производительных сил, ремесла, торговли. При феодализме присутствует также общинная собственность и собственность крестьян, ремесленников на орудия производства.

Характерными чертами феодального способа производства являются: а) натуральное хозяйство (с ростом товарного производства гибнет); б) сочетание феодального землевладения и крестьянского землепользования; в) личная зависимость крестьянина от феодала; г) эксплуатация в виде феодальной ренты (три формы: отработочная – барщина, натуральная – оброк продуктами, денежная – оброк деньгами).

Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси. Некоторые историки относят появление феодального землевладения к IX—X вв. Другие исследователи считают, что в Х в. существовали лишь отдельные княжеские села, хозяйство которых носило скотоводческий характер. А феодальная вотчина, по их мнению, образуется в XI — первой половине XII в. В IX — первой половине XI в. Преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, использование труда холопов и отсутствие феодального землевладения послужили основанием для гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным.


Большинство исследователей считают Древнерусское государство раннефеодальным, подтверждая и развивая в этом основные положения концепции Б.Д.Грекова. Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в IX – XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земля феодалов обрабатывалась трудом зависимых крестьян. Вместе с тем, раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния характерные черты феодального строя. Но вместе с тем крестьянское население часть отдавало своего продукта князю и его дружинникам в виде дани. Это сближает дань с феодальной рентой.

Политический строй Древнерусского государства включал в себя черты прежнего и нового – феодального строя. Во главе стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем делам князь советовался с дружиной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него большей щедрости.

Старшие дружинники составляли постоянный совет (думу) князя и стали именоваться боярами. У некоторых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла нарождавшийся класс землевладельцев.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.

Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления — народным вече. Народные старейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе и без их согласия князю было трудно принять то или иное важное решение.

Некоторые историки (И.Я.Фроянов, А.Ю.Дворниченко) высказывают иную точку зрения на социально-экономическую и политическую историю Древнерусского государства. Пути формирования древнерусской государственности видятся ими в процессе движения племенных славянских объединений к союзу этих объединений (сверхсоюзу). Социально-политическую основу Древней Руси составляли города-государства. Они возникают на Руси в VIII—IX вв. в первую очередь как центры племен и союзов племен, а также торговли и ремесла посредством слияния нескольких общинных поселков. В IX—X вв. городская община была родовой, в X—XI вв. ее сменяет территориальная. Таким образом, города-государства приходят на смену племенным княжествам (союзам племен).