Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6-тысячный отряд во главе с А. Бековичем-Черкасским выступил на Хиву и Бухару. Ставилась цель усилить в этом районе российское влияние, разведать золотоносные районы в низовьях Амударьи, а также выявить возможности дальнейшего продвижения к Индии. Поход оказался плохо подготовлен, и отряд был уничтожен хивинским войском.
3.3. Внутренняя политика
Активная внешняя политика, создание регулярной армии, строительство флота, реорганизация системы управления — все это было тесным образом связано с изменениями в хозяйственной жизни страны, что, в свою очередь, обусловило необходимость проведения экономических и социальных реформ.

В сельском хозяйстве особое внимание уделялось распространению новых культур (картофель, табак, виноград), разведению более совершенных пород скота (холмогорская порода молочных коров, овцы-мериносы). Были изданы указы о расширении посевов льна и конопли. Идет освоение новых пахотных земель, земледельческая колонизация все более охватывает территории Урала, Поволжья, Сибири.

Одновременно наблюдалось быстрое расширение дворянского землевладения, укрепляется феодальная собственность на землю, усиливается эксплуатации зависимого крестьянства. Все чаще земля жаловалась за особые заслуги. В 1682—1710 гг. из дворцового фонда были розданы земли 43 тысяч крестьянских дворов.

Указ 1714 г. «О единонаследии» объединил две формы землевладения: поместные и вотчинные земли объявлялись «недвижимой» собственностью, обретая тем самым единый правовой статус. По указу запрещалось продавать и закладывать земельные владения, а также делить их на части между наследниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников. Этот указ должен был предотвратить мельчание помещичьих хозяйств, одновременно побуждая молодых дворян к службе.

В сфере промышленности особым вниманием Петра I пользовались те отрасли, которые были призваны обеспечить военные нужды страны. С 1695 по 1725 г. в России было открыто 205 мануфактур, среди которых преобладали металлургические (69 или около 34% общего числа), текстильные (32, или 17%) и лесопильные (23, или 11%).

По характеру производственных отношений мануфактуры делились на казенные, где преобладал труд крепостных, и купеческие (чаще в легкой промышленности), где трудились наемные рабочие. До 1715 г. мануфактуры учреждались на казенные средства и производили продукцию главным образом для военных нужд; с 1715 г. стали основываться частные предприятия для выпуска товаров широкого потребления.


С 1717 г. начинается новый этап в торгово-промышленной политике царского правительства. Государство отказывается от монополии на продажу за границу ряда прибыльных товаров. Владельцы мануфактур освобождались от службы, а с 1721 г. им предоставляется право покупать к предприятиям крепостных. Тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности.

В следующем, 1722 г., владельцы мануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, обладавших «мастерством». В том же году городские ремесленники были объединены в цехи. Сделано это было с целью организованного использования труда разрозненных мелких производителей для изготовления изделий, необходимых казне

Быстро развивалась металлургия (Невьянский завод на Урале, Боринский железоделательный завод в районе Воронежа, каширские, тульские, олонецкий заводы, Сестрорецкий оружейный завод, петербургские и московские пушечные дворы). Для снабжения армии было построено несколько десятков суконных, шерстяных, шелковых и бумажных мануфактур. В Петербурге и его пригородах возводились кирпичные заводы, пильные мельницы.

Серьезные изменения претерпевает при Петре I отечественная торговля. Купеческим «компаниям» предоставляются субсидии. С целью увеличения экспорта и сокращения импорта (политика меркантилизма) на ввозимые товары были установлены по тарифу 1724 г. высокие пошлины, достигавшие 40% их стоимости. Одновременно товары, производимые в России, облагались минимальной пошлиной. Для тех, кто поставлял товары за рубеж на собственных судах, пошлина понижалась втрое.

Внешняя торговля велась главным образом через Архангельск и Петербург, при этом роль последнего постоянно возрастала. Немалое значение в развитии торговли имел пуск Вышневолоцкого канала в 1709 г., связавшего бассейн Волги с Северо-Западным регионом.

Финансовая политика Петра определялась постоянно возрастающими расходами на военные нужды. Были увеличены казенные монополии (на вино, табак, икру, меха, смолу), а также создан целый штат прибыльщиков, которые должны были отыскивать источники доходов.

В 1718—1724 гг. была проведена перепись крестьянства, после чего подворное обложение было заменено подушной податью. Связано это было с практикой утаивания количества дворов или объединения нескольких семей родственников, а иногда даже и чужих друг другу людей в один двор.

В соответствии с переписью численность населения России составила 15,6 млн. человек, в том числе мужского пола — 5,8 млн. На крестьян были возложены расходы по содержанию армии, на посадских людей — флота. Размер подати определялся арифметически. Сумму военных расходов делили на количество душ и получалась сумма в 74 коп. с крестьян и 1 руб. 20 коп. — с посадских людей. Подушная подать, в отличие от подворного обложения, значительно увеличила поступления в казну.


В процессе проведения подушной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, «пашенные люди» Сибири и Среднего Поволжья общей численностью 1 млн. душ. Правительство обязало их платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк. По сути это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Одновременно в стране вводится паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного местожительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой.

Система управления уездами из центра, которая сложилась в XVII в., не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян. Кроме того, приказы и воеводы слабо справлялись со сбором налогов. В такой ситуации в 1708—1710 гг. проводится областная реформа. Страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую.

Во главе губернии стоял губернатор, который обладал всей полнотой административной и судебной власти, а также был командующим всеми войсками, расположенными на вверенной ему территории. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В конечном итоге реформа увеличила штат чиновников, и, следовательно, увеличила разного рода поборы и сборы с населения. При этом Ратуша как центральное казначейство страны утратила свое значение, поскольку ее функции перешли в ведение областной администрации.

В 1719 г. изменилась структура областной администрации. Вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция. Их было около 50. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками. По всем вопросам провинциальные воеводы должны были обращаться непосредственно в коллегии и Сенат.

В 1722 г. был принят новый порядок прохождения службы, так называемый «Табель о рангах». На первое место были поставлены не знатность и происхождение, а личные способности, образование и практические навыки. Был открыт доступ к высшим должностям представителям мелкого и среднего дворянства.

Служебная лестница состояла из 14 рангов: от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низшего, 14 ранга прапорщика и коллежского регистратора. Если служащий получал 8-й ранг, он становился дворянином.


В 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Все лица и учреждения были обязаны беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат обладал широкими правами: он контролировал судопроизводство, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, назначал воевод. Одновременно Петр I ввел должность фискалов, обязанность которых состояла в негласном надзоре за деятельностью чиновников.

В период 1717—1721 гг. была произведена замена приказов коллегиями. Были учреждены Военная, Иностранных дел, Адмиралтейская, Камер-коллегия (руководила сбором налогов), Штатс-контор-коллегия (распоряжалась расходами), Ревизион-коллегия (занималась контролем за расходами и доходами), Мануфактур-коллегия (руководила легкой промышленностью), Берг-коллегия (занималась горным делом), Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей), Вотчинная коллегия (руководила земельными делами), Юстиц-коллегия (управляла местными судебными учреждениями).

На правах коллегий действовали Главный магистрат и Синод. Главный магистрат (1720) руководил городскими магистратами. Фактическая власть в Главном магистрате была в руках богатых купцов. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за хорошую работу могли быть пожалованы в дворянство.

Петр I, проводя преобразования, не мог не обратиться к духовной сфере. В частности, он крайне болезненно реагировал на поведение ряда церковных иерархов, отказывавшихся поддержать его реформы. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь решил повременить с выборами нового главы церкви. Пост местоблюстителя патриаршего престола по решению Петра I занял митрополит рязанский и муромский С. Яворский, не имевший никакой реальной власти. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, занимавшийся соответствующей административной деятельностью.

Огромная церковная собственность была поставлена под контроль и управление государственных органов. В 1721 г. Петр создает государственную коллегию по управлению церковными делами — Святейший Синод. Фактически патриаршество ликвидировалось, хотя официальных актов по этому поводу принято не было. Члены Синода назначались царем, а деятельность его определялась Духовным регламентом. Контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор Синода. Таким образом, церковь была подчинена на практике светской власти.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ. Он ведал политическим сыском
, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, все, кто осуждал реформы, поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система закрепила более строгое распределение обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов. В состав коллегии входили: президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Коллегии располагали не только административными правами, но и судебными функциями. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Весь внутренний распорядок коллегии строился в соответствии с Генеральным регламентом. Вместе с тем каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей.

В 1722 г. при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — должности прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. Генерал-прокурора Петр I называл «оком государевым». Первым генерал-прокурором Сената стал П. Ягужинский. Все центральные учреждения и Сенат располагались в Петербурге, в Москве они имели конторы.

22 октября 1721 г., когда Петербург торжественно праздновал заключение Ништадтского договора, в Троицком соборе Сенат объявил о присвоении Петру I титулов «Император», «Отец Отечества», «Великий». Россия была провозглашена империей.

В следующем году Петр издает указ «О престолонаследии». Этим актом разрушалась традиция наследования престола по мужской линии, от отца к сыну. Теперь монарх мог назначат преемника по своему усмотрению.

Итогом преобразований Петра I стало появление в Европе нового сильного государства – Российской империи. В соответствии с потребностями времени оформились политическая система, структура управления и военная организация. В значительной мере была преодолена технико-экономическая отсталость страны. Однако в ее экономической жизни определяющим продолжало оставаться сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, сдерживающими рост производительных сил.

В то же время крайне напряженной оставалась социальная обстановка в России. Главной причиной являлся рост повинностей крестьян и посадских людей, их слабое представление о задачах и ходе осуществляемых в стране преобразований. На население налагались все новые и новые подати, оборачивавшиеся ростом социальной напряженности в обществе.