Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Живопись первой четверти XVIII в. представлена работами А. Матвеева и И. Никитина. Никитин стремиться к раскрытию внутреннего мира человека, его характера (портрет Петра I). Им созданы также полотна с изображением Полтавской и Куликовской битв.

В Петровскую эпоху была проведена реформа календаря и введено летоисчисление, в соответствии с которым жили европейские государства. Раньше год начинался с 1 сентября и отчет годам велся от сотворения мира, которое, как считалось, произошло за 5508 лет до появления Христа. По велению Петра день после 31 декабря 7208 г. предписывалось считать 1 января 1700 г. «от рождества Христова». Одновременно с введением нового летоисчисления стала распространяться новая, европейская одежда (камзолы, чулки, башмаки, шляпы, галстуки).

Развитие русской культуры во второй четверти XVIII в. в значительной мере определялось интересами и потребностями дворянства. Своеобразным идеологом благородного сословия стал В. Татищев. Ему перу принадлежала пятитомная «История Российская», которая явилась первой обобщающей работой по отечественной истории.

В это время часть учебных заведений постепенно превращалась в школы только для дворян. Морская академия в 1752 г. была преобразована в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Артиллерийская и Инженерные школы были оформлены в Артиллерийский и Инженерный корпуса.

Активно развивалась географическая наука. Академией наук были организованы Камчатские экспедиции, а экспедиция во главе с В. Берингом и А. Чириковым достигла в июле 1741  г. северо-западного побережья Америки.

Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в период классицизма, представленного произведениями А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели. Представители русского классицизма отдавали предпочтение национальной тематике, ближе стояли к современной жизни, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее традиционными формами произведений были стихотворные сатиры, оды, басни.

Середина XVIII в. отмечена выдающимися открытиями первого русского профессора М. Ломоносова. Он являлся одним из основоположников физической химии, открыл закон сохранения энергии, высказал ряд идей об атомно-молекулярном строении вещества, занимался изучением атмосферного электричества и т. д. Его «Российская грамматика» явилась первой научной грамматикой русского языка. Вместе с И. Шуваловым Ломоносов учреждает университет в Москве (1755).


Духовную жизнь России второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения. Н. Новиков (1769—1773) в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» изобличал пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем: административный и судебный произвол, казнокрадство, взяточничество. Новиков полагал, что причиной всех проблем России является деспотизм, отсутствие свободы. Он призывал к равенству всех людей. Вместе с тем он считал реальным убедить монарха и помещиков в аморальности крепостничества и деспотизма, что позволит осуществить необходимые реформы «сверху» и установить в конечном итоге справедливые порядки в стране.

Иную позицию среди русских просветителей занимал Я. Козельский, полагавший, что распространению просвещения должны предшествовать перемены в социально-экономической и правовой жизни России. Он выступал за сохранение мелкой частной собственности, за обязательный труд для всех граждан, за равномерное распределение среди них богатства.

Яркий след в русской истории оставил А. Радищев — антикрепостник, противник сословных привилегий. Он был за радикальный путь изменения социально-экономического и политического строя. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев показал всю тяжесть крепостнической жизни, бесправие и нищету крестьянства и в то же время ярко обрисовал жадность, жестокость, праздность и произвол помещиков.

М. Щербатов был идеологом консервативного дворянства, сторонником монархии, но с широким привлечением к управлению государством дворянства. Он выступал за сохранение крепостнических порядков. По его мнению, освобождение крестьян могло привести к крайне негативным последствиям: крестьяне впадут в леность, станут заниматься разбоем, в их хозяйствах снизится урожайность, сократится рождаемость. Но самым опасным последствием освобождения крестьян могло стать разорение дворянства и ослабление государства. В его сочинении «Путешествие в землю Офицерскую», написанном в фантастическом жанре, была обрисована плодотворная деятельность дворян на благо всего общества. По мысли автора, они должны были управлять страной совместно с монархом, обязанным повиноваться законам своей страны. Одновременно М. Щербатов подверг критике деятельность Екатерины II, обличал жизнь царского двора.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в расширении сети учебных заведений; вторая — в усилении принципа сословности образования. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Это решение способствовало значительному увеличению числа народных школ. Если в 1782 г. в стране было всего 8 школ, то в конце XVIII в. их число увеличилось до 288. Возросло количество школ, предназначавшихся для низших слоев общества, однако крепостные крестьяне к учебе по-прежнему не допускались. Большая роль в просветительной деятельности принадлежала И. Бецкому.


В 1764 г. в деревне Смольной был открыт Институт благородных девиц. При нем имелось мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.

Заметные успехи были достигнуты в области медицины. К концу XVIII в. в России действовало три медицинских училища, Медико-хирургическая академия, при Московском университете был открыт медицинский факультет.

В 1760-е гг. развернулась творческая деятельность великого русского изобретателя И. Ползунова, который изобрел универсальную паровую машину. Крупным изобретателем был И. Кулибин, создавший знаменитые часы «яичной фигуры», сохранившиеся до наших дней. Он разработал проекты одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м., «самобеглой коляски», протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т. д.

Литература второй половины XVIII в. оставалась преимущественно дворянской. В ней прослеживаются три основных направления: классицизм, художественно-реалистическое и сентиментализм.

Классицизм воплотился в творчестве А. Сумарокова. Ему принадлежит множество лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий («Дмитрий самозванец», «Опекун»). Он был признан создателем репертуара русского театра. Сумароков считал дворянство главным сословием, а крепостное право — незыблемым. Вместе с тем он оставался противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, приветствовал женское образование.

Представителем художественно-реалистического направления был Д. Фонвизин — автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». В этих произведениях бичевались не только недостатки воспитания, но и пороки крепостничества, проявившиеся в бесчеловечном отношении к крестьянам.

Самым крупным представителем сентиментализма стал Н. Карамзин («Бедная Лиза»). Для этого направления характерны в частности идиллические картины сельской жизни, попытки показать отеческую заботу барина о крестьянах, ответное уважение и послушание последних к своему господину.

Совершенствовалась портретная живопись. Появляются пейзажи, картины с
бытовыми сюжетами, которые ранее почти не встречались. В 1757 г. была открыта при активном участии И. Шувалова Академия художеств. Кисти Ф. Рокотова принадлежат парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, ряда царских вельмож. Р. Левицким выполнены портреты Д. Дидро, П. Демидова, серия портретов воспитанниц Смольного института. В. Боровиковский создал знаменитые портреты Н. Нарышкиной, М. Орловой, М. Лопухиной и др.

Среди портретистов, вышедших из числа крепостных, были И. Аргунов и М. Шибанов. Шибанов положил начало жанровой живописи в России. Его картины «Крестьянский обед», «Сговор» обращены к повседневной жизни крестьян. Родоначальником пейзажа стал С. Щедрин. Им, в частности, изображен парковый ландшафт Павловска и Петергофа.

XVIII в. стал временем дальнейшего развития музыкального искусства. Распространяется домашнее любительское музицирование, создается оперный театр, устраиваются публичные концерты. Еще в 1730-х гг. появляется придворная итальянская опера. В 1738 г. в Петербурге открывается балетная школа.

В 1756 г. в столицу приглашена Ярославская любительская труппа Ф. Волкова. На следующий год при Московском университете организован университетский театр. В 1780 г. в Москве открыт Петровский театр, в котором шли драматические и оперные спектакли. В Петербурге музыкальные спектакли проходили с 1783 г. В последней трети XVIII в. сложилась русская композиторская школа, виднейшими представителями которой были М. Березовский, Д. Бортнянский, В. Пашкевич, Е. Фомин.

Среди скульпторов выделялись своими работами Ф. Шубин, представляющий реалистическое направление, и М. Козловский, ставший родоначальником русского классицизма. Ф. Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета. Им создана целая галерея государственных деятелей второй половины XVIII в. (Екатерины II, ее фаворитов Орлова, Зубова, Потемкина, полководцев Чернышева и Румянцева). М. Козловский выполнил памятник А. Суворову, скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва», установленную в Петергофе.

В архитектуре на смену русскому барокко приходит классицизм. Выдающимися архитекторами второй половины XVIII в. стали В. Баженов (Дом Пашкова в Москве — старое здание библиотеки им. В. И. Ленина), М. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Благородного собрания — Дом союзов), И. Старов (Таврический дворец — архитектурный памятник победам в русско-турецкой войне; собор в Александро-Невской лавре, являющийся мавзолеем над гробницей Александра Невского).


Примечательной особенностью зодчества второй половины XVIII в. является стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ансамблей. Основное внимание уделялось Петербургу и Москве. В Петербурге набережные Невы одели в гранит, была сооружена решетка Летнего сада.

Усилилась тяга дворянства к роскоши. Богатые помещики разъезжали в изготовленных за рубежом каретах, одевались в мундиры и фраки, сшитые самыми модными портными европейских столиц, употребляли изысканные блюда и напитки. Каждое из многочисленных блюд готовил отдельный повар. Знатный барин имел своего парикмахера, портного, башмачника и др. Модным считалось иметь свой театр.

Лето вельможи проводили в окружении семьи в усадьбе. Основное время использовали для охоты и приема гостей. Зимой знатные помещики выезжали в столицы — Москву и Петербург. Здесь они постоянно устраивали балы, званые обеды, маскарады. Многие развлекались карточной игрой. Держать шутов и дураков считалось уже дурным тоном. Однако мелкопоместное дворянство, составлявшее большинство, не могло себе позволить жить в роскоши.

Менее рельефными были изменения в повседневной жизни низов населения. В центральных районах страны появились деревянные полы, стали делать потолки, для вытягивания дыма из избы использовались дымоходы, изменилась конструкция печи, которую стали использовать не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. Поверх глиняного остова печи сооружались дощатые настилы.

К концу XVIII века русская культура достигает высокого уровня и отличается, несмотря на многие западные заимствования, национальным характером, самобытностью, жизнеутверждающим началом. Активно обращаясь к зарубежному опыту, Россия следует вместе с тем самостоятельным путем в развитии своей материальной и духовной культуры.
Россия

в первой четверти XIX в.


4.1. Социально-экономическое развитие
Наметившийся в XVIII в. кризис крепостнической системы получил свое дальнейшее развитие в первой четверти XIX в. Но эту тенденцию не следует понимать как последовательный упадок, хозяйство крепостной России приспосабливалось к новым условиям и развивалось. Имеют место попытки использования в помещичьем хозяйстве машин, новых методов возделывания земли с использованием агротехнических достижений науки. Но эти нововведения, основанные на труде крепостных, приносили мало пользы. Тем не менее помещичьи хозяйства были теснее связаны с рынком, чем крестьянские, продукция которых шла в основном на собственное потребление.