Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«По-новому» стремятся вести хозяйство не только помещики, но и зажиточные крестьяне. Появляются первые заводы по производству сельскохозяйственного инвентаря. В 1806 г. правительство разрешило беспошлинный ввоз в страну сельскохозяйственной техники. Шире внедряются новые культуры: сахарная свекла, картофель и др. Осваиваются новые земли на Украине, Дону, в Заволжье.

Важнейшей сферой, где происходило формирование нового способа производства, становится промышленность. Росло число крупных мануфактур, а также численность рабочих на них. В 1804 г. в России действовало около 2400 предприятий с 95 тысячами рабочих, а в 1825 г. их стало 5200 с 210 тысячами рабочих.

Характерной чертой развития промышленности стало увеличение численности вольнонаемных рабочих. В 1825 г. 114,5 тысяч занятых в производстве работников были вольнонаемными. Количество предприятий, основанных на крепостном труде (казенных, вотчинных, посессионных мануфактур), сокращались, а частнокапиталистических, основанных на наемном труде, возрастало. К середине XIX в. доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины от всего числа работающих.

Улучшалось техническое и технологическое оснащение предприятий. В 1807 г. в Петербурге на Александровской мануфактуре был установлен первый механический ткацкий станок, а на машиностроительном заводе Ч.Берда был построен в 1815 г. первый отечественный пароход «Елизавета».

Помимо развития крупной промышленности происходил подъем мелкой производства в виде городского ремесла и крестьянских кустарных промыслов. Оформляются отдельные центры специализированного ремесла: Иваново — по текстильным изделиям, Кимры — по обувному производству, Павлово — по металлической продукции.

В связи с ростом промышленности и углубляющимся разделением труда наблюдалось быстрое развитие рыночных отношений. И если ранее основной на внутреннем рынке была сельскохозяйственная продукция, то постепенно все больший удельный вес стали занимать изделия промышленности. Большую роль в развитии всероссийского рынка играли ярмарки — центры оптовой торговли. В стране насчитывалось 64 ярмарки с оборотом свыше 1 млн. руб. каждая. Среди них выделялись своими оборотами Нижегородская, Ростовская и Ирбитская.

Численность населения России за первую четверть XIX в. увеличилась с 36 до 53 млн. человек за счет присоединения новых территорий. На этом фоне контрастнее выглядели противоречия между помещиками и крестьянами.


Две основные формы крепостнической эксплуатации — барщина и оброк — использовались помещиками в максимальном размере. Нередко барщина включала в себя, помимо работы крестьянина на господской пашне, работу на крепостной фабрике, а также ежегодное выполнение других хозяйственных повинностей.

Размеры барщинных повинностей к концу первой четверти XIX в. увеличились в два раза. Во многих случаях барщина требовала от крестьян трудиться на господина 5—6 дней в неделю. Отсюда был лишь один шаг к переводу крестьян на «месячину», т. е. превращению их в крепостных рабов, не ведущих собственного хозяйства, а получающих от помещика только продукты питания и одежду. Если к концу XVIII в. оброк от крестьянского хозяйства составлял 1—5 руб. с души, то к концу первой четверти XIX в. он достиг 30 руб.

Сословный строй постепенно себя изживал – прежде всего в городах. Развитие частной торговли и промышленности вело к формированию нового класса в структуре российского общества — буржуазии. Его складывание происходило не на юридической, а на чисто экономической, имущественной основе. Ряды предпринимателей пополнялись за счет не только купцов, но и разбогатевших крестьян и мещан, а также дворян.

Заметнее проявляет себя процесс расслоения и в среде крестьянства. Наметилась тенденция к складыванию сельской буржуазии в лице крестьян-собственников (главным образом среди государственных крестьян), получивших по закону 1801 г. возможность приобретать в собственность ненаселенные земли, брать в аренду землю у помещиков.

Несмотря на достигнутые успехи в хозяйственном развитии, крепостнические порядки и бюрократическая система управления заметно сдерживали развитие производительных сил страны, замедляли темпы ее социального и экономического обновления.

4.2. Внутренняя политика
Вступив на престол, Александр I (1801—1825) заявил, что будет править «по законам и по сердцу» своей бабки. Как и Екатерина II, он стремился получить поддержку у дворянства. Были восстановлены в своих правах 12 тысяч военных и гражданских чиновников, уволенных со службы Павлом I, разрешен выезд за границу, закрыта «тайная экспедиция», отменены мелочные стеснения в отношении костюмов и т. д. Подтверждалась данные в 1885 году «Жалованные грамоты» дворянству и городам.

Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два этапа: первый (1801—1815) — реформаторский, время лавирования между консервативной екатерининской знатью и молодой либеральной аристократией; второй (1815—1825) — консервативный, охранительный («аракчеевщина»).

Из друзей своей юности — представителей дворянской знати — П. Строганова, В. Кочубея, А. Чарторыйского, Н. Новосильцева, молодой император составил в 1801 г. так называемый Негласный комитет. Члены комитета понимали необходимость преобразований, но считали для своего времени необходимым сохранить основы абсолютизма и крепостничества. В планах на будущее стояли отмена крепостного права и введение конституции. Историк А.Е.Пресняков полагал, что «Александр I – подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нарастающую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее идеологические течения».

В 1801 г. был издан указ, разрешавший покупку земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. В 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», который предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному их согласию с помещиками. Впрочем, практические результаты этого указа были невелики. За 1803—1825 гг. было заключено всего 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тысяч душ крестьян (0,5%). Слабая заинтересованность крестьян объяснялась, помимо прочего, высокой ценой свободы (за душу требовалось уплатить около 400 руб. серебром).

В 1804—1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае — в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне-хозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были нести по отношению к владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры последних существенно увеличивались. Одновременно ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.


Указ от 10 марта 1809 г. отменялось право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки. Теперь с разрешения господина крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В целом это были уступки буржуазному развитию страны, не посягавшие на права и привилегии помещиков.

Общей направленностью в деятельности правительства являлась в это время стремление активизировать частную хозяйственную деятельность в стране. Указами 1806 и 1812 г. крестьянам разрешалось вести широкую оптовую и розничную торговлю в городах, в том числе импортными товарами. Одновременно Александр I санкционирует отмену запрета на запись дворян в купечество. В 1807 г. правительство заявило о необходимости укрепления связи «между обоими государственными сословиями». Не состоявшим на государственной службе дворянам разрешалась запись в две первые купеческие гильдии.

Впрочем, в отличие от крестьян, заложенная в самой природе высшего сословия замкнутость вела к тому, что нажитые капиталы почти не шли в сферу деловых операций. Преимущественно аграрный характер интересов русского дворянина, ограниченных потребностями его крепостного хозяйства, способствовал консервации социального положения «благородного сословия», его углубляющемуся отрыву от новых веяний в хозяйственной жизни страны.

В 1803 г. было принято новое положение об устройстве учебных заведений. Создавались одноклассные приходские училища, уездные училища и гимназии в губернских городах. Было образовано 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. В 1804 г. в Петербурге начал работать Педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Одновременно создавались привилегированные средние учебные заведения — лицеи: Царскосельский (1811), Одесский (1817), Нежинский (1820). К 1812 г. в России уже было 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище.

В начале XIX в. были открыты новые университеты: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский (1804) и Казанский (1804). Вместе с Московским их стало теперь пять. В 1804 г. издан Университетский устав, по которому университетам предоставлялась значительная автономия: избирался ректор, профессура, был свой суд, университеты имели право назначать учителей в гимназии и училища.

В первые годы царствования Александра I проведены значительные преобразований в сфере государственного управления. К этому времени административная система государства находилась в состоянии явного развала. Прежняя форма центрального управления себя изжила: в коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство.


В 1801 г. был образован Непременный (постоянный) совет из высших сановников, который являлся совещательным органом при императоре. Сенат первоначально был восстановлен в качестве высшего судебно-административного органа и «хранителя законов», а в 1802 г. указом императора он объявлялся верховным органом империи. В его руках сосредоточилась высшая административная, судебная и контролирующая власть.

Были внесены изменения в статус Святейшего Синода. В его состав входили высшие духовные чины — митрополиты и архиереи, но во главе стоял гражданский чиновник — обер-прокурор. Контроль светской власти над церковью еще более усилился.

В 1801—1811 гг. была проведена министерская реформа. Вместо коллегий учреждались 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения (коллегии включались в соответствующие министерства). Теперь дела по каждому ведомству решались единолично министром, который был ответствен перед императором. Каждый министр имел товарища (заместителя) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения подразделялись на столы во главе со столоначальником. Для совместного обсуждения дел создавался Комитет министров.

В конце 1808 г. Александр I поручил М. Сперанскому (1772 – 1839) разработку плана преобразований государственного строя России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю. В нем Сперанский предлагал модернизировать российскую государственную систему путем проведения буржуазных по своему содержанию реформ.

М. Сперанский предлагал разделить общество на три «сословия»: первое — дворянство, обладающее всеми политическими и гражданскими правами; второе — купцы, мещане, государственные крестьяне, имеющие только гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий, передвижений, право выступать от своего имени в суде); третье — помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги, не имеющие ни политических, ни гражданских прав.

М. Сперанский предложил осуществить «разделение властей» - законодательной, исполнительной и судебной, при этом отстаивая независимость судебной власти и ответственность исполнительной власти перед законодательной. Каждая из ветвей власти, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.