Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В первые годы переселение развивалось быстрыми темпами. С 1906 по 1914 г. в Сибирь переселились более 3 млн. человек (из них обратно вернулось почти 800 тыс.). В целом переселенческая политика при всех ее недостатках имела прогрессивное значение. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел. Как правило, здесь создавались крепкие единоличные хозяйства.

За первые семь лет проведения аграрной реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: возросли посевные площади, на треть увеличился хлебный экспорт, достигая 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы — 40%. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

Оживление сельского хозяйства стало мощным толчком для развития промышленности. После депрессии 1904—1908 гг. среднегодовой рост продукции промышленности составил около 9%. Быстрыми темпами развивалось производство чугуна и стали, важнейших для того времени видов продукции. Так, если в 1908 г. в России было учреждено 123 компании, то в 1910 г. – 206, а в 1912 г. – 361. К началу 1914 г. в империи действовала 2181 акционерная компания (без железнодорожных). Темпы акционерного учредительства в то время в России были самые высокие в мире.

Самое яркое достижение того времени – взлет кооперативного движения. Особенных успехов достигла кредитная кооперация – объединение мелких товаропроизводителей, главным образом крестьян-единоличников для удовлетворения потребностей в кредите. За 1900-1913 гг. количество учреждений кредитной кооперации выросло в два раза. На 1 января 1914 г. кооперация объединяла более 8 млн. человек. Во главе всероссийской кредитной кооперации находился созданный в 1912 г. Московский народный банк. К 1914 г. кредитная кооперация охватила около 25% крестьян-домохозяев.

В суммарном производстве пшеницы, ржи и ячменя России принадлежало накануне Первой мировой войны первое место в мире. Она же находилась в числе крупнейших мировых производителей яиц и коровьего масла.

Вместе с тем аграрная политика Столыпина, активизировавшая хозяйственную жизнь крестьянства, не сняла напряжения в деревне. Многие земледельцы ни психологически, ни хозяйственно не были подготовлены к индивидуальному хозяйствованию. Те из переселенцев, которые вернулись из Сибири, уже не получили ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. Наблюдалось прямое противодействие крестьянства проводимым преобразованиям; имели место также излишний бюрократический контроль, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ.


В 1914 г. по сумме национального дохода, выражающей экономическую жизнь страны, Россия находилась на уровне Великобритании, почти вдвое превосходила Францию и немного (около 20%) уступала Германии. Что касается доли национального дохода, приходящейся на одного жителя Российской империи (показывающего эффективность функционирования российской экономики), то поэтому показателю она находилась между Австро-Венгрией и Японией.

Накануне Первой мировой войны была сделана попытка направить рабочее движение в реформистское русло посредством признания права рабочих на стачки и профсоюзы. Итогом согласительной работы правительства и III Думы стало принятие в 1912 г. законов о страховании рабочих, охватившем 15% их численности.

Ряд промышленников (А. Коновалов, С. Третьяков и др.) стали самостоятельно заниматься улучшением условий жизни рабочих своих предприятий: строили жилье, больницы и т. п. Средняя продолжительность рабочей недели сократилась в стране с 75 до 50—60 часов. Увеличились расходы предпринимателей на медицинскую помощь рабочим, были заключены первые коллективные договоры с предпринимателями. Вместе с тем, в текстильной промышленности России лишь работницы только нескольких фабрик получали оплачиваемый отпуск.

Не произошло серьезных сдвигов в решении национального вопроса. Столыпин, искавший политическую базу для своих реформ, поддержал в 1909 г. создание партии националистов под лозунгами «неделимости» империи и «главенства русской нации». Законом 1910 г. было ограничено право финского сейма только совещательным голосом. С 1907 г. резко сокращалось представительство национальных окраин в Государственной Думе. Столыпин решительно отверг предложение о равенстве различных конфессий. Разжигая антисемитизм, антипольские и антикавказские настроения, националисты стремились запугать массы «засилием инородцев», сформировать образ «внутреннего врага». Выражением этой политики стало «дело Бейлиса», по которому обвинение в ритуальном убийстве в Киеве христианского мальчика было выдвинуто против еврея Бейлиса (1911). Однако суд присяжных оправдал в 1913 г. обвиняемого.

В целом ставка на национализм как конструктивную идеологию оказалась бесперспективной. В связи с этим действия властей имели весьма противоречивый характер. Так, в 9 украинских и белорусских губерниях появились земства; старообрядцам были предоставлены гражданские права
; финны и русские, проживающие в Финляндии, были уравнены в правах. Вместе с тем, Финляндия была лишена права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне и т.д.; ряд ограничений сохранялись в отношении иудеев.

В новых условиях политические силы России вынуждены были пересматривать свою тактику. В конце 1907 г. возникла новая монархическая партия «Союз имени Михаила Архангела» (лидер — В. Пуришкевич), появление которой было вызвано не только личной борьбой за первенство, но и иным отношением к Думе и реформам Столыпина. В отличие от «Союза русского народа», стоявшего за сохранение общины и законосовещательные права Думы, новая партия поддерживала Столыпина и допускала наделение Думы законодательными полномочиями.

Либеральные круги (октябристы и кадеты) стремились приспособиться к столыпинскому курсу. На путь последовательной поддержки столыпинских реформ встали октябристы. Однако непоследовательность преобразований, более того – их свертывание после смерти Столыпина, усилила оппозиционность партии и привела в конечном счете к ее расколу.

Кризис переживала и партия кадетов. Позицию правого крыла партии отразил сборник «Вехи» (1909). В противовес революции авторы этого сборника (Н. Бердяев, П. Струве и др.) выдвигали идею духовного очищения личности. Заявлялось о пагубности социальной политической борьбы, которая в условиях России может привести лишь к хаосу и анархии. Свою роль в Думе кадеты определяли как «ответственную оппозицию» (в отличие от «безответственной» деятельности социал-демократической партии, использующей Думу в агитационных целях).

Серьезнейший кризис испытывала эсеровская партия. В 1909 г. было разоблачено провокаторство члена ЦК, руководителя Боевой организации партии— Е. Азефа. Эсеры-ликвидаторы были против бойкота Думы и предлагали сосредоточиться на работе в легальных организациях. Провозглашая неприятие столыпинских реформ, руководство эсеровской партии относило тем не менее слой зажиточных земледельцев, вышедших из общины, к «трудовому крестьянству», пытаясь тем самым сохранить свою социальную базу.

Серьезные идейные и кадровые трудности переживала РСДРП. Течение в меньшевизме, выступавшее за превращение РСДРП в партию парламентского типа, получило название ликвидаторства (Ю. Мартов, Ф. Дан, А. Потресов). Одновременно возникло группа меньшевиков-партийцев (Г. Плеханов), отстаивавших необходимость сохранения нелегальных партийных структур.


Среди большевиков появились отзовисты (А. Богданов, А. Луначарский). Они считали буржуазную революцию законченной, предлагали готовиться к борьбе с буржуазией, главное внимание уделять нелегальной работе, отозвать из Думы социал-демократических депутатов и выдвинули лозунг «Долой Думу!»


Часть большевиков во главе с В. Лениным резко критиковали ликвидаторов и отзовистов, считая неизбежным новый революционный подъем, и призывали сочетать легальные и нелегальные формы работы партии.

Стремление Столыпина приспособить монархический режим к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам не только левых, но и правых политических сил. Последним был нужен Столыпин-«успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Поэтому часть его законопроектов (например, о расширении бюджетных прав Думы, об усовершенствовании судопроизводства и т. д.), прошедших через Думу, отклонялась Государственным Советом. В результате из 43 обещанных реформ были частично осуществлены лишь 10.

На осень 1911 г. предполагалась отставка П. Столыпина, но в начале сентября последовало его убийство в Киеве. Стрелявшим был анархист и агент охранки Д. Багров. После смерти главы правительства в стране не нашлось сил, способных продолжить политику реформ.

Николай II и императрица Александра Федоровна видели в Думе нарушение принципа самодержавной власти. В 1912 г. активно обсуждалась идея возвращения к законосовещательной Думе. В свою очередь, среди депутатов росло убеждение в неспособности верховной власти решить социально-экономические и политические задачи, стоящие перед страной, и тем самым предотвратить новый революционный подъем. В этих условиях либералы и даже ряд правых сил переходят к позиции конфронтации с правительством.

Кадеты, левые октябристы, прогрессисты стремились усилить парламентское давление на правительство, добиваясь продолжения реформ. Правые, в свою очередь, обвиняли правительство в нерешительности, требовали ужесточения репрессий, объявления в стране чрезвычайного положения. Отношения Думы и двора обострялись из-за отношений царской семьи и Распутина. Вопрос о роли Распутина при дворе поднял в Думе А. Гучков в марте 1912 г.

После Ленского расстрела в апреле 1912 г. в стране прокатилась волна массовых митингов, демонстраций, забастовок протеста. Они сопровождались столкновением с полицией и войсками. В 1912 г. рабочее движение охватило Петербург, Москву, Прибалтику, Украину, Кавказ. В течение января—июля 1914 г. бастовало около 1,5 млн. человек. Ширилось и крестьянское движение. За пять лет (1910—1914) произошло более 13 тысяч крестьянских выступлений.