Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дума наделялась обширными правами в сфере обсуждения и принятия государственного бюджета. Отныне представленные правительством законопроекты могли стать законами только после одобрения Думой и Государственным советом. Тем самым власть императора утрачивала свой абсолютистский характер.

Таким образом, со времени принятия Манифеста 17 октября и «Основных законов…» государственный строй России претерпел существенные изменения. Впервые в российской истории император занял определенную политическую нишу, отведенную ему законодательно-правовыми установлениями. При этом ему вменялось в обязанность соблюдать четко очерченные правила поведения. Например, имея право распускать Государственную думу своими указами, монарх был обязан одновременно сообщать о назначении новых выборов и времени созыва нового представительного органа.

I Государственная Дума начала работу 27 апреля 1906 г. под председательством профессора-правоведа С. Муромцева (член партии кадетов). В ее составе преобладали кадеты (176 депутата из 448). Однако около одной четверти избранных в Думу составили крестьяне, которые объединились в так называемую Трудовую группу (трудовики – 97 человек). Социал-демократическая фракция (18 человек), в связи с бойкотированием выборов большевиками, состояла из меньшевиков.

Центральное место в деятельности Думы занял аграрный вопрос. Проекты кадетов и трудовиков выражали два различных, но объективно возможных пути разрешения аграрного вопроса: прусский и американский. Трудовики выдвинули революционно-демократический проект решения аграрного вопроса: они предлагали осуществить отчуждение помещичьей земли, превышающей «трудовую норму», всю землю передать в «народный земельный фонд», который крестьянские комитеты поделят на уравнительных началах между земледельцами. Размер выкупа должен определяться крестьянскими комитетами. Этот проект вел к ликвидации помещичьего землевладения, хотя и давал компенсацию за отчужденную у помещиков землю.

Аграрный проект кадетов был более умеренным. Он предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп «по справедливой (но не рыночной) оценке».

По сути оба проекта предполагали решение аграрного вопроса не в экономическом, а в социально-политическом русле. Перераспределение земли должно было успокоить крестьян и снизить накал общественного недовольства, но вряд ли могло решить глубинные проблемы российского сельского хозяйства. В последнем случае требовалось не просто изменить размеры землевладения. Необходимо было утвердить новое качество землепользование, прежде всего повысить эффективность крестьянского хозяйствования, утвердить в стране многочисленный слой крепких крестьян-единоличников, способных вести современное аграрное производство, умело действовать в рыночных условиях. Однако подобный подход не нашел понимания у подавляющего большинства думских депутатов.


Со своей стороны царь был категорически против всех форм отчуждения собственности, будь-то в сельском хозяйстве или в промышленности. Выступления депутатов вызвали у него крайне негативную реакцию. На этом фоне деятельность I Думы была расценена как подрывная.

Правительство обвинило депутатов в революционных замыслах и 8 июля 1906 г. I Дума (по истечении 72 дней работы) была распущена. Ответом на акт царских властей стало обращение «Народу от народных представителей», принятое в Выборге, куда выехала часть депутатов Думы (кадеты и трудовики). Обращение призывало до созыва народного представительства не платить налогов, отказываться от службы в армии и т. д.

В июле 1906 г. вспыхнуло восстание в Свеаборге и в Кронштадте, поднятое по инициативе эсеров и социал-демократов. Восстание Свеаборгского гарнизона было разгромлено, семеро его руководителей казнены. В Кронштадте 4,5 тысячи матросов и солдат подняли над фортами красное знамя с лозунгом «Земля и воля». Но и это выступление было подавлено правительственными войсками, а 36 его участников казнены.

В день роспуска Думы председателем Совета министров был назначен Петр Столыпин. 24 августа он опубликовал правительственную программу, в которой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер, объявления в некоторых районах страны военного положения и введения военно-полевых судов. Одновременно предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Было объявлено о подготовке законопроектов о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и др. Эти законопроекты планировалось обсудить в новой Думе.

20 февраля 1907 г. открылась II Государственная Дума. По своему составу она оказалась еще более радикальной, чем предыдущая. Левые партии, образовавшие на выборах блок против октябристов и кадетов, получили в Думе 222 мандата из 518, или 43%, в том числе 104 — трудовики, 65 — социал-демократы, 37 — эсеры. Кадетов насчитывалось 98 депутатов, октябристов – 44.

Председатель II Думы был избран земский деятель, член партии кадетов Ф. Головин. Основным вопросом во II Думе был аграрный; обсуждались положения столыпинской реформы.

Центральное место в работе Думы вновь занял аграрный вопрос, но к этому времени уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок. Депутаты отказалась утвердить указ от 9 ноября 1906 г. В ответ правительство решило разогнать и II Думу. По заведенному охранкой делу в «военном заговоре» были обвинены 53 депутата Думы из левых фракций. 3 июня 1907 г.
царским манифестом Дума была распущена, а избирательный закон по выборам в новую Думу изменен.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу состоятельных групп населения. Если по старому закону крестьяне избирали 42% выборщиков, землевладельцы – 31%, горожане и рабочие – 27%, то после введения изменений ситуация резко менялась.

В соответствии с новыми нормами крестьяне получали 22,5%, землевладельцы – 50,5%, горожане и рабочие – 27%. Кроме того, горожане разделялись на две курии, голосовавшие отдельно. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Новый закон был принят без одобрения Думы, тем самым нарушено положение Основных законов Российской империи. Произошел так называемый третьеиюньский государственный переворот, который, по сути, завершил этап Первой российской революции. По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Действовали военно-полевые суды.

За 1907—1910 гг. было вынесено 26 тысяч обвинительных приговоров за участие в революции. Только по суду было казнено 5086 человек. В 1909 г. в тюрьмах находилось 170 тысяч человек. Реакция обрушилась на организации рабочего класса. С 1906 по 1910 г. было закрыто около 500 профсоюзов, арестовано более 900 и выслано около 400 профсоюзных активистов. В 1907 г. членами профсоюзов Европейской части России были 250 тысяч человек, а в 1909 г. — только 13 тысяч. На промышленных предприятиях восстанавливались дореволюционные порядки: вводились штрафы, создавались «черные списки» рабочих, подлежащих увольнению.

Вместе с тем власти понимали, что одними репрессиями невозможно вывести страну из кризиса, что необходимы реформы, способные «сверху» решить проблемы, волновавшие общество. Потребность в дальнейших политических преобразованиях становилась особенно насущной в условиях происходивших в стране сдвигов социально-экономического и культурного характера. Революция наглядно продемонстрировала необходимость дальнейшего движения по пути обновления всех сфер общественной жизни, поиска наиболее оптимальной модели государственного и хозяйственного устройства, взаимоотношений общества и власти, индивидуума и государства.
7.4. Россия в период третьеиюньской монархии

Период 1907 – 1912 гг. стал временем изыскания способов политического взаимодействия и сотрудничества, поиска компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями общественной жизни, между правительством и народными избранниками.

Несмотря на отрицательное отношение Николая II к Думе, было очевидно, что без представительного органа управлять страной невозможно.

III Дума была созвана 1 ноября 1907 г. Она стала единственной, которая отработала полный срок — по 9 июня 1912 г. Председателями III Думы являлись: И. Хомяков (октябрист), с 1910 г. — А. Гучков (октябрист), с 1911 г. – М.Родзянко.

Сократилось общее число депутатов Думы. Если во второй Думе было 518 депутатов, то в третьей — 442. Октябристы имели 154 голоса, кадеты — 54, правые партии — 147, буржуазно-националистические — 26, трудовики — 14, социал-демократы — 19. Исход голосования в III Думе зависел от октябристского «маятника», качанием которого определялось черносотенное или либеральное большинство.

К числу основных обсуждаемых вопросы относились: аграрный (столыпинская реформа), рабочий (законопроекты социального характера) и национальный (холмский, финляндский, еврейский).

В этот период была сделана попытка разрешить ставшие перед страной проблемы путем постепенного реформирования социально-экономического строя империи. Определяющим направлением реформаторской деятельности стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Акцент делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной собственности крестьян на землю. Вопрос о необходимости аграрной реформы поднимался отдельными министрами (Н. Бунге, С. Витте) начиная с 1880-х гг. Но попытку реализовать преобразовательные планы на практике предпринял П. Столыпин. Его формула действий — «успокоение и реформы».

Первым шагом на этом пути стали указы августа – октября 1906 г., которыми создавался национальный земельный фонд (в том числе за счет земель, принадлежавших императору и его родственникам), позволявший развернуть широкую программу переселения крестьян. Были отменены также все ограничения для крестьянского сословия. Оно было уравнено в правах с другими группами населения в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

9 ноября 1906 г. последовал новый указ, который поощрял выход крестьян из общины вместе со своим, переводившимся в личную собственность наделом, создание ими отрубного или хуторского хозяйства. По просьбе крестьянина его разрозненные земельные полосы могли быть соединены в одно место. Так оформлялся отруб. Если к отрубу присоединялась площадь деревенской усадьбы и на него переносилось жилье, он превращался в хутор.


Еще одним крупным шагом стал закон от 14 июня 1910 г., предусматривавший обязательность ликвидации общины там, где не проходили переделы земли с 1863 г. Одновременно был усилен административно-бюрократический нажим на крестьян с целью ускорить их переход к частному хозяйствованию. При этом предполагалось, что эффективность производства в частном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании.

Правительственные меры свидетельствовали о том, что власть отказалась от старой политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника. Подобные действия отличались жесткостью и последовательностью, и были начисто лишены тех благотворительно-патерналистских начал, которыми сопровождалось прежнее отношение государства к крестьянству. Предпринимаемые меры неизбежно вели к быстрому расслоению сельского населения, к разорению его значительной части. Однако в социально-экономических реалиях начала ХХ века такая политика являлась закономерной, поскольку полноценным субъектом рыночных отношений мог стать лишь выдержавший испытание конкурентной борьбой хозяин.

В последующее десятилетие из общины вышла четвертая часть крестьянских хозяйств. Крестьянский банк, скупавший земли у разорявшихся помещиков, продал новым владельцам около 10 млн. десятин; на новые земли переселилось более 3 млн. крестьян. Всего было создано около 200 тысяч хуторов и 1,3 млн. отрубов. Вместе с тем стало ясно, что крестьяне не спешат перейти к рыночным отношениям. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов свои наделы продали 1,2 млн., т. е. 60%. Несмотря на все усилия правительства, единоличные хозяйства (по типу фермерских) составляли к 1915 г. лишь 10,3%.

Появление в деревне хуторян-фермеров нередко вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. За 1909—1910 гг. было зарегистрировано около 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.

Составной частью аграрной реформы П. Столыпина стало переселение крестьян за Урал. Правительство, во-первых, стремилось ослабить земельный голод в центральных губерниях России и, во-вторых, отправить миллионы безземельных озлобленных крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 — на остальных членов семьи), денежное пособие в размере 200 руб. на семью. Мужчины освобождались от воинской повинности.