Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5 января 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором были установлены сжатые сроки коллективизации для зерновых районов (самый поздний — весна 1932 г.). В свою очередь руководители на местах еще более ускоряли эти темпы. Зимой 1929—1930 гг. развернулась действительно «сплошная» коллективизация. Обобществлялись даже мелкий скот и птица.

Одновременно проводилось раскулачивание, охватившее местами до 15% хозяйств, то есть лишались имущества не только кулаки, удельный вес которых составлял к 1929 г. 2,5—3%, но и середняки. 30 января 1930г. Политбюро утвердило постановление "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации", в соответствии с которым предписывалось производить у кулаков конфискацию имущества, а их самих делить на три категории - "контрреволюционный актив", "крупные кулаки и бывшие полупомещики", "остальная часть".

Раскулаченных выселяли в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных «антисоветчиков» отправляли в концлагеря. На этом фоне нарастала волна массового недовольства крестьян. Они обращались с письмами протеста, самоликвидировали хозяйства, забивали скот, организовывали вооруженные выступления. С начала 1930 г. за 2,5 месяца (до середины марта) было зарегистрировано более 2 тыс. крестьянских выступлений.

2 марта 1930 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся в стране положение глава партии возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что нельзя колхозы создавать силой. После этой статьи Сталин стал восприниматься огромной массой крестьян как народный заступник.

Однако серьезного изменения аграрной политики не произошло. С осени 1930 г. пошли новые волны раскулачивания. Всего было ликвидировано 1 млн. 100 тыс. хозяйств, только в 1931—1932 гг. выслано в отдаленные районы около 380 тысяч семей. Одновременно продолжалось создание коллективных хозяйств. В сентябре 1931 г. колхозы объединяли 60% крестьянских дворов, в 1934 г. — 75%.

Проводившаяся властями аграрная политика нанесла сельскому хозяйству огромный ущерб. К 1933—1935 гг. поголовье скота сократилось почти в 2 раза, овец — в 3 раза, свиней и лошадей — в 2,5 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936—1940 гг. сократилась до уровня 1924—1928 гг.

В 1932 г. в ряде крупных сельскохозяйственных районов (Украина, Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ, Казахстан и др.) начался массовый голод, унесший около 5 млн. жизней. Причиной его была не столько коллективизация как таковая, сколько произвольное изъятие у крестьян зерна и скота, проводившееся под предлогом необходимости увеличения экспорта сельхозпродукции (заметим, что выручка страны от экспорта хлеба в голодном 1933 г. составляла лишь 8% от общей суммы).


Летом 1932 г. крестьяне, пытаясь как-то прокормиться, тайком срезали на колхозных полях колосья; когда началась уборка, появились "несуны". Зерно несли с токов в карманах и за пазухой. В ответ, в августе 1932 г. был принят закон об охране социалистической собственности, написанный собственноручно Сталиным. Он вводил в качестве меры судебной репрессии за хищение колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества. "Закон о пяти колосках" - так называли его в деревне. К началу 1933 г. в РСФСР по этому закону было осуждено более 50 тыс. человек, из которых более 2 тыс. - к высшей мере наказания.

Сталинская «революция сверху» достигла поставленных целей: ценой огромных жертв деревня обеспечивала решение задач индустриализации. Крупные хозяйства давали гарантированные объемы продовольствия и сырья по низким ценам, новостройки были обеспечены рабочей силой, поддержание невысокого жизненного уровня огромной массы населения (прежде всего крестьянства) позволяло более быстро решать задачи промышленного переустройства страны.
9.8. Осуществление культурных преобразований
Революция расколола российскую интеллигенцию. Вопрос о возможности сотрудничества с большевиками и советской властью оставался актуальным и по окончании гражданской войны. Часть интеллигенции либо не приняла, либо «не поняла» революцию. Другая часть искренне сотрудничала с большевиками по тем или иным причинам. До известного времени советское правительство было заинтересовано в таком сотрудничестве, всячески привлекая на свою сторону «старых специалистов». Наиболее революционно настроенная интеллигенция активно участвовала в создании новой культуры (Пролеткульт, программа «Театральный Октябрь», РАПП и т. д.). Многие представители интеллигенции не покинули страну, но и не разделяли взглядов большевиков.

Одной из главных задач начала 20-х гг. оставалась борьба с неграмотностью. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1923 г. образовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (председатель — М. Калинин). В 1928 г. по инициативе комсомольцев начался Всесоюзный культурный поход «Грамотный — обучи неграмотного».

Второй серьезной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась в сентябре 1918 г. с создания единой для всей страны трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась.


В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование (в городах — обязательное семилетнее). За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн. учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели.

В 1931 г. постановлениями ЦК ВКП(б) в школу возвращались старые, дореволюционные методы обучения (уроки, предметы, оценки). В школы было направлено 350 партработников и 100 комсомольских работников для осуществления идеологического руководства. В 1932 г. все эксперименты в области программ обучения были объявлены «левацким уклоном» и «секретным троцкизмом». В школе вводилось твердое расписание, дисциплина. С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной истории, русской истории, введены учебники по всем предметам. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждалась начальная школа — с 1 по 4 класс, неполная средняя — с 1 по 7 класс, средняя — с 1 по 10 класс.

Потребности развития промышленности вызвали необходимость создания профессиональной школы. В 1933—1937 гг. вводится обязательный минимум технических знаний для рабочих различных специальностей, создается система школ и курсов по профессиональному обучению при заводах и фабриках. Открываются новые технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.

Первые преобразования в области высшего образования были проведены еще в годы гражданской войны. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в высшие учебные заведения, отменена плата за обучение. С 1919 г. во многих вузах стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования (впоследствии ликвидированы).

Эпоха пятилеток вызвала подлинный кадровый бум. Выпуск специалистов с высшим образованием к концу второй пятилетки вырос в 3,6 раза, из техникумов — в 6,5 раза. Были открыты сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн. специалистов.

Вместе с тем ориентация на подготовку узких специалистов-производственников вела к снижению качества образования. Затраты на одного студента были в 3—4 раза меньше, чем до революции. В конце 20-х — начале 30-х гг. была предпринята попытка отменить дипломные проекты и работы, сократить срок обучения, сделать основной упор на вечернее и заочное обучение.


Новая интеллигенция формировалась как из специалистов старой школы, так и из числа выдвиженцев рабоче-крестьянского происхождения, молодых выпускников советских вузов и техникумов. Из числа последних в конце 1927 г. была образована Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), которая рассматривалась как "авангард революционной части трудовой интеллигенции".

В 1941 г. в народном хозяйстве работало более 900 тысяч специалистов с высшим образованием. В 20-е гг. началась работа по созданию письменности у народов, ранее не имевших ее. К концу 30-х гг. свою письменность обрели 46 народов.

В 1925 г. Российская Академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. В 1929—1931 гг. в состав академиков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов (И. Губкин, Н. Бухарин, Г. Кржижановский, А. Луначарский, С. Струмилин и др.). В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент — Н. Вавилов).

Проводились исследования в области микрофизики (П. Капица), физики полупроводников (А. Иоффе), атомного ядра (И. Курчатов, Г. Флеров, А. Алиханов и др.), ракетной техники. Незадолго до начала войны под руководством А. Александрова были созданы способы защиты кораблей от магнитных мин. Большие средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Котин, М. Комкин, А. Морозов), самолетов (А. Туполев, С. Илюшин, Н. Поликарпов, А. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Грабин, И. Иванов, Ф. Петров), автоматического оружия (В. Дегтярев, Ф. Токарев).

В середине 30-х гг. в регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

В 20-е гг. началась реализация программы монументальной пропаганды. В список революционеров, в честь которых предполагалось соорудить памятники, было внесено около 70 имен. Первым был сооружен памятник А. Радищеву в Петрограде (1918 г., скульптор Л. Шервуд), в 1922 г. у фасада здания Московского университета открыты памятники А. Герцену и Н. Огареву (скульптор Н. Андреев).

В то же время разрушались многие памятники «в честь царей и их слуг», архитектурные сооружения (Сухарева башня, храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Красные ворота и т. д.). Многие отечественные монастыри стали в 30-е гг. местами заключения.


20-е гг. стали плодотворными в области художественной культуры. В это время выделялись два основных направления — героико-романтическое и критическое. Появляются такие разноплановые литературные произведения, как "Чапаев" Д. Фурманова (1923), "Железный поток" А. Серафимовича (1924), "Белая гвардия" М. Булгакова (1925), "Разгром" А. Фадеева (1926), "Чевенгур" А. Платонова (1926) и "Тихий Дон" М. Шолохова (1928 - 1 часть).

В изобразительном искусстве плодотворно работали художники различных направлений - И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. М. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" (1925) с триумфом завоевывает экраны мира.

В 30-х гг. ситуация меняется. Происходила формализация и упрощение художественной культуры. Руководство страны решало, чтó из произведений искусства будет нужным и полезным народу. В связи с этим процесс развития культуры приобретал крайне противоречивые черты. Впервые миллионы людей познакомились с творчеством Пушкина, Гете, Шекспира. Общество обрело книги М. Шолохова, А. Гайдара, А. Макаренко, К. Паустовского, К. Чуковского, стихи Б. Пастернака, Т. Табидзе, Е. Чаренца, музыку С. Прокофьева, Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. Мухиной, М. Нестерова, А. Пластова, фильмы А. Довженко, Г. и С. Васильевых, здания архитекторов А. Щусева, братьев Весниных и т. д.

Одновременно в качестве единственного творческого метода был провозглашен социалистический реализм. На смену объективности в оценках пришли авторитарность и проработки неугодных. Подверглось гонениям творчество М. Булгакова, С. Есенина, живопись К. Малевича, П. Филонова.

В 1932 г. были ликвидированы многочисленные творческие объединения, а их место заняли централизованные организации: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.) и республиканский Союз художников.

Оставались напряженными взаимоотношения государства и церкви. Широкая атеистическая пропаганда, активные действия Союза воинствующих безбожников превратили СССР в страну массового атеизма. При этом не всегда соблюдался такт по отношению к религиозным чувствам; нередко закрывались, и даже разрушались церкви.

В эти годы начинает формироваться идеология культа личности Сталина. В декабре 1929 г. 50-летие Сталина было отмечено как всенародное торжество, превозносились его личные заслуги. Своеобразной «библией сталинизма» стал «Краткий курс истории ВКП(б)».