Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) была поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В связи с этим ХIV съезд принято определять как «съезд индустриализации» (с этой характеристикой согласны не все историки). К основным целям индустриализации были отнесены: ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

К XV съезду партии в руководящих кругах партии получила распространение не только идея индустриализации, но и мнение о необходимости высокого темпа ее проведения. Одновременно совершался переход к жесткой централизации и концентрации всех ресурсов, регулированию народного хозяйства с помощью государственных планов.

В проведении индустриализации выделяются несколько этапов: 1) 1928—1932 гг.; 2) 1933—1937 гг.; 3) 1938—1941 гг.

Первый пятилетний план (1928/29—1932/33) стал реализовываться с 1 октября 1928 г. Он был подготовлен специалистами Госплана в двух вариантах: минимальном и максимальном. Показатели последнего были выше в среднем на 20%. V Всесоюзный съезд Советов в мае 1929 г. приняли к выполнению "оптимальный" вариант пятилетнего плана развития народного хозяйства. Главной его задачей было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

За пять лет намечалось увеличить выпуск промышленной продукции на 180%, сельскохозяйственной – 55%, рост национального дохода должен был составить 103%. За те же годы реальная заработная плата должна была вырасти на 71%, доходы крестьян – на 67%, производительность промышленного труда- на 110%. Задания в целом были напряженными, но при благоприятных условиях выполнимыми. К разработке плана были привлечены видные ученые А. Бах (биохимик), И. Александров и А. Винтер (энергетики), Д. Прянишников (агрохимик).

Однако Сталин скорректировал их, значительно подняв все плановые показатели. Но и эти поправки он счел недостаточным. В декабре 1929 г. на съезде ударников был выдвинут лозунг «Пятилетку в четыре года!» Обосновывая этот призыв, Сталин говорил: «Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Это указание означало необходимость совершения гигантского рывка.


Таким образом, 1929 г. стал годом "великого перелома". К этому времени нэп оказался фактически свернут, а в руководстве страны в отношении дальнейших путей развития государства возобладала точка зрения Сталина о необходимости форсированного развития тяжелой индустрии. В 1930 г., выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин потребовал гигантского увеличения заданий пятилетки, утверждая, что по целому ряду показателей план может быть перевыполнен.

Масштабность задач потребовала усилить централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы предприятий. Основной проблемой стали финансы: где найти средства? Решено было обеспечить финансирование за счет внутренних источников: накоплений в самой промышленности; перераспределения через госбюджет доходов других отраслей; привлечения сбережений населения; продажи водки; поступлений от продажи за рубеж драгоценностей и произведений культуры, зерна, леса, пушнины, нефтепродуктов; строжайшей экономии.

Как же была выполнена первая пятилетка? До недавнего времени считалось, что она завершилась досрочно — за 4 года и 3 месяца. Именно так доложил Сталин на январском Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1933 г., имея в виду выполнение плана по выпуску валовой продукции промышленности (в рублях). Однако по всем другим показателям первая пятилетка выполнена не была. Основной причиной такого итога стал волюнтаристский пересмотр заданий, их форсирование, так называемая политика «подхлестывания».

Плановые темпы развития крупной индустрии были произвольно увеличены до 32%, а затем даже до 45—47%. Хозяйственная деятельность была дезорганизована, произошла ломка управления, экономика «надорвалась». Если в 1928—1929 гг. реальные темпы составляли 23,7%, то к 1933 г. они упали до 5%. К середине 1931 г. были введены карточки на промышленные товары.

Объективные условия первых лет индустриализации СССР, такие как использование труда неквалифицированных и неграмотных рабочих, отсутствие у ряда руководителей технического образования, принудительный труд и т. д., оборачивались на практике крупным авариям, порчей оборудования, взрывами.

И хотя сталинские задания по первой пятилетке не были выполнены, в 1928—1932 гг. произошел значительный рывок в процессе индустриального развития страны. Производство продукции тяжелой промышленности выросло за эти годы в 2,8 раза, машиностроения — в 4 раза. Вступили в строй Днепровская гидроэлектростанция, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге.


В конце первой пятилетки на вооружение Красной армии поступили новые образцы артиллерийских орудий. В эти же годы начинается изготовление первых опытных образцов советских танков. Тогда же была принята пятилетняя программа военно-морского судостроения, в полной мере однако не реализованная.

Уроки первой пятилетки были приняты во внимание правительством. Вторая пятилетка (1933—1937 гг.) была более реалистичной, динамика роста улучшилась, хотя некоторые задания также оказались не выполнены. За эти годы были построены Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожье», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.

К концу 30-х гг. по структуре промышленности СССР вышел на уровень развитых стран, а по объему ее производства — на первое место в Европе и на второе в мире. Были созданы новые отрасли: авиационная, автомобильная, тракторная, подшипниковая, химическая, танкостроительная, производства синтетического каучука и др.

За пятилетки было построено и реконструировано 9000 крупных предприятий. Страна обрела экономическую независимость и мощную военно-промышленную базу. Импорт машин составлял в 1937 г. лишь 0,9% от общей их потребности. К концу 1935 г. план ГОЭЛРО был перевыполнен более чем в 2 раза. На Востоке СССР возникла вторая угольно-металлургическая база. За годы второй пятилетки СССР, по существу, прекратил ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов.

Все эти успехи были достигнуты благодаря самоотверженному труду народа. Энтузиазм рабочих в освоении новых приемов труда, более совершенной техники и технологии проявился, например, в стахановском движении. Зачинателем его стал Алексей Стаханов, который в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. на донецкой шахте "Центральная-Ирмино", изменив организацию труда, добыл за смену (5 часов 45 минут) 102 т. угля вместо 7 т. по плану. В годы второй пятилетки стахановское движение охватило большинство отраслей промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство.

Несомненно, в результатах индустриализации сыграла свою роль введенная в стране командно-административная система управления экономикой, а также эксплуатация заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил была создана мощная тяжелая промышленность, военный потенциал страны резко возрос.


Вместе с тем экономическое положение страны оставалось сложным: крайне тяжелая ситуация сохранялась в сельском хозяйстве, легкая промышленность не удовлетворяла потребности населения в товарах широкого спроса. Оформившаяся хозяйственная система не имела внегосударственных стимулов к саморазвитию и представляла собой вариант экономической самоизоляции в условиях военно-политического противостояния с окружающим миром.

Чрезвычайно острой оставалась проблема накоплений. Финансовые средства для инвестиций в экономику были чрезвычайно скудны. Прежние надежды на получение средств от концессий, на зарубежные кредиты не оправдались, а внешнеторговые операции должной выручки не давали. В этих условиях одним из главных источников накопления оставалось сельское хозяйство, которое должно было обеспечивать рост промышленного производства в стране.


9.7. Коллективизация сельского хозяйства
Первые коллективные хозяйства стали возникать еще на рубеже 1917—1918 гг. Тогда же определились три их основные формы, различающиеся степенью обобществления: ТОЗы (общий труд по обработке земли), артели (обобществлены основные средства производства, земля, инвентарь, скот, включая мелкий скот и птицу) и коммуны (большая степень обобществления производства и даже быта).

В первое десятилетие советской власти преобладали артели и коммуны. В 1926 г. колхозы объединяли около 1% крестьянских хозяйств, как правило бедняцких. Как один из возможных способов социалистического переустройства деревни рассматривалось создание государственных хозяйств (совхозов), прямо субсидируемых из казны.

Во второй половине 20-х гг. СССР оставался аграрной страной. К 1927 г. в стране было 25 млн. крестьянских хозяйств, каждое из которых имело в среднем 4—5 га посева, 1 рабочую лошадь, 1 корову. Лишь 15% хозяйств имели машины или технику на конной тяге.

Подъем сельского хозяйства прямо зависел от развития его технической базы. Перевод аграрного сектора на основу крупного производства, повышение его эффективности стали к концу 20-х гг. объективной необходимостью. XV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1927 г., принял решение о развитии всех форм кооперации, постепенном переходе к коллективной обработке земли на основе создания крупной машиностроительной базы и электрификации страны. Однако ни сроков, ни конкретных форм и способов кооперирования крестьянских хозяйств съезд не устанавливал.

Первый пятилетний план предусматривал объединение к концу 1932 г. 18—20% крестьянских хозяйств. Однако Сталин и его окружение под влиянием «кризиса хлебозаготовок» пошли по пути свертывания нэпа. Кооперирование стало рассматриваться ими не как самостоятельная социалистическая задача, а как средство решения хлебных трудностей.

Курс на индустриализацию, по мнению Сталина, требовал от деревни рабочую силу — для возведения новостроек, сырье — для промышленности, продовольствие — городу и армии, валюту — за счет экспорта хлеба. Решение этих задач предполагало коренную перестройку аграрного сектора. Решено было начать форсированное создание колхозов и совхозов. Летом 1929 г. был выдвинут лозунг «сплошной коллективизации».