Файл: Ма Организацияработодатель на рынке труда Вопросы темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ма 3. Организация-работодатель на рынке труда
Вопросы темы:
1. Организация маркетинговых исследований рынка труда.
2. Элементы кадровой стратегии организации, связанные с ее работой на рынке труда.
3. Формирование позитивного имиджа организации-работодателя на данном рынке.
Цели и задачи изученияданной темы – ознакомление с основными требованиями к хозяйственному поведению организации-работодателя на рынке труда.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
· причины, определяющие необходимость постоянного мониторинга состояния сегментов рынка труда, интересующих конкретную организацию-работодателя;
· прикладные задачи, основные объекты и методы организации проведения маркетинговых исследований на рынке труда;
· возможные стратегические подходы к организации работы на рынке труда при привлечении новых сотрудников и взаимодействии с другими участниками данного рынка;
· какое влияние оказывает имидж на позиции организации на рынке труда и открывающиеся здесь возможности и опасности с позиции ее конечных коммерческих и финансовых интересов;
· критерии, определяющие имидж работодателя на рынке труда.
и приобретете следующие профессиональные компетенции:
· способность организовать системные маркетинговые исследования на интересующих конкретного работодателя сегментах рынка труда;
· навыки формирования стратегии хозяйственного поведения организации на рынке труда;
· умение выбирать наиболее привлекательные для конкретной организации сегменты рынка трудовых ресурсов и наиболее эффективные методы привлечения новых сотрудников;
· навыки оценки имиджа собственной организации и ее основных конкурентов на соответствующем сегменте рынка труда.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Должностная инструкция – внутренний регламент организации, определяющий функциональные обязанности, права и личную ответственность сотрудника, занимающего конкретное рабочее место.
Кадровый агрессор – организация, использующая прямое переманивание у конкурентов наиболее ценных сотрудников в качестве приоритетного метода привлечения персонала.
Кадровое направление деятельности – одно из направлений уставной деятельности организации, включающее в себя весь комплекс задач, связанных с удовлетворением его потребностей в трудовых ресурсах и управлением ими.
Кадровые риски – совокупность рисков организации по кадровому направлению деятельности. Классифицируются на следующие три группы:
· риски количественного характера, проявляющие себя в имущественных и неимущественных потерях организации вследствие недостатка или переизбытка персонала (наличие вакантных должностей, не замещенных в течение продолжительного времени, либо должностей, не обеспеченных должной текущей загрузкой);
· риски качественного характера, проявляющие себя в имущественных и неимущественных потерях организации вследствие недостаточной ответственности или квалификации персонала;
· риски нелояльности, проявляющие себя в имущественных и неимущественных потерях организации вследствие недостаточной лояльности персонала своему работодателю.
Кадровая стратегия – совокупность стратегических целей организации по кадровому направлению деятельности и избранных на вариантной основе подходов к их практической реализации.
Кадровые политики– специально выделенные направления кадровой стратегии организации, обращенные на решение смежных по характеру управленческих задач стратегического характера. В большинстве организаций выделяются следующие политики:
· политика регулирования кадрового состава организации;
· политика развития персонала;
· политика мотивации персонала;
· социальная политика.
Корпоративный дух – одна из приоритетных целей управления кадровым направлением деятельности, реализация которой во многом гарантирует высокую степень ответственности и лояльности наемных работников. Определяет состояние психологического климата, характеризующееся глубокой удовлетворенностью у большинства работников фактом своей работы именно в данной организации, в данном трудовом коллективе, а также уважением к своему работодателю, преданностью корпоративным интересам компании.
Персонал – совокупность сотрудников организации, отношения трудового найма с которыми действуют в расчетном периоде.
Персональный менеджмент – управление персоналом (в зависимости от контекста может рассматриваться как прикладная система управления или автономный раздел науки управления).
Планирование персонала – операционная подсистема персонального менеджмента, целью которой является определение плановых задач по любым аспектам развития кадрового направления деятельности.
Служба персонала (кадровая служба) – специализированная штабная инстанция, ответственная за эффективное функционирование кадрового направления деятельности организации.
Трудовой коллектив – персонал конкретного структурного подразделения или организации в целом.
Человеческий фактор – управленческий термин, используемый для указания на влияние на какой либо процесс или событие участвующего в нем человека или человеческого коллектива. Может использоваться в позитивном или негативном смыслах и подчеркивает непредсказуемость соответствующего влияния.
Вопрос 1. Организация маркетинговых исследований на рынке труда.
Рынок труда как один из ресурсных рынков, удовлетворяющих потребности организации, выступает в роли объекта постоянных маркетинговых исследований.
Основной целью маркетинговых исследований является объективное позиционирование конкретной организации на соответствующем (отраслевом и региональном) сегменте рынка труда, в том числе в сравнении с основными ее конкурентами, а также определение стратегических приоритетов хозяйственного поведения на данном рынке.
Прикладными задачами маркетинговых исследований на рынке труда выступают:
· оценка текущего состояния и перспективной динамики сегмента рынка труда, на котором работает организация, включая степень развития его инфраструктуры;
· оценка степени привлекательности организации как работодателя в сравнении с основными ее конкурентами;
· определение соотношения спроса и предложения труда сотрудников необходимых организации профессий, квалификации и специализации;
· оценка эффективности и ценовых характеристик услуг, предлагаемых специализированными структурами, действующими на соответствующем региональном рынке;
· оценка опасностей и возможностей для хозяйственных интересов организации, вытекающих из политики, реализуемой на рынке труда органами государственного управления различного уровня.
Субъектами маркетинговых исследований на рынке труда могут выступать:
· маркетологи собственной кадровой службы организации-работодателя (в крупных организациях);
· маркетологи крупных рекрутинговых и консалтинговых агентств, действующих в качестве подрядчиков организаций-работодателей, не обладающих собственными специалистами (в небольших и средних организациях).
Методические требования к организации маркетинговых исследованийна рынке труда:
· комплексный характер исследований, распространяющихся на все интересующие организацию сегменты и сторонних участников;
· регулярность проведения исследований, по ряду позиций – в режиме непрерывного мониторинга;
· использование достоверных, при возможности – альтернативных источников маркетинговой информации;
· сочетание формализованных и неформальных методов исследования;
· обеспечение прикладной направленности результатов исследований;
· персонифицированная ответственность исполнителей за достоверность, полноту и оперативность результатов маркетинговых исследований.
Основные источники маркетинговой информациио рынке труда:
· профильные периодические печатные издания, отражающие информацию о спросе и предложении трудовых ресурсов;
· информационные бюллетени региональных служб занятости;
· сайты рекрутинговых агентств;
· сайты профессиональных образовательных учреждений;
· сайты консалтинговых агентств;
· неформальные источники информации, позволяющие оценить позиции основных конкурентов организации на рынке труда.
Результаты маркетинговых исследований на рынке труда:
· регулярные аналитические обзоры для топ-менеджмента организации;
· рекомендации по выбору приоритетных для организации сегментов рынка трудовых ресурсов;
· рекомендации по выбору приоритетных для организации методов привлечения новых сотрудников;
· рекомендации по выбору стратегических партнеров организации из числа образовательных учреждений, рекрутинговых агентств и консалтинговых центров.
Вопрос 2. Элементы кадровой стратегии организации, связанные с ее работой на рынке труда.
Одним из главных результатов маркетинговых исследований рынка труда являются рекомендации по выбору следующих трех стратегических приоритетов, закрепляемых в кадровой политике организации:
· приоритетный для организации сегмент рынка трудовых ресурсов;
· приоритетные для организации методы привлечения новых сотрудников;
· приоритетный вариант работы с сервисными структурами на рынке труда.
Для решения этой задачи специалисты кадровой службы должны рассмотреть изложенные ниже варианты и выбрать из них наиболее подходящие для конкретной организации-работодателя, исходя из ее:
· отраслевой принадлежности;
· регионального расположения;
· финансовых возможностей;
· масштабов бизнеса;
· имиджа на рынке труда.
Возможные варианты выбора приоритетного для организации сегмента рынка трудовых ресурсов:
· приоритетная ориентация на найм квалифицированного персонала, предполагающая замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест сотрудниками, имеющими не только соответствующее профессиональное образование, но и достаточный опыт практической работы по специальности (рекомендуется использовать вновь созданным или молодым организациям, которые просто не имеют шанса закрепиться на рынке, опираясь на неопытные кадры);
· приоритетная ориентация на найм молодых специалистов, предполагающая замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест кадровыми сотрудниками в режиме их вертикальных должностных перемещений, на освободившиеся рабочие места которых привлекаются выпускники профессиональных образовательных учреждений необходимого уровня (рекомендуется использовать организациям, уже закрепившимся на рынке и расположенным в городах с развитой сетью образовательных учреждений);
· приоритетная ориентация на неквалифицированных работников, предполагающая замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест категории «исполнители» сотрудниками, не имеющими профессионального образования и стажа работы, т.е. преимущественно выпускниками средней школы (рекомендуется использовать организациям, работающим в регионах со слаборазвитой инфраструктурой рынка труда).
Возможные варианты выбора