Файл: Ма Организацияработодатель на рынке труда Вопросы темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
для организации – как лучше использовать данного работника; какое дополнительное обучение, повышение квалификации требуется работнику, в каких областях знаний или практической деятельности и в каком объеме; для работника – на что ему следует обратить внимание для развития своего управленческого потенциала. Среди очевидных достоинств, которыми обладает подход к оценке менеджеров, используемый в оценочных центрах, можно выделить следующие:
1. работники оценочных центров не связаны с оцениваемыми отношениями начальник – подчиненный, что делает их оценки более объективными;
2. при оценке упор делается не на оценку прошлой деятельности кандидатов, а на наблюдение и оценку его поведения в специально моделируемых ситуациях;
3. стандартизация тестовых упражнений уравнивает шансы разных кандидатов;
4. использование широкого набора тестов, упражнений и деловых игр позволяют кандидатам максимально полно проявить свой потенциал;
5. оценочные деловые игры тесно увязаны с наиболее значимыми аспектами работы руководителя, что позволяет по их итогам делать обоснованные заключения относительно конкретных кандидатов. Если руководство предприятия принимает решение о необходимости создания центра, то еще один вопрос, который следует решить: в какой форме будет работать центр оценки? На постоянной основе или его работа будет прекращена сразу после завершения оценочных процедур и подготовки соответствующих отчетов.
Приведем конкретные примеры вопросов при отборе менеджеров:
При проведении внутреннего и внешнего аудита допустимо использовать работу Assessment Center («Центр оценки») и Development Centre («Центр развития»).
Assessment Center («Центр оценки») – стандартизованная технология, предназначенная для комплексной оценки персонала в организации в соответствии с критериями, сформулированными руководителем (заказчиком).
Ассесмент-центр («Центр оценки») является комплексной процедурой оценки личностного и профессионального потенциала руководителей и ключевых сотрудников организации, в которой используются разнообразные методы оценки:
· ситуационно-поведенческие тесты;
· бизнес-симуляции;
· профессиональные и личностные тесты;
· глубинное интервью;
· интервью по компетенциям и т.д.
«Центр оценки» является универсальной процедурой, позволяющей решать самые различные
задачи. Перечислим основные их них:
· Формирование кадрового резерва.
· Принятие решений о приеме кандидата на руководящую должность и прогнозирование успешности его профессиональной деятельности в рамках компании.
· Оценка профессионально важных качеств и управленческого потенциала руководителей всех уровней.
· Проведение конкурса на замещение вакантной должности.
· Оценка уровня сформированности команды и прогнозирование успешности работы в данном составе.
· Определение потребности в обучении и развитии ключевых специалистов.
· Разработка корпоративной системы оценки эффективности профессиональной деятельности и др.
Development Centre («Центр развития») – один из методов оценки профессионально важных качеств и навыков сотрудников организации, обладающий мотивационным и обучающим эффектом. «Центр развития» рекомендуется проводить:
· В начале обучения, направленного на формирование менеджерских навыков. Этот метод повышает внутреннюю мотивацию участников на дальнейшее обучение, позволяет им понять свои «проблемные зоны» и расставить приоритеты в развитии.
· В конце программы обучения. В этом случае участники могут самостоятельно оценить уровень сформированности своих управленческих навыков, понять, каких результатов достигли в процессе обучения.
Основное отличие технологии «Центр развития» (Development center) от «Центра оценки» (Assessment center) заключается в том, что последняя в большей степени предназначена для диагностики личностного и профессионального потенциала и обычно применяется с целью отбора персонала и оценки эффективности деятельности сотрудника. А метод «Центр развития» скорее ориентирован на решение задач развития, обучения сотрудников и на оценку соответствующих навыков.
Цели применения технологии «Центр развития» (Development center):
· получить данные об уровне сформированности менеджерских навыков сотрудников компании;
· повысить их мотивацию к обучению и профессиональному росту;
· создать «ориентировочную основу деятельности», то есть сориентировать участников в том, какие действия необходимо выполнить для реализации того или иного навыка и др.
Методы работыDevelopment Centre («Центр развития»):
В процедуре «Центра развития» используются упражнения, деловые игры и проектные задания. Каждое упражнение или ролевая игра направлены на выявление определенного качества или умения. В разных заданиях оцениваются несколько навыков.
Упражнения построены перекрестным методом, когда данные, полученные в одном упражнении, подтверждаются или корректируются данными, полученными в ходе выполнения другого упражнения. Таким образом, мы получаем надежную информацию о человеке, многократно проверенную несколькими методами.
После выполнения упражнения участники получают бланки с заранее разработанными показателями или индикаторами, указывающими на наличие у участника оценки того или иного навыка. В ходе просмотра записи упражнения те участники «Центра развития», которые выполняли данное задание, оценивают степень сформированности у себя навыка по заранее определенной и утвержденной шкале.
При завершении работы по технологии «Центр развития» каждый участник получает обратную связь, и составляется план его индивидуального развития.
С помощью «Центра развития» оцениваются следующие навыки:
· планирования деятельности руководителя;
· прогнозирование развития ситуации;
· систематизация и анализ информации;
· навык «видения будущего»;
· проведения переговоров;
· публичное выступление;
· навык самоорганизации;
· проведение рабочих совещаний;
· принятие управленческих решений;
· постановка задачи подчиненным и контроль исполнения;
· предоставление подчиненному информации о его действиях;
· предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
· создания проектной команды (временной рабочей группы).
Тема 5. Решение о приеме кандидата на работу
Цели изучения темы:
1. Помочь студенту овладеть необходимым объемом знаний и навыков, необходимых для грамотного принятия решения о приеме кандидата на работу.
2. Обеспечить (совместно с материалами других учебных курсов) его подготовку к эффективному выполнению данной функции в месте его будущей работы.
Задачи изучения темы:
1. Изучить особенности и возможные ошибки при оценивании кандидата.
2. Изучить процедуру принятия окончательного решения о приеме кандидата на вакантную должность.
3. Изучить показатели эффективности процесса поиска и отбора кадров.
Успешно изучив тему, Вы должны:
знать:
· систему оценок кандидата;
· ошибки, допускаемые в процессе оценивания кандидата;
· типы процедур принятия окончательного решения;
· как и для чего, необходимо умет грамотно отказать претенденту;
· показатели эффективности отбора;
· прямые и косвенные затраты при ошибках отбора.
уметь:
· грамотно разработать систему оценки кандидата;
· провести процедуру принятия окончательного решения.
приобретете навык:
· используя полученные знания, наиболее эффективно организовывать и провести процедуру отбора персонала в организации.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· окончательное решение;
· воронка отбора;
· система оценки кандидатов;
· ошибка центральной тенденции;
· ошибка снисходительности;
· ошибка высокой требовательности;
· эффект ореола;
· ошибка контраста;
· стереотипизация;
· процедура принятия окончательного решения;
· отказ о приеме на работу;
· показатели эффективности процесса приема и отбора персонала;
· интервью с увольняющимся;
· прямые и косвенные финансовые потери при ошибках отбора.
Вопросы темы:
1. Оценка персонала на этапе отбора.
2. Эффективность процесса поиска и отбора кадров.
Вопрос 1 Оценка персонала на этапе отбора.
Решение о приеме кандидата на работу является ни только самым важным в процессе отбора, но порой самым сложным. Оно должно быть максимально объективным, и следует предпринять все необходимые меры, чтобы исключить возможность ошибки. Принять верное решение помогает отработанная схема анализа результатов, полученных на всех этапах отбора (воронка отбора, рис. 8.), и четкие принципы, лежащие в основе подготовки окончательного решения.
Рис. 8. Воронка отбора[16]
Окончательное решение – кто из соискателей, прошедших собеседование, протестированных и обследованных, будет принят на работу и будет ли такой человек вообще выявлен? Это результат, на который работает вся процедура отбора кандидата на имеющуюся вакансию.[17] Результат принятия решения важен как для организации – ее вложения в новичка будут резко возрастать с момента принятия его на работу.
Процесс принятия окончательного решения предполагает следующие шаги:
1. Оценка всей имеющейся информации.
2. Сопоставление оценок с оценками других лиц, принимавших участие в процессе отбора.
3. Принятие окончательного решения о приеме на работу на основе анализа всей доступной информации.
4. Информирование кандидатов о принятом решении.
Система оценки кандидатов.
Анализируя информацию о кандидатах после того, как они прошли батарею методов отбора, для принятия окончательного решения необходимо иметь возможность не только установить степень соответствия кандидатов установленным критериям, но и сравнить кандидатов друг с другом. Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:
· она должна быть основана на точной информации и давать многостороннюю оценку кандидатов;
· она должна стимулировать тех, кто производит отбор, к тому, чтобы обосновывать свой выбор, ориентируясь несогласованную систему критериев;
· она должна помогать работникам организации; принимающим участие в процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного и обоснованного решения;
· она должна быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.
За основу системы объективных оценок берутся ключевые требования к соответствующей должности (образование, опыт работы, наличие определенных качеств и др.). Оценки кандидата на вакантную должность по этим пунктам оцениваются в баллах от 1 (плохо) до 5 (отлично). Количество показателей, подлежащих оценке, может колебаться и доходить до 25.
При оценке кандидатов следует использовать всю шкалу оценок. Специалисты, осуществляющие отбор, должны стараться избегать искушения выставлять всем кандидатам средние оценки. Нельзя также ставить оценки с плюсом или с минусом (3+ или 5-).
Всегда есть вероятность того, что ни один из кандидатов не удовлетворит требованиям данной вакансии. Однако в ряде случаев давление обстоятельств может спровоцировать неверное решение: прием на работу неподходящего кандидата или «лучшего из худших». Спешка и стремление найти простое решение являются плохими советчиками. Несмотря на возможность дополнительных расходов, затраты времени и сил, следует продолжать процесс отбора до тех пор, пока не будет найден кандидат, действительно устраивающий организацию.
1. работники оценочных центров не связаны с оцениваемыми отношениями начальник – подчиненный, что делает их оценки более объективными;
2. при оценке упор делается не на оценку прошлой деятельности кандидатов, а на наблюдение и оценку его поведения в специально моделируемых ситуациях;
3. стандартизация тестовых упражнений уравнивает шансы разных кандидатов;
4. использование широкого набора тестов, упражнений и деловых игр позволяют кандидатам максимально полно проявить свой потенциал;
5. оценочные деловые игры тесно увязаны с наиболее значимыми аспектами работы руководителя, что позволяет по их итогам делать обоснованные заключения относительно конкретных кандидатов. Если руководство предприятия принимает решение о необходимости создания центра, то еще один вопрос, который следует решить: в какой форме будет работать центр оценки? На постоянной основе или его работа будет прекращена сразу после завершения оценочных процедур и подготовки соответствующих отчетов.
Приведем конкретные примеры вопросов при отборе менеджеров:
При проведении внутреннего и внешнего аудита допустимо использовать работу Assessment Center («Центр оценки») и Development Centre («Центр развития»).
Assessment Center («Центр оценки») – стандартизованная технология, предназначенная для комплексной оценки персонала в организации в соответствии с критериями, сформулированными руководителем (заказчиком).
Ассесмент-центр («Центр оценки») является комплексной процедурой оценки личностного и профессионального потенциала руководителей и ключевых сотрудников организации, в которой используются разнообразные методы оценки:
· ситуационно-поведенческие тесты;
· бизнес-симуляции;
· профессиональные и личностные тесты;
· глубинное интервью;
· интервью по компетенциям и т.д.
«Центр оценки» является универсальной процедурой, позволяющей решать самые различные
задачи. Перечислим основные их них:
· Формирование кадрового резерва.
· Принятие решений о приеме кандидата на руководящую должность и прогнозирование успешности его профессиональной деятельности в рамках компании.
· Оценка профессионально важных качеств и управленческого потенциала руководителей всех уровней.
· Проведение конкурса на замещение вакантной должности.
· Оценка уровня сформированности команды и прогнозирование успешности работы в данном составе.
· Определение потребности в обучении и развитии ключевых специалистов.
· Разработка корпоративной системы оценки эффективности профессиональной деятельности и др.
Development Centre («Центр развития») – один из методов оценки профессионально важных качеств и навыков сотрудников организации, обладающий мотивационным и обучающим эффектом. «Центр развития» рекомендуется проводить:
· В начале обучения, направленного на формирование менеджерских навыков. Этот метод повышает внутреннюю мотивацию участников на дальнейшее обучение, позволяет им понять свои «проблемные зоны» и расставить приоритеты в развитии.
· В конце программы обучения. В этом случае участники могут самостоятельно оценить уровень сформированности своих управленческих навыков, понять, каких результатов достигли в процессе обучения.
Основное отличие технологии «Центр развития» (Development center) от «Центра оценки» (Assessment center) заключается в том, что последняя в большей степени предназначена для диагностики личностного и профессионального потенциала и обычно применяется с целью отбора персонала и оценки эффективности деятельности сотрудника. А метод «Центр развития» скорее ориентирован на решение задач развития, обучения сотрудников и на оценку соответствующих навыков.
Цели применения технологии «Центр развития» (Development center):
· получить данные об уровне сформированности менеджерских навыков сотрудников компании;
· повысить их мотивацию к обучению и профессиональному росту;
· создать «ориентировочную основу деятельности», то есть сориентировать участников в том, какие действия необходимо выполнить для реализации того или иного навыка и др.
Методы работыDevelopment Centre («Центр развития»):
В процедуре «Центра развития» используются упражнения, деловые игры и проектные задания. Каждое упражнение или ролевая игра направлены на выявление определенного качества или умения. В разных заданиях оцениваются несколько навыков.
Упражнения построены перекрестным методом, когда данные, полученные в одном упражнении, подтверждаются или корректируются данными, полученными в ходе выполнения другого упражнения. Таким образом, мы получаем надежную информацию о человеке, многократно проверенную несколькими методами.
После выполнения упражнения участники получают бланки с заранее разработанными показателями или индикаторами, указывающими на наличие у участника оценки того или иного навыка. В ходе просмотра записи упражнения те участники «Центра развития», которые выполняли данное задание, оценивают степень сформированности у себя навыка по заранее определенной и утвержденной шкале.
При завершении работы по технологии «Центр развития» каждый участник получает обратную связь, и составляется план его индивидуального развития.
С помощью «Центра развития» оцениваются следующие навыки:
· планирования деятельности руководителя;
· прогнозирование развития ситуации;
· систематизация и анализ информации;
· навык «видения будущего»;
· проведения переговоров;
· публичное выступление;
· навык самоорганизации;
· проведение рабочих совещаний;
· принятие управленческих решений;
· постановка задачи подчиненным и контроль исполнения;
· предоставление подчиненному информации о его действиях;
· предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
· создания проектной команды (временной рабочей группы).
Тема 5. Решение о приеме кандидата на работу
Цели изучения темы:
1. Помочь студенту овладеть необходимым объемом знаний и навыков, необходимых для грамотного принятия решения о приеме кандидата на работу.
2. Обеспечить (совместно с материалами других учебных курсов) его подготовку к эффективному выполнению данной функции в месте его будущей работы.
Задачи изучения темы:
1. Изучить особенности и возможные ошибки при оценивании кандидата.
2. Изучить процедуру принятия окончательного решения о приеме кандидата на вакантную должность.
3. Изучить показатели эффективности процесса поиска и отбора кадров.
Успешно изучив тему, Вы должны:
знать:
· систему оценок кандидата;
· ошибки, допускаемые в процессе оценивания кандидата;
· типы процедур принятия окончательного решения;
· как и для чего, необходимо умет грамотно отказать претенденту;
· показатели эффективности отбора;
· прямые и косвенные затраты при ошибках отбора.
уметь:
· грамотно разработать систему оценки кандидата;
· провести процедуру принятия окончательного решения.
приобретете навык:
· используя полученные знания, наиболее эффективно организовывать и провести процедуру отбора персонала в организации.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· окончательное решение;
· воронка отбора;
· система оценки кандидатов;
· ошибка центральной тенденции;
· ошибка снисходительности;
· ошибка высокой требовательности;
· эффект ореола;
· ошибка контраста;
· стереотипизация;
· процедура принятия окончательного решения;
· отказ о приеме на работу;
· показатели эффективности процесса приема и отбора персонала;
· интервью с увольняющимся;
· прямые и косвенные финансовые потери при ошибках отбора.
Вопросы темы:
1. Оценка персонала на этапе отбора.
2. Эффективность процесса поиска и отбора кадров.
Вопрос 1 Оценка персонала на этапе отбора.
Решение о приеме кандидата на работу является ни только самым важным в процессе отбора, но порой самым сложным. Оно должно быть максимально объективным, и следует предпринять все необходимые меры, чтобы исключить возможность ошибки. Принять верное решение помогает отработанная схема анализа результатов, полученных на всех этапах отбора (воронка отбора, рис. 8.), и четкие принципы, лежащие в основе подготовки окончательного решения.
Рис. 8. Воронка отбора[16]
Окончательное решение – кто из соискателей, прошедших собеседование, протестированных и обследованных, будет принят на работу и будет ли такой человек вообще выявлен? Это результат, на который работает вся процедура отбора кандидата на имеющуюся вакансию.[17] Результат принятия решения важен как для организации – ее вложения в новичка будут резко возрастать с момента принятия его на работу.
Процесс принятия окончательного решения предполагает следующие шаги:
1. Оценка всей имеющейся информации.
2. Сопоставление оценок с оценками других лиц, принимавших участие в процессе отбора.
3. Принятие окончательного решения о приеме на работу на основе анализа всей доступной информации.
4. Информирование кандидатов о принятом решении.
Система оценки кандидатов.
Анализируя информацию о кандидатах после того, как они прошли батарею методов отбора, для принятия окончательного решения необходимо иметь возможность не только установить степень соответствия кандидатов установленным критериям, но и сравнить кандидатов друг с другом. Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:
· она должна быть основана на точной информации и давать многостороннюю оценку кандидатов;
· она должна стимулировать тех, кто производит отбор, к тому, чтобы обосновывать свой выбор, ориентируясь несогласованную систему критериев;
· она должна помогать работникам организации; принимающим участие в процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного и обоснованного решения;
· она должна быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.
За основу системы объективных оценок берутся ключевые требования к соответствующей должности (образование, опыт работы, наличие определенных качеств и др.). Оценки кандидата на вакантную должность по этим пунктам оцениваются в баллах от 1 (плохо) до 5 (отлично). Количество показателей, подлежащих оценке, может колебаться и доходить до 25.
При оценке кандидатов следует использовать всю шкалу оценок. Специалисты, осуществляющие отбор, должны стараться избегать искушения выставлять всем кандидатам средние оценки. Нельзя также ставить оценки с плюсом или с минусом (3+ или 5-).
Всегда есть вероятность того, что ни один из кандидатов не удовлетворит требованиям данной вакансии. Однако в ряде случаев давление обстоятельств может спровоцировать неверное решение: прием на работу неподходящего кандидата или «лучшего из худших». Спешка и стремление найти простое решение являются плохими советчиками. Несмотря на возможность дополнительных расходов, затраты времени и сил, следует продолжать процесс отбора до тех пор, пока не будет найден кандидат, действительно устраивающий организацию.