Файл: 1. Организационные структуры и тенденции их развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3

1. Организационные структуры и тенденции их развития………………………..5

1.1. Общее понятие структуры и организации взаимодействия………………….5

1.2. Характеристика основных видов структур, их преимущества и недостатки…………………………………………………………………................9

1.3. Современные тенденции развития организационных структур……………15

2. Анализ организационной структуры АО «Пермалко»………………………..18

2.1. Характеристика АО «Пермалко»……………………………………………..18

2.2. Характеристика организационной и управленческой структуры ………….21

2.3 Анализ эффективности функционирования организационной структуры…25

3. Совершенствование организационной структуры организации……………..29

3.1. Проект мероприятий…………………………………………………………..33

3.2. Эффективность мероприятий…………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………...40

Приложение…………………………………………………………………………41

Введение
Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования, т.е. приведение организационной структуры и организационного механизма в соответствие с целями управления.

Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования.

В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель исследования - изучение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы формирования организационной структуры предприятия;

  • изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия;

  • провести анализ организационной структуры исследуемого предприятия;

  • разработать проектное мероприятие по совершенствованию организационной структуры и оценить его эффективность.


Объект исследования – организационная структура предприятия АО «Пермалко».

Предмет исследования – совершенствование организационной структуры предприятия АО «Пермалко».

Основными источниками для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые и информационные документы предприятия; интернет - источники.

Методологию исследования составляют системный и функциональный анализ, графический, статистический и аналитический методы.

1. Организационные структуры и тенденции их развития

1.1. Общее понятие структуры и организации взаимодействия

В современности под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Организационная система управления определяется также как форма распределения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленных на решение поставленных задач и достижения назначенных целей. Можно сказать, что структура управления, есть не что иное, как оптимальное распределение работы, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между членами коллектива организации [2].

Из приведенного выше видно, что структура управления достаточно емкое и неоднозначное понятие. Она с одной стороны, безусловно, отражает субъект управления в организации. С другой стороны, осуществляет взаимодействие субъекта и объекта управления.

Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, сложная и многозначная его категория. Она тесно связана с процессом управления, функциями, целями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий процесс, с участием менеджеров всех категорий, профессиональной специализации и уровней. Каждый из них имеет отдельные задачи и зоны ответственности, находясь при этом в отношениях сотрудничества, руководства-подчинения и контроля. Структура сравнима с каркасом здания управленческой системы, служащим для своевременности и эффективности всех протекающих в ней процессов.


В таблице 1 приведены ее характеристики, сформулированные разными авторами, в изученных источниках.

Таблица 1.

Сущность организационной структуры по мнению разных авторов

Характеристика

Автор

Структура организации определяется как совокупность способов, посредством которых осуществляется процесс разделения труда на отдельные рабочие задачи, и координация действий по решению поставленных задач [5].

Минсцберг Г.

Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации [9].

Румянцева З.П.

Понятие организационная структура управления включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей [6].

Мильнер Б.З

Организационная структура управления определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [3].

Кузнецов Ю.В.

Организационная структура управления - это совокупность управленческих связей между управляющей (менеджментом) и управляемой (исполнителями) подсистемами организации, характеризующая порядок взаимодействия между ними в соответствии с иерархической соподчиненностью и полномочиями [8].

Михненко П.А.


На основе анализа данных приведенной выше таблицы можно определить ключевые понятия организационной структуры управления. Ими являются связи (отношения), уровни и полномочия.

Целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой, и внутреннего взаимодействия элементов системы.


Элементами организационной структуры управления могут быть как работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Система управления организацией представлена на рисунке 1.



Рисунок 1. Система управления организацией

Структура управления может быть представлена в виде живого организма, где каждому органу отведена определенная функция, и в своей совокупности, координации действий, они составляют процесс жизнедеятельности конкретного предприятия.

Связь организационной структуры с такими важными аспектами деятельности предприятия, как цели, функции, процессы управления персоналом и полномочиями сотрудников свидетельствует о высокой степени ее влияния на все стороны жизни организации [4].

Являясь частью общей науки об управлении, теоретические основы построения организаций разрабатывались на стыке разных отраслей знаний.

Основой для разработки научного подхода к построению организаций, методов и принципов управления ими послужили такие факторы, как: прогресс в развитии наук о человеке и точных наук; отделение управления от собственности; увеличение количества крупных организаций.

Как следствие, появилось множество научных идей и школ, в круг деятельности которых входило изучение основных стимулов функционирования и характерных черт организаций, закономерности их построения. Ведущими стали такие понятия, как человеческие отношения, формальные и неформальные организации, разделение функций и ответственности, математический аппарат процессов управления, принятие управленческих решений, социальные системы.

Разработка принципов организационных структур управления проводилась одновременно с разработкой теории управления и теории организации. Однако следует разделять принципы управления, которые лежат в основе построения всей системы и принципы построения организационной структуры управления.

Так, теоретик и практик менеджмента, французский ученый Анри Файоль предложил 14 принципов управления, среди которых можно выделить структурные принципы: разделения труда, единства цели и руководства, соотношения централизации и децентрализации, власти и ответственности
, иерархии, или скалярной цепи [6].

Универсальная теория формирования организационной структуры управления, называемая теория Гласиер выделяет в организационной структуре четыре подсистемы: исполнительную, апелляционную, представительскую и законодательную.

Каждая из этих подсистем выполняет функции, соответствующие своему назначению, и в то же время их функции частично перемежаются и взаимодействуют друг с другом.

Американский ученый, Игорь Ансофф, выделял два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур:

  • структурный подход, согласно которому, основной упор осуществляется на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления;

  • динамический подход, согласно которому наибольшее внимание сосредотачивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она функционирует, и с источниками ресурсов [11].

Последняя теория получила более широкое распространение.

Опираясь на вышеуказанные теории, следует подчеркнуть необходимость для современных предприятий, в условиях динамично меняющейся внешней среды, уделять должное внимание реформированию организационных структур, с целью повышения их гибкости и адаптивности.

Таким образом, нами проведен терминологический анализ, в результате которого было сформулировано понятие организационной структуры управления предприятием; были рассмотрены основные теории, принципы, концепции, подходы, применяемые для изучения организационных структур и их практического применения для конкретных хозяйствующих субъектов.
1.2 Характеристика основных видов структур, их преимущества и недостатки
Разнообразие организационных структур связано с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий [11].

Далее, будет дана характеристика основным видам организационных структур, рассмотрены их преимущества и недостатки.

1. Линейная структура.

При данном управлении каждая группа имеет одного руководителя, через которого проходит вся информация о состоянии, продвижении и различных нарушениях, если они всё-таки совершаются. Поскольку контроль передаётся по цепочке, начиная с самого высокого, образуется лестница иерархии.