Файл: Практическая часть. Практическое применение различных методов подготовки учителя к уроку русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приём «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».
Этапы урока | Приёмы, методы | Учитель | Ученики |
Формулирование темы и целей урока | Приём «актуальность» | Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по- разному? | - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение. |
Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем , правильно ли ставят ударения в словах . Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Как вы думаете, какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке? | Тема урока: «Ударение». | ||
| | Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях | |
Прием "Инсерт" - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
Таким образом, структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
4.Технологическая карта, как новый вид методической продукции для подготовки к уроку русского языка.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
-
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; -
цель освоения учебного содержания; -
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); -
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); -
основные понятия темы; -
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); -
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет:
-
увидеть учебный материал целостно и системно; -
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса; -
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке; -
согласовывать действия учителя и учащихся; -
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, -
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС; -
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -
системно формировать у учащихся УУД; -
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); -
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; -
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); -
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; -
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт; -
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
-
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -
используются эффективные методы работы с информацией; -
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
5. Интерактивное обучение на уроках русского языка.
Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением новых учебников, интерактивной доски. Учителю необходимо тщательно готовиться к урокам, подбирать материал или разрабатывать его самостоятельно на должном уровне. Поэтому каким бы отличным не был УМК, оборудование, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы очень сложно классифицировать, так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Следует обратить внимание на условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Проанализировав педагогическую литературу, мне удалось выделить несколько десятков методов интерактивного обучения. Вот некоторых из них.
Мозговой штурм - это поиск за короткое время новых идей. Например, при изучении темы «Употребление прилагательных в речи» детям предлагается представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)
Для формирования орфографической зоркости, на уроках русского языка можно использовать такие интерактивные методы обучения, как метод «Карусель» (детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму), «Броуновское движение»
(необходимо найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате). Самое неприятное в данных методах, конечно – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой культуры поведения.
Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Полезно завести индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки.
При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций.
Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками. Чтобы такая работа прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые методы и приёмы. Например: метод «Лови ошибку» (представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, – найдите и исправьте их). Метод «Водоворот» используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе.
На этапе подведения итогов деятельности учащихся можно использовать метод «микрофон» или интервью. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? А какое задание показалось самым трудным?
Кроме методов, есть множество интерактивных приёмов обучения.
Приём «Да–нетка», «Согласен–не согласен» (в форме диктанта, с помощью хлопков, движений), приём «Диктант значений», приём «Буквенный диктант», приём «Шаг за шагом» (ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала), приём «