Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ооо Колоевский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политические риски – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.);

Экономические (коммерческие) риски – это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

По характеру учета риски делятся на внешние и внутренние риски.

К внешним рискам относятся риски, не имеющие непосредственной связи с деятельностью предприятия или его целевой аудиторией. На уровень внешних рисков влияет огромное количество факторов – например, политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.;

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его целевой аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По характеру последствий риски подразделяются на чистые и спекулятивные риски.

Чистые риски характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.;

Спекулятивные риски характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.;

Классификация рисков по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Производственный риск связан с невыполнением предприятия своих обязательств по производству товаров или услуг в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также
неправильной эксплуатации новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.;

Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.;

Финансовый риск связан с невыполнением фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей;

Страховой риск – это риск наступления, предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах. Основными причинами страхового риска являются неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить организационные, рыночные, кредитные, юридические риски и технико-производственные риски.

Организационные риски – это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;

Рыночные риски – это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;

Кредитные риски – риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг;



Юридические риски – это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;

Технико-производственные риски – риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

Помимо вышеприведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

  • допустимый риск – это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

  • критический риск – это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

  • катастрофический риск – риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке недвижимости, риски на рынке ценных бумаг и пр. [Саймон, Хэмен Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании / Хэмен Саймон. - М.: Претекст, 2016].[5]

На основе изученной информации я сформировала таблицу классификации рисков (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация торговых рисков

Критерий

Вид риска

По причине возникновения

  1. Снижение объема реализации

  2. Повышение цены товара 

  3. Непредвиденное снижение объема

  4. Количественные потери товара

  5. Потеря качества товара

  6. Повышение издержек обращения

  7. Неплатежеспособность покупателя

  8. Риск, связанный с личностью коммерсанта

  9. Риск, связанный с недостатком информации

По этапу товародвижения

  1. Риск невыполнения договорных обязательств

  2. Транспортный риск  

  3. Риск форс-мажорных обстоятельств

  4. Количественные потери товара

  5. Риск, связанный с приемкой товара 

  6. Риск при реализации товара

По степени риска

  1. Допустимый риск

  2. Критический риск  

  3. Катастрофический риск

По сфере возникновения

  1. Внутренний риск

  2. Внешний риск

По степени правомерности   

  1. Оправданный риск

  2. Неоправданный риск

В соответствии с возможностью страхования 

  1. Страхуемый риск

  2. Не страхуемый риск

По вероятности потери для предприятия   

  1. Статический (простой) риск

  2. Динамический (спекулятивный) риск


Исходя из таблицы видно, что существует множество торговых рисков, каждый из которых обладает своими характеристиками и особенностями.

Основные причины возникновения коммерческого риска:

  1. Снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

  2. Повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

  3. Непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

  4. Потеря товара;

  5. Потеря качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

  6. Повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Таким образом, выделяют ряд причин, которые могут повлечь возникновение коммерческих рисков. Зная их, риск-менеджер сможет разработать комплекс мер по их предотвращению или минимизации воздействия на деятельность компании.

В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые факторы снижения рисков.

К управляемым факторам относят:

  • показатели, характеризующие качество работы коллектива;

  • уровень организации производства и труда;

  • качество управленческой работы;

  • степень использования ресурсов;

  • эффективность хозяйственного процесса.

К условно неуправляемым факторам относят:

  • предыстория функционирования анализируемого объекта;

  • климатические, географические, политические условия реализации продукции.

Деление факторов на управляемые и неуправляемые зависит от квалификационного уровня управленческого персонала компании.

Таким образом, с риском предприятия сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так и долгосрочных контрактов. Существуют определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Наряду с общими рисками есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов товаров. Сложность классификации торговых рисков заключается в их многообразии.


Сам риск, как следует из определения, обладает характерными свойствами:

  1. Неопределённость. Риск существует только тогда, когда возможно не единственное развитие событий;

  2. Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу или другим негативным для организации последствиям;

  3. Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода;

  4. Значимость. Риск существует, когда предполагаемое событие имеет практическое значение и затрагивает интересы хотя бы одного субъекта. Риск без принадлежности не существует.

Известно, что риску присущи стимулирующая и защитная функции. Стимулирующая функция имеет конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств) и деструктивный (авантюризм, волюнтаризм) аспекты. Защитная функция тоже имеет два аспекта: историко-генетический (поиск средств защиты) и социально-правовой (необходимость законодательного закрепления понятия «правомерность риска»). Некоторые специалисты предлагают выделять ещё две функции риска: компенсирующую (возможность дополнительной прибыли) и социально-экономическую (селективную — выделения эффективных собственников).

Функции риска:

  • защитная – проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск — это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам;

  • аналитическая – наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов правильного решения;

  • инновационная – проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных решений проблем;

  • регулятивная – имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной.