ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— темнеть (приставочный),
• — автозавод (суффиксальный),
• — единый (приставочно-суффиксальный),
• — лёд, колоть (сложение),
• (вкусное) мороженое — мороженое (мясо) (переход одной части речи в другую).
1. Работа с учебником стр. 64, 65, упр. 126 (II).
Ответы к упражнению:
Человеколюбивый роман, человеконенавистничество, человекообразный; сердобольный, сердечно-сосудистая хирургия, сердцебиение, сердцеед; жестокий душегуб, великодушие, малодушный поступок, душевнобольной, душегрейка, душещипательный; благоухание, благотворительность, благоприятный, благополучный, благовоние, благонравие, монашеское благочестие.
2. Упр. 128, 129.
(Домофон — устройство перед входной дверью дома, служащее вместо замка и осуществляющее связь между жильцами и их гостями.)
3. Упр. 132, 133 (устно).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Самостоятельная работа: упр. 134.
IV. Итоги урока
— Что изучает морфемика?
— Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
— Какие способы образования слов вы знаете?
— Расскажите о морфологическом способе словообразования.
— Что значит неморфологический способ словообразования?
Домашнее задание
Упр. 126 (I часть); упр. 131.
Урок 24 (20)
Выразительные словообразовательные средства
Цели урока:
Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Осложнённое списывание.
а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.
б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении...
(Б. Тимофеев)
Задание к тексту:
Записать I часть в форме диалога
, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
— Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» — пренебрежительное.)
— Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)
— Выполните морфемный разбор слов:
— Определите значение морфем в первом слове.
• со- — вместе ( );
• -ник- — лицо ( , сотрудник)
2. Слово учителя:
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
• уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- ( ), -ик- ( ), -ишк- ( ), -к- ( ), -ушк- ( ), -чик- ( ), -еньк- ( )
• увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- ( ), -онк- ( )
• элемент вносят приставки: вос- (
)
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)
Ответы к заданию:
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— С какой целью автор использует их в своём произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)
Ответы к заданию:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверёк.
Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-:
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.
Домашнее задание
Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.
Урок 25 (21)
Обобщающее повторение частей речи
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)
Ответ к заданию:
Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.
— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)
— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)
— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.
— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)
— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (её, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
• Союз (когда, что, и)
• Предлог (в, из, с)
• Частица (не, уже)
— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
2. Закрепление умения определять омоформы и омофоны.
Слово учителя:
В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.
Умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.
— Подчеркните омоформы и омофоны.
3. Правописание ь после шипящих.
— Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце пишется после шипящих.
• существительные 3-го скл.: рожь, дичь;
• глаголы в неопред. форме: печь, течь;
• глаголы повелительного наклонения: режьте, съешьте;
• глаголы во 2-м лице ед. числе: колешь, рубишь;
• наречия: навзничь, сплошь.
— Назовите части речи, в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.
• существительные 2-го скл. м. рода: гараж, врач;
• существительные мн. числа в родительном падеже: туч, крыш;
• краткие прилагательные: колюч, свеж.
— Составьте словарный диктант по вариантам: I вариант — ь пишется; II вариант ь не пишется (10—15 слов).
II. Итоги урока
— В каком разделе лингвистики изучаются части речи? По какому принципу происходит деление частей речи на группы?
III. Домашнее задание
1. Дать ответы на вопросы 1-3 стр. 67 учебника;
2. Упр. 148;
3. Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.
(Задание 2 или 3 — на выбор учащихся.)
• — автозавод (суффиксальный),
• — единый (приставочно-суффиксальный),
• — лёд, колоть (сложение),
• (вкусное) мороженое — мороженое (мясо) (переход одной части речи в другую).
1. Работа с учебником стр. 64, 65, упр. 126 (II).
Ответы к упражнению:
Человеколюбивый роман, человеконенавистничество, человекообразный; сердобольный, сердечно-сосудистая хирургия, сердцебиение, сердцеед; жестокий душегуб, великодушие, малодушный поступок, душевнобольной, душегрейка, душещипательный; благоухание, благотворительность, благоприятный, благополучный, благовоние, благонравие, монашеское благочестие.
2. Упр. 128, 129.
(Домофон — устройство перед входной дверью дома, служащее вместо замка и осуществляющее связь между жильцами и их гостями.)
3. Упр. 132, 133 (устно).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Самостоятельная работа: упр. 134.
IV. Итоги урока
— Что изучает морфемика?
— Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
— Какие способы образования слов вы знаете?
— Расскажите о морфологическом способе словообразования.
— Что значит неморфологический способ словообразования?
Домашнее задание
Упр. 126 (I часть); упр. 131.
Урок 24 (20)
Выразительные словообразовательные средства
Цели урока:
Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Осложнённое списывание.
а) Я пр..обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с..беседник.
б) Так я выяснил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении...
(Б. Тимофеев)
Задание к тексту:
Записать I часть в форме диалога
, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
— Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» — пренебрежительное.)
— Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)
— Выполните морфемный разбор слов:
— Определите значение морфем в первом слове.
• со- — вместе ( );
• -ник- — лицо ( , сотрудник)
2. Слово учителя:
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
• уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- ( ), -ик- ( ), -ишк- ( ), -к- ( ), -ушк- ( ), -чик- ( ), -еньк- ( )
• увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- ( ), -онк- ( )
• элемент вносят приставки: вос- (
)
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)
Ответы к заданию:
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— С какой целью автор использует их в своём произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)
Ответы к заданию:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверёк.
Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-:
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.
Домашнее задание
Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.
Урок 25 (21)
Обобщающее повторение частей речи
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)
Ответ к заданию:
Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.
— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)
— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)
— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.
— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)
— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (её, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
• Союз (когда, что, и)
• Предлог (в, из, с)
• Частица (не, уже)
— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
2. Закрепление умения определять омоформы и омофоны.
Слово учителя:
В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.
-
Самостоятельные части речи
Производные предлоги
Положить на счёт предприятия.
Договориться насчёт встречи.
В течении реки.
В течение дня.
Не смотря в лицо.
Несмотря на погоду.
В продолжении книги.
В продолжение часа.
Благодаря за подарок.
Благодаря подоспевшей помощи.
На встречу с другом.
Навстречу ветру.
Провели в заключении.
В заключение речи хочу сказать.
В следствии допущены ошибки.
Вследствие дождя.
Оказаться в виду острова.
Ввиду ошибки.
Умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.
— Подчеркните омоформы и омофоны.
3. Правописание ь после шипящих.
— Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце пишется после шипящих.
• существительные 3-го скл.: рожь, дичь;
• глаголы в неопред. форме: печь, течь;
• глаголы повелительного наклонения: режьте, съешьте;
• глаголы во 2-м лице ед. числе: колешь, рубишь;
• наречия: навзничь, сплошь.
— Назовите части речи, в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.
• существительные 2-го скл. м. рода: гараж, врач;
• существительные мн. числа в родительном падеже: туч, крыш;
• краткие прилагательные: колюч, свеж.
— Составьте словарный диктант по вариантам: I вариант — ь пишется; II вариант ь не пишется (10—15 слов).
II. Итоги урока
— В каком разделе лингвистики изучаются части речи? По какому принципу происходит деление частей речи на группы?
III. Домашнее задание
1. Дать ответы на вопросы 1-3 стр. 67 учебника;
2. Упр. 148;
3. Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.
(Задание 2 или 3 — на выбор учащихся.)