Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ»

Крымское региональное отделение

На правах рукописи
Научная работа на тему:

МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Выполнил специально для проекта «Инфоурок»:

Корчинский Пётр Петрович

учитель, преподаватель права и юридических дисциплин,

преподаватель высшей школы

Член Ассоциации юристов России, магистр юриспруденции

Независимый эксперт, уполномоченный Министерством юстиции

России на проведение антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и проектов нормативных

правовых актов в случаях, предусмотренных

законодательством РФ (свидетельство об аккредитации

от 28.02.2018 г. №2970 на основании распоряжения

Минюста РФ от 28.02.2018 г. №210-р)

Симферополь, 2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в структуре мер административного принуждения

1.1. Понятие, содержание и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………7

    1. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях…………………………………………24


Глава 2. Механизм применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

    1. Основания применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………33

    2. Процессуальные формы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………..47

    3. Система субъектов уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………..52


Глава 3. Проблемы нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………62

Заключение…………………………………………………………………77
Список использованной литературы……………………………………...81

Введение
Актуальность темы. Конституция РФ устанавливает обязанность государства безоговорочно признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в т. ч. и в административно-правовой сфере.

В целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения принятого по нему постановления Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отдельной кодифицированной главе предусматривает комплекс мер административного принуждения, названных законодателем мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (далее - меры обеспечения). Основным назначением названных мер административного принуждения является обеспечение оптимальных условий для доказывания по делам об административных правонарушениях и исполнения назначенного наказания. От эффективности применения этих мер напрямую зависит и фактическая реализация мер административного наказания.

Вместе с тем пятнадцатилетний период действия современного административно-деликтного законодательства, обнажил необходимость совершенствования КоАП РФ.

При этом установление новых мер обеспечения либо коррекция их основных характеристик может осуществляться только посредством внесения изменений и дополнений в главу 27 КоАП РФ. Поэтому по вполне понятным причинам правила применения мер обеспечения не урегулированы в отраслевом законодательстве, охрана которого обеспечивается нормами административно-деликтного права. В связи с этим обстоятельством все предложения, которые направлены на усовершенствование законодательного регулирования применения мер обеспечения, должны быть связаны с возможным внесением изменений и дополнений только в КоАП РФ и иметь общий характер.

Актуальность обращения к исследованию мер обеспечения предопределена следующими факторами. Во-первых, необходимостью рассмотрения мер обеспечения производства в качестве системного явления, обладающего присущими целями и признаками, позволяющими определить специфику данного вида административного принуждения среди иных групп принудительных мер. Во-вторых, в настоящее время остается неурегулированным ряд п
роблем нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при применении мер обеспечения.

Состояние разработанности темы исследования. Системный анализ мер обеспечения был проведен А.Ю. Соколовым. Общие вопросы, касающиеся мер обеспечения, рассмотрены Л.С. Сафоновой. Существенный вклад в разработку отдельных проблем применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях внесли Р.Р. Айгистов, А.Ю. Анненков, А.И. Дворяк, В.В. Йонаш, А.И. Каплунов, В.Р. Кисин, А.Н. Кокорев, О.В. Левченко, А.О. Поддубный, Ю.В. Помогалова, Ю.И. Попугаев, П.П. Сергун, В.А. Тюрин, С.Б. Щербаков, Ф.З. Эльбердова и др. Однако системного анализа мер обеспечения в науке до настоящего времени не проведено. Многие вопросы остаются в недостаточной степени изученными.

Цель исследования состоит в разработке основных теоретических вопросов, касающихся системы мер обеспечения, их целей, выявлению их содержания и оснований применения, анализу проблем их применения мер обеспечения, разработке практических рекомендаций и предложений, в том числе по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач: определить понятие, содержание и цели применения мер обеспечения и их место в системе мер административного принуждения; исследовать систему мер обеспечения; раскрыть механизм применения мер обеспечения; исследовать основания применения и процессуальные формы реализации мер обеспечения; установить систему субъектов уполномоченных применять меры обеспечения; выявить проблемы нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при применении мер обеспечения; разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства об административных правонарушениях и правоприменительной практики в пределах исследуемой темы.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе применения мер обеспечения.

Предмет исследования составляют теоретические положения, а также правовые нормы, регулирующие условия и порядок применения мер обеспечения и правоприменительная практика по данной проблематике.

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы.


Теоретическую основу диссертации составили главным образом труды ведущих отечественных ученых-административистов, таких как: Д.Н. Бахрах, В.В. Денисенко, А.С. Дугенец, А.И. Каплунов, В.Р. Кисин, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, В.А. Тюрин и другие.

Методологическую основу исследования составил комплекс методов и средств, которые позволили всесторонне проанализировать предмет исследования и сделать соответствующие научные выводы. В ходе исследования применялись формально-правовой и нормативно-логический методы, а также метод комплексного подхода к анализу изучаемых явлений и закономерностей.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование специфики и проблем применения мер обеспечения. Раскрыто и обосновано авторское понимание понятий «применение мер обеспечения; выявлены особенности применения мер обеспечения. Научная новизна отражена в представленных и обоснованных теоретических положениях, выводах и практических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что многие сформулированные автором теоретические положения и выводы, а также концептуальные подходы по проблемам, связанным с институтом мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, могут быть использованы в практической, правотворческой деятельности, а также для дальнейших научных исследований.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников (69 наименований).

Глава 1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в структуре мер административного принуждения


    1. Понятие, содержание и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Законодатель в главе 27 КоАП РФ не дает легальной формулировки понятия мер обеспечения, а лишь перечисляет в каких целях уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять указанные меры (ст. 27.1 КоАП РФ). Отсутствие легального определения, закрепленного в КоАП РФ, порождает неоднородное понимание рассматриваемого правового явления в юридической литературе.


Общим для большинства исследователей является их определение в качестве процессуальных действий компетентных органов и их должностных лиц.1

Однако Б.В. Россинский отмечает в предлагаемом определении, что такие действия осуществляются уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.2

По мнению А.И. Дворяка, «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами процессуальные действия компетентных органов, пресекающие саму возможность совершения определенных деяний физическим или юридическим лицом, иной организацией, для производства последующих процессуальных действий, ориентированных на восстановление нарушенных интересов личности и государства и создание условий, обеспечивающих реализацию норм материального права».3

Отмечая в качестве недостатка отсутствие в имеющихся определениях отражения взаимосвязи специфических оснований применения и их пресекательно-обеспечительной природы, Ю.В. Помогалова рассматривает в качестве мер обеспечения «урегулированные административно-процессуальными нормами действия компетентных органов и их должностных лиц, осуществляемые в определенном порядке при наступлении обстоятельств, указанных в законе, направленные на пресечение правонарушений, обнаружение и фиксацию доказательств, создание иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении».1

Вместе с тем в науке имеются представления о мерах обеспечения в том числе как о «способах реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей граждан и иных лиц»,2 об «основной части мер административного принуждения»,3 о «средствах принудительного воздействия»,4 о «самостоятельной группе мер административно-процессуального принуждения».5

Предложенные определения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не всегда в полном объеме учитывают их сущностные характеристики.

В связи с этим определение дефиниции меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, представляющей собой сложное административно-правовое явление, возможно лишь на основе выявления присущих ей неотъемлемых признаков.