Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормы КоАП РФ, регламентирующие применение некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не указывают оснований и условий их применения или ограничиваются указанием на то, что они применяются в исключительных случаях или при необходимости. Подобная неопределенность правового регулирования неизбежно порождает произвольное усмотрение в правоприменении. Последнее таит в себе опасность возложения излишних, не оправданных необходимостью лишений и правоограничений на лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Конкретизация оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволит очертить пределы административно-юрисдикционного усмотрения при их применении, ограничить произвол и злоупотребление в процессе производства на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме этого следует обязательно предусмотреть, что протокол, составляемый при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, должен в обязательном порядке содержать указания на основания применения той или иной меры административного принуждения.

Гарантии защиты прав и законных интересов лиц в производстве по делам об административных правонарушениях требуют дальнейшего совершенствования.

Хотелось бы надеяться, что новый кодифицированный административно-деликтный закон, о принятии которого уже многие годы говорят видные отечественные административисты, сумеет придать этому обстоятельству соответствующую юридическую форму.

В правоприменительной практике мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выявлен ряд проблем, которые могут быть устранены путем нормативного закрепления соответствующих положений в КоАП РФ, в частности:

1. Часть 1 ст. 27.1 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, а также пресечения административного правонарушения, предупреждения совершения новых правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, выяснения обстоятельств административного правонарушения, обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».


2. Закрепить в статье 25.1 КоАП РФ право лица, в отношении которого либо в отношении транспортного средства или имущества которого проводится досмотр, право требовать составление соответствующего протокола досмотра;

3. Дополнить ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ указанием на недопустимость нарушения функциональных качеств досматриваемых вещей;

4. Для решения ряда возникающих при административном задержании проблем, возможно дополнить определение административного задержания, данное в ст. 27.3 КоАП РФ. А именно, в качестве оснований административного задержания следует указать «совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, или наличие достоверных данных, позволяющих подозревать указанное лицо в совершении такового». Положительным моментом было бы законодательно урегулировать порядок освобождения административно задержанных лиц.

5. В отношении каждого задержанного составлять подробный рапорт об обстоятельствах его задержания, придавать особое внимание на его противоправные деяния, а также поведение при задержании и после задержания;

6. В Федеральном законе «О полиции» предусмотреть дополнительно процедуру задержания военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, совершивших административные правонарушения.

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ //Российская газета от 22 декабря 2001 г. 249.

  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. №256.

  4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ// Российская газета от 7 июля 2002 г. №137.

  5. Гражданский процессуальный кодекс РФ // Российская газета от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ// Российская газета от 20 ноября 2002 г. №220.

  6. Гражданский кодекс РФ//Российская газета, №238-239, 08.12.1994, №23, 06.02.1996, №24, 07.02.1996, №25, 08.02.1996, №27, 10.02.1996, №233, 28.11.2001, №289, 22.12.2006.

  7. Закон РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета от 30 апреля 1992 г.
  8. 1   2   3   4   5   6

Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета от 12 апреля 1995 г. №72.


  • Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране» // Российская газета от 6 июня 1996 г. №106.

  • Федеральный закон от 10.01.1996 №5-ФЗ «О внешней разведке» // Российская газета от 17 января 1996 г.

  • Федеральный закон от 21.07.1997 №18-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета от 5 августа 1997 г. №149.

  • Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 г. №140.

  • Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета от от 8 февраля 2011 г. №25.
  • Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475 // Российская газета от 2 июля 2008 г. №140.

  • Правила хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №1452// Российская газета от Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013 г. №1 ст.48.

  • Правила перемещения транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а
    также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства и обеспечения запрещения его эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №1496// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2013 г. №2 ст. 101.

  • Требования к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов РФ и диспетчеров УВД на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство, утвержденные Приказом Минтранса России от 22.04.2002 №50// Российская газета от 30 мая 2002 г. №95.

  • Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. №185 // Российская газета от 7 июля 2009 г. №122.

  • Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденная Приказом ФСБ России от 23 декабря 2008 г. № 631// Российская газета от 20 февраля 2009 г. №30.

  • Приказ Федеральной службы судебных приставов от 2 мая 2012 г. №232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., №7.

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., №2, ст.163.

    Научная литература:

    1. Агеенкова Г.Т. Меры административного пресечения: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1982. - 169 с.

    2. Барышев А.М. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2011. - 135 с.

    3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Учебное пособие. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 204 c.

    4. Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Уральский ин-т экономики, управления и права, 1999. - 176 с.

    5. Гапон Ю.П. Вопросы соблюдения прав и свобод человека при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - 2014. - №8. - С. 34-37.

    6. Дворяк А.И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - 217 с.

    7. Денисенко В.В. Административное и судейское усмотрение в производстве по делам об административных правонарушениях: общее и особенное // Общество и право. - 2013. - №1. - С.229 - 230.

    8. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - 62 с.

    9. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 274 с.

    10. Казина Т.В. Сущность и содержание мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательства. - Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г.

    11. Каплунов А.И.Принудительные меры органов внутренних дел, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении // Полицейское право. – 2005. - №3 (3). - С. 75-79.

    12. Карагодин А.В. Применение органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 29 с.

    13. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. - М.: Изд-во МВШМ МВД СССР, 1987. - 59 c.

    14. Ковалева О. Н. Правовое регулирование реализации мер административного принуждения: монография. – Могилев: Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 88 с.

    15. Кокорев А.Н. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. – 26 с.

    16. Корнилов В.Н. Принцип устности и письменная форма процессуальных действий в советском гражданском процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1974. – 23 с.

    17. Корнуков В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. - 136 с.

    18. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА», 2011. – 486 с.

    19. Купреев С.С. Правовая ответственность государства при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2010. - №4. - С.70 - 75.

    20. Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань: зд-во Казан. ун-та, 1972. - 200 с.

    21. Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 18 с.

    22. Мельникова В.И. Проблемы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. - 2005. - №2.

    23. Микулин А.И. Право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2009. – 21 с.

    24. Мильшин Ю.Н. О мерах административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Административное право и процесс. - 2007. - № 5. - С.35-38.

    25. Некоторые проблемы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях на примере административного задержания и личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице//«Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития» материалы IV международной научно-практической конференции 10 апреля 2014 г., - М, 512 с.

    26. Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - 25 с.

    27. Попов А.И. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - №3. - С.41-44.

    28. Решетник Ю.Ф.К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. - 2007. - № 5. -С.19-22.

    29. Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. - 2011. - №10. - С.50 - 53.

    30. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. - М.: Норма, 2004. - 448 с.

    31. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры: теоретические вопросы. – Пермь: Пермское книжное изд-во, 1974. - 81 с.

    32. Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. - 2012. - №11. - С.50-54.

    33. Сафонова Л.С. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - 23 с.

    34. Сидоров Е.И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008. – 234 с.

    35. Слюсарева Т.Г. Административное усмотрение в деятельности государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. – 26 с.

    36. Соколов А.Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Современное право. – 2011 -. №3. - С.101-105.
    37. 1   2   3   4   5   6

    Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Монография. - М.: Норма, 2015. - 320 с.


  • Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2007. – 768 с.

  • Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.В. Малько. - М., 2011. - С.199 - 201.

  • Тюрин В.А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - 341 с.

  • Фатькин А., Шурухнов Н. Правовые основы, виды и проблемы частной охранной деятельности в Российской Федерации // Право и жизнь. - 2010. - №2.

  • Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией. Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. - 195 c.

  • Хвастунов К.В. Отличия мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от иных мер административно-правового принуждения // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2008. - №5.

  • Хорьков В.Н. Актуальные вопросы административного задержания в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции» // Современное право. - 2011. - №11. - С.23-25.

  • Юсупов Т.Б. Обеспечение иска в арбитражном и гражданском процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 22 с.

  • Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: разработан Минюстом РФ и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/01-20/00099061).

    Судебная практика

    1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // Российская газета от 3 июля 2009 г. №121.

    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»// Российская газета от 19 апреля 2005 г. №80.




    1 Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. - С.16.