ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69
Использование дидактических игр позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личной активности, качестве учебной деятельности, ответственном отношении к делу, самостоятельности, организованности и отзывчивости.
Моё исследование показывает, что игра способствует активизации учебной деятельности младших школьников, так как:
– усвоение знаний происходит не по необходимости, а по их желанию;
– игра воспринимается радостно, а это в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету;
– предоставляется возможность оценить себя на фоне других;
– создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
– ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
– предоставляется возможность установления межпредметных связей;
– игра обладает психотерапевтической возможностью и т.д.
Вышеперечисленные особенности дидактической игры способствуют формированию теоретических и фактических знаний, практических трудовых умений, развитию абстрактного, наглядно-образного мышления, памяти и речи.
По данным моего исследования, конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:
– представления элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач (технология задачного подхода);
70
– усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико- комму-никативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);
– имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий
(технология имитационных игр).
Триада «задача – диалог – игра» образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения, создающий ценностно- смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части всего учебного процесса.
Общие выводы и итоги исследования:
1. Изучение литературы, анализ, обобщение собранных по проблеме материалов и их обработка позволяют сделать вывод о том, что эффективным средством активизации учебной деятельности младших школьников на уроках права, положительно влияющим на повышение качества знаний, является систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала.
2. Дидактическая игра является методическим приемом, создающим оптимальные условия для проявления способностей и интересов учащихся в целях их максимального развития. Изменяя конкретное содержательное наполнение игр, учителя могут варьировать их сложность, задавая тем самым зону ближайшего развития, как для слабых, так и для сильных учащихся.
Следует отметить, что при различном уровне подготовки высокоинтеллектуальные дети задают высокие стандарты ответов, и у других игроков имеется возможность изучать и заимствовать их интеллектуальные стратегии.
3. Учебная игра может способствовать активизации учебной деятельности младших школьников лишь при соблюдении педагогом следующих условий:
– учитель владеет методикой организации дидактических игр;
71
– разработка или выбор дидактической игры диктуется целями, задачами, содержанием урока и индивидуальными, возрастными возможностями и потребностями школьников;
– правильное оснащение игры необходимыми предметами и игровыми атрибутами;
– психологическая готовность учащихся к участию в игре;
– совместная деятельность учителя и учащихся на принципах равноправного партнерства по общению.
4. Игра повышает учебную активность учащихся с разным уровнем успеваемости и активности. При работе со слабыми школьниками учебную игру желательно использовать с целью помочь им собрать все волевые усилия для напряженной самостоятельней работы и привлечения интереса к какому-либо предмету или процессу учения, которые должны впоследствии способствовать переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, эпизодической, ситуативной активности на стадию более устойчивого познавательного отношения.
В играх средних и сильных учеников чаще всего привлекает новизна, нестандартность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям, возможность творчески использовать свои знания и умения.
При работе с ними учитель должен использовать педагогическую игру для дальнейшей активизации учебной деятельности и как поощрение за хорошую работу.
5. Необходимость применения игры на уроке вызывается определенными целями, которые ставятся при обучении учащихся.
Дидактические игры применяются чаще при закреплении и повторении полученных знаний, реже – при объяснении новой темы, обобщении.
Игровые упражнения помогают детям при повторении и закреплении изученного, нередко они являются частью домашней работы. Сюжетно-
72 ролевые игры позволяют учащимся обобщить знания по обширным учебным темам и прийти к определенным выводам.
6. При соблюдении необходимых условий игра может стать важным методом обучения, как при фронтальной, так и при индивидуальной работе с учащимися.
7. Ценность использования игр в учебном процессе определяется тем, насколько они способствуют активизации учебной деятельности младших учащихся, вызывают интерес к изучаемому учебному материалу и обеспечивают прочное и сознательное его усвоение.
Экспериментальная работа показала, что использование системы дидактических игр позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, позволяет достичь более лучшего усвоения изучаемого материала. В ее процессе было замечено, что в игре дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, при этом активно помогают друг другу. Даже самые пассивные из учащихся включаются в игру с желанием и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей. Игры учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят такие задачи, решение которых требует проявления разнообразных форм учебной деятельности.
В общем, полученные в ходе обработки данные экспериментального материала, подтвердили правильность сформулированной в начале исследования гипотезы.
Следует заметить, что организуя соответствующим образом внешние воздействия (обучение, преподавание) и регулируя их, можно в известной мере управлять настроением и субъективными переживаниями учащихся.
Иначе говоря, применяя те или иные дидактические методы и приемы преподавания, учитель должен заботиться о том, чтобы придать им необходимо эмоциональную инструментовку и сделать их не только
73 средством более доходчивого и живого изложения материала, но и использовать для возбуждения внутренней настроенности ребят к учению.
Вышеизложенное показывает, что для стимулирования активности школьников большое значение имеет умение учителя воздействовать не только на их мыслительную деятельность, но и на внутреннюю, эмоционально-психологическую сферу. Мастерство обучения именно в том и состоит, чтобы достичь органического сочетания этих двух направлений педагогического воздействия
– рационального и положительно- эмоционального и привести в движение как внешние, так и внутренние факторы мыслительной активности учащихся.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Вот почему система методических средств и приемов активизации учебной работы младших школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Формирование же педагогических умений и навыков, и выработка мастерства обучения достигается только путем настойчивых упражнений и последовательного применения каждого приема учебной работы на практике.
В ходе проведения исследования в теоретической главе была выявлена сущность дидактической игры и рассмотрены особенности применения дидактических игр при обучении детей начальной школы.
Дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках права создаются такие условия, в которых
74 каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной правовой ситуации, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Были рассмотрены подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Действия во время игры способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс. Дидактическую игру различают по четко поставленной цели и результату.
Вывод, который можно сделать в результате анализа педагогического опыта, это то, что дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательных навыков и предметных умений у детей младшего школьного возраста.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств, формированием односторонней и полноценной личности.
Обучение должно быть развивающим, обогащать младшего школьника знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания младших школьников (особенно в начальный период), в частности дидактические игры.
В моем исследовании были рассмотрены лишь некоторые аспекты дидактической игры и сделаны выводы о том, что в своей совокупности дидактические игры при правильной их организации являются эффективным средством всестороннего развития. Они содействуют физическому и
75 умственному развитию младших школьников, совершенствованию у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Игры помогают младшим школьникам глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить, глубже чувствовать. Игры содействуют всестороннему развитию детей тем, что они побуждают их к проявлению инициативы и самостоятельности.
А.С. Макаренко отмечал, что «игра без усилий, без активной деятельности – всегда плохая игра». Таким образом, дидактическая игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самосостязательности или соревнования с соперниками. Мною выявлено одно из педагогических условий успешного развития внимания, памяти, воображения у младших школьников – это дидактическая игра, способствующая воспитанию умственной активности, активизирующая психические процессы, развивающая общеучебные умения и навыки.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Мною теоретически обосновано и экспериментально проверено положение о том, что применение дидактических игр в процессе обучения эффективно влияет на развитие познавательных интересов, памяти, внимания, мышления, творческого воображения младших школьников.
Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить, что применение дидактических игр на уроках права в начальной школе оказывает положительное воздействие на обучающихся. Дидактические игры позволяют ученикам проявлять свои лидерские качества на уроке, так же, способствуют развитию коммуникативных навыков. Дидактические игры относятся к активным и интерактивным методам обучения, что
76 актуализирует их важность в настоящее время при внедрении ФГОС. В результате обучающиеся начинают проявлять интерес к изучению предмета.
Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы. Учебные игры не являются универсальным средством, игры должны использоваться в тандеме с другими методами. Особое внимание, педагогу стоит уделить организации игры, ведь это очень сложная задача.
Для проведения игры в процессе урока учителю необходимо быть модератором в процессе игры, контролировать и регулировать ее ход. Если учитель даст слабину и не сможет держать верный ход игры, то цель и задачи не смогут быть реализованы.
Применение в практике преподавания игровых технологий способствует повышению эффективности урока, даже неактивные обучающиеся будут включены в урок. Благодаря игре у учащихся будут сформированы такие компетенции как ответственность за результат, навык работы с информацией, коммуникация внутри группы.
77
1 2 3 4 5