Файл: Теоретические и практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма цвет, величина, вес, качество материала и др.
“Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение...” – слова эти принадлежат Ж. Фабру, далекому от проблем детства, но хорошо понимавшему, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, взрослому, взявшемуся за самую, может быть, ответственную миссию – растить
Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не директора или надзирателя. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать.
Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики.
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактическую игру, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству.
В самостоятельных играх не следует навязывать содержание дидактической игры. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”, а “дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.
Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

14 1) установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
2) воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.
Как писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская: “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”.В своём исследовании я рассмотрела игровую деятельность младших школьников при изучении основ права.
Для младших школьников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребёнка в целом.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил в свое время В.А. Сухомлинский [2]. Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни младших школьников, то я придерживаюсь точки зрения И.Е. Берлянда, рассматривающего игру как «феномен сознания» [3]. Большинство


15 исследований, посвященных игре, начинается с утверждения о необыкновенной многозначности и неопределенности слов языка, относящихся к игре.
Дидактическая игра имеет принципиальное отличие от других видов учебных игр. В дидактической игре четко поставлена цель, которая должна напрямую зависеть от предполагаемого результата. То есть, учитель использует на уроке дидактическую игру ради определенных результатов
(например, в результате применения дидактической игры, ученики должны освоить тему, или развить какие-либо компетенции). Еще одной отличительной особенностью дидактической игры является усложнение учебных задач, которые предполагают моё исследование. В процессе дидактической игры, обучающийся осваивает теоретические знания на практике, то есть видит возможность применения полученных теоретических знаний на практике, которые пригодятся ему в дальнейшем (как правило, игровые ситуации основываются на реальных событиях).
Участие младших школьников в дидактических играх в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и знакомит с набором основных прав и обязанностей, необходимых для подготовки к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем, и их реализацией в рамках закона. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия.
Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека.
Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными

16 занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [27]. В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок» [16]. Интересно отношение к игре, как к обучающему методу
М.П. Баева.
В своем исследовании я даю основное понятие дидактической игры как средства обучения и делаю такие выводы:
1) дидактическая игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования;
2) правильно организованная с учётом специфики материала дидактическая игра тренирует память, помогает учащимся выработать правовые умения и навыки;
3) дидактическая игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) дидактическая игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [2]. Исходя из этого, задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной.
Наибольшее вынимание в учебном процессе уделяется дидактическим играм. Дидактическая игра – как вид игры, включенный в учебный процесс, является довольно молодой технологией обучения и воспитания, интенсивно вошедший в школу в 80-е годы двадцатого века, после того, как психологами были сформулированы теории активизации познавательной деятельности


17 учащихся, формирования познавательного интереса, развития познавательной самостоятельности школьников.
Исследованиям педагогических возможностей дидактической игры посвящены работы
В.М. Букатова,
О.С. Газмана,
Н.П. Аникеевой,
Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларина, П.И. Пидкасистого, Ж.С. Хайдарова и др.
Широкое применение игра в обучении находит в дошкольных учреждениях, но в школе ей до сих пор не уделяется особого внимания, хотя, по мнению
Г.К. Селевко, в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может быть использована как в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, так и в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Использование дидактических игр как средства обучения в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования младших школьников определяется рядом проблем:
– игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
– освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
– недостаточно сформирована познавательная мотивация;
– мотивы и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу;

18
– имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
Дидактические игры как средства обучения в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования младших школьников способствуют развитию у детей психических процессов.
Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Исходя из этого, дидактические игры призваны выполнять следующие основные функции:
– функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
– функция формирования психических новообразований;
– функция формирования собственно учебной деятельности;
– функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
– функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
– функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Я обратилась к классификации дидактических игр по основам права, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам права; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект (Баев П.М., 1989 г.). Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.


19
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
– игры по сенсорному воспитанию;
– лингвистические игры;
– изучению основ права;
– игры по ознакомлению с природой;
– по формированию математических представлений и др.
Современное право все чаще превращает дидактические игры в основной инструмент обучения основам права. Цель игр с правовыми понятиями – превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления; развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование правовых понятий, правовой интуиции, обогащение права.

1.2
Факторы,
определяющие
значимость
и
специфику
стимулирования
применения
дидактических
игр
в
процессе
преподавания основ права
Предмет «Право» в школе отличается от других своей спецификой.
Чтобы с возрастом у учеников не пропадал интерес к изучению права, чтобы не покидало чувство успеха, педагогу надо создать для этого все условия.
Современные уроки права должны быть разнообразными. Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках права способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности.
Стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Факторами, определяющими значимость и специфику стимулирования применения дидактических игр в процессе преподавания основ права могут выступать:

20 1. Планирование учебно-воспитательной работы на уроке: предвидеть направление поведения учеников и контролировать его; согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели; предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательной работы: развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся; формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.).
3. Правильное оценивание результативности учебно-воспитательной работы.
4. Поддержание доброжелательных отношений с учащимися, стремление сделать их активными участниками учебного процесса.
Стимулирование ребёнка дает ему:
– Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
– Повышение собственной значимости;
– Признание учителей и сверстников;
– Развитие творческих способностей;
– Гордость собой и своими успехами;
– Статус успешного человека.
Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Игра как метод обучения поможет в этом. В том и состоит ее особенность, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной